Меню
17 Января 2018, Среда

Служба для вдохновения: картины челябинского пожарного известны даже в Европе

11.01.2018 17:00 - автор Ирина ЯББАРОВА
Мольберт, кисти, измазанные краской руки, несколько потерянный внешний вид и обязательно большой берет, сдвинутый слегка на бок, — таким, как правило, рисует примитивное воображение обычного человека образ художника. Художника, который живет в своем мире, слегка сумбурном и беспорядочном, не всегда логичном и немного странном. Однако одна встреча быстро переворачивает примитивно мыслящее сознание: оказывается, художник может быть другим — при погонах, в военной форме, дисциплинированным, ответственным, собранным, привыкшим жить по приказу, и что самое удивительное — готовым рисковать собственной жизнью ради спасения чужой. 
Служба для вдохновения: картины челябинского пожарного известны даже в Европе

- А в нашем подразделении работает талантливый и очень неординарный человек, - обмолвилась как-то сотрудница пресс-службы пожарно-спасательного гарнизона Ирина Шафеева. - Вообще, он долгое время работал пожарным, выезжал на тушение пожаров разной категории сложности, сейчас на пенсии, но продолжает трудиться. И при всем при том, он настоящий художник. У него даже регулярно проходят выставки в разных городах.

- Как интересно! А познакомьте, пожалуйста! Я про него материал подготовлю, - проявила я журналистскую наглость.

- С удовольствием! - откликнулась на мою просьбу сотрудница пресс-службы. - У нас как раз на днях намечается серьезное мероприятие, в котором будет участвовать и наш ценный кадр, можете присоединиться, там и познакомитесь.

Понимая, что нельзя упускать уникальную возможность познакомиться с пожарным-художником, с радостью согласилась.

Знакомство состоялось еще в последних числах декабря прошлого года. К назначенному времени подъехала к городскому пожарно-спасательному гарнизону.

- Сейчас дождемся всех участников мероприятия и поедем на озеро Смолино проверять, как рыбаки соблюдают правила безопасности, - такими словами встретила Ирина Шафеева на пороге службы. - А вот и наш художник Владимир Вейс.

- Здравствуйте! - скромно улыбнулся Владимир и шагнул в увитую замершим плющом беседку, которая расположена на территории пожарно-спасательного гарнизона Челябинска. - Это вы про меня статью писать будете?

Искренняя и открытая улыбка сотрудника третьего отряда противопожарной службы Владимира Вейса, пожалуй, никого не оставит равнодушным. С первых минут общения понимаешь: Владимир — человек начитанный, хорошо разбирающийся в искусстве и культуре, а еще очень интересный собеседник, который знает много необычных и любопытных фактов, и готовый поделиться своими знаниями.

Правда, с расспросами про творческое увлечение пришлось немного повременить. Служба есть служба, а потому первым делом отправились в рейд на озеро Смолино (репортаж о рейде был опубликован на нашем сайте в конце декабря. - Авт.). Распугав всех рыбаков на Смолино, приняли коллективное решение — вот теперь можно поговорить и про творчество. Правда, для этого Владимир предложил поехать в областную публичную библиотеку, где на тот момент завершалась выставка художников-экспрессионистов, среди работ которых были выставлены в том числе и картины Владимира Вейса.

- Выставка «Штрих» работает уже почти месяц, - стал рассказывать Владимир по дороге в челябинскую публичку. - Это художественная выставка российских немцев — художников со всего Уральского региона. Вот как раз сегодня она уезжает в Еманжелинск, какое-то время работы будут представлены там.

IMG_6385.JPG

Художник родом из детства

Уже в областной публичной библиотеке с пристрастием начинаю пытать Владимира: откуда такой интерес к живописи? Где учились? Вообще с чего начался творческий путь?

- Все началось еще в детстве, - стал вспоминать Владимир. - Честно говоря, в школе я учился средне, двоечником, конечно, не был, но и до отличника мне было далеко. И дело даже не в том, что мне не нравилось учиться. Просто тогда, в детстве, я сильно страдал от заикания, и учителя, понимая, насколько мне сложно отвечать у доски, почти не спрашивали меня. А я обижался и думал, мол, раз не спрашивают, значит и уроки учить не надо. А на контрольных и самостоятельных, когда что-то не получалось, списывал у отличницы нашего класса. Домой же приходил, кидал портфель в угол и бежал на хоккей. На уроках же я часто рисовал: в тетрадях, дневнике. 

- На школьных партах — тоже? - аккуратно пошутила я.

- Нет, что вы, всегда считал, что портить казенное имущество неправильно, - смущенно улыбаясь, заверил Владимир. - Я хоть и учился средне, но никогда не хулиганил. Для своих художественных увлечений выбирал исключительно бумажные поверхности. У меня, кстати, всегда дневник был самым разрисованным. Однажды мои рисунки увидел кто-то из знакомых, очень удивился и посетовал записаться в изостудию. У меня к тому времени уже были такие мысли, но я как-то не решался, а тут раз получил одобрение, решил рискнуть. Стал ходить на занятия, очень быстро втянулся, появились друзья, которые разделяли мои увлечения. И если других детей родители обычно заставляют ходить в художественную школу, то я сам всегда с удовольствием бежал на занятия, мне очень нравилось рисовать, учиться чему-то новому. Потом стали ездить в лес на этюды. Эти выезды меня особенно вдохновляли, мне казалось, это так романтично. Окончив школу, поступил в профессионально-техническое училище по специальности «художник-оформитель». Отучился, получил диплом.

А после завертелась совсем другая, взрослая жизнь: работа в цехе завода «Пластмасс», служба в армии. Однако творческая жилка везде находила выход. Во время работы на заводе, руководство, узнав о таланте своего сотрудника, постановило: с квалифицированными рабочими на предприятии дефицита нет, а вот художник-оформитель очень необходим. Поэтому Владимиру выделили небольшое помещение под мастерскую, обеспечили всем необходимым и дали возможность рисовать. Оценили художественные способности молодого призывника и в армии. Служить довелось в одной из воинских частей под Новосибирском, благодаря таланту Владимира часть всегда была красиво оформлена.

- Перед демобилизацией мне должны были присвоить звание младшего сержанта, - продолжил делиться воспоминаниями Владимир Вейс. - А я заявил: не надо звания, дайте лучше хорошую рекомендацию в художественное училище, чтобы мне было легче поступить. Рекомендации я получил очень хорошие. С легкостью поступил в художественное училище, после четырех лет обучения, в 1986 году, был принят в Челябинский творческий производственный комбинат Художественного фонда РСФСР. Но в начале 1990-х годов, во время перестройки, организация распалась. Пришлось начинать жизнь с чистого листа. В лихие девяностые довелось работать столяром, маляром.

Но от судьбы, как известно, не уйти. И она однажды привела на Копейский горводоканал, где Владимиру предложили заниматься покраской машин. Правда, очень быстро талантливого художника заметили и снова выделили хорошую мастерскую — и опять появилась возможность писать картины.

- На этот раз условия в мастерской позволяли творить по-крупному, - рассказал Владимир. - Я стал писать на больших полотнах и даже стал выставлять их в выставочном зале Союза художников.

IMG_6367.JPG

Другой мир

- А на службу в пожарную охрану как попали?

- Это отдельная и необычная история, - улыбаясь, заметил Владимир Вейс. - Однажды о моей выставке был подготовлен репортаж, который случайно попался на глаза тогдашнему начальнику 36-й пожарной части города Копейска Валерию Алексеевичу Бабкову. Он сумел узнать мой номер телефона, позвонил и заявил: «Пойдем к нам на службу, нам такие таланты нужны». Я какое-то время подумал, а потом поддался на уговоры. Но изначально в караул, куда меня звали, я не смог устроиться — не прошел медицинскую комиссию. Причина вполне понятная — мое заикание. Тогда мне предложили должность младшего инспектора, в обязанности которого входило проведение инструктажей по противопожарной тематике. Со временем благодаря этой работе и постоянному общению с людьми заикание прошло, и у меня появилась возможность перейти в пожарные. Меня перевили в караул: сначала служил в 36-й пожарной части Копейска, а в начале 2000-х годов перевелся в 27-ю пожарную часть, которая была расположена в Тракторозаводском районе Челябинска. Между выездами на пожары занимался оформлением части и при размешивании колеров краски разного цвета, стал находить для себя интересные образы и сюжеты на палитре. Так я увлекся монотипией, от которой потом и развился мой авторский стиль. Вот, казалось бы, пожар — это всегда чья-то трагедия, при этом, я всегда эти трагедии пропускал через себя. И в какой-то момент стал острее чувствовать жизнь, острее переживать какие-то эмоции, все это стало сказываться на творчестве. Ведь люди моей профессии живут на контрастах: одна жизнь — своя, привычная, размеренная, со своим бытом, а другая жизнь — на работе при постоянном риске. И многие люди удивляются, когда узнают, что привыкшие рисковать своими жизнями пожарные, пишут стихи, играют на гитаре, сочиняют песни. Но так пожарные восстанавливают душевные силы. Сложно ли творческому человеку служить в пожарной охране? Мне кажется, в этом нет никаких сложностей. Во-первых, любому человеку свойственно тянутся к чему-то прекрасному и высокому. А во-вторых, творчество — это другая сторона жизни, она выше всего остального. Всякий раз во время выездов на пожары я получал много разных эмоций, впечатлений — все это проходило через душу и не могло не отражаться на творческой стороне личности.

IMG_6388.JPG

Найти свой путь

Именно служба в пожарной части, по словам Владимира, нашла отражение в технике картин.

- Для простого обывателя техника, в которой вы работаете, не совсем привычная и не всегда понятная. Но картины все же производят сильное впечатление. Тем не менее, взгляду людей все же привычнее и доступнее пейзажи, портреты...

- Есть понятие «салонные картины», их видно сразу — закаты, восходы, пейзажи, лебеди, обнаженная натура, то есть то, что рассчитано на широкое потребление. К таким работам у настоящих художников и отношение соответствующее. Как говорил мой педагог изостудии Юрий Матвеевич Севостьянов, важно найти свой путь. 

- А как рождаются ваши картины? Сколько времени уходит на одну работу?

- Как и все во вселенной рождается из хаоса, так и я создаю свои образы и сюжеты, отбрасывая лишнее и добавив нужное. Известный монотипист Уильям Блейк очень легко и точно описал эту технику: «В одном мгновенье видеть вечность, огромный мир - в зерне песка, в единой горсти - бесконечность и небо - в чашечке цветка...».  Работа создается иногда очень быстро, почти на одном дыхании и позволяет показать жизнь в движении. Кстати, чтобы так работать, нужно обязательно получить академическое художественное образование. Мне мои знания, полученные во время учебы в Челябинском художественном училище, очень помогают в создании образов. Но случается и по-другому. Набросаешь эскиз, а дальше дело не идет. Тогда откладываю работу, но желательно, чтобы она была на виду, поскольку порой бывает, что спустя какое-то время, проходя мимо эскиза, бросишь на него взгляд - и тут же ловишь образ, который должен в результате получиться. Например, так у меня было с картиной «Поцелуй». Сначала сделал только набросок, и никак не мог понять: что здесь за образ. А спустя время кинул взгляд на эскиз, и все встало на свои места - сделал лишь несколько мазков, и работа оказалась закончена.

IMG_6389.JPG

- Кто первый видит и оценивает ваши новые работы?

- Моя супруга. Она — самый верный помощник и советчик. Кстати, названия к моим картинам чаще всего советует именно жена. 

Яркая, динамичная, талантливая, умеющая вдохновлять. А иначе и быть не может, ведь супруга Владимира Вейса, Ирина, тоже человек очень творческий: искусствовед, культуролог, преподаватель, а еще занимается созданием авторских кукол и авторских открыток.

- Она никогда не вмешивается в мое творчество, но всегда готова поддержать. Моя жена — главный ценитель моих работ, она, как никто другой, понимает, чем живет и дышит художник.

За годы своего творчества Владимир создал больше сотни произведений. Многие из них выставлялись в российских городах: Копейске, Челябинске, Златоусте, Коркино, Южноуральске, Миассе, Еманжелинске, Нязепетровске, Тобольске, Москве, Санкт-Петербурге. Живой отклик работы Владимира нашли и в сердцах жителей городов Германии. Как сам признается, количество прошедших за все годы выставок, в том числе персональных, сосчитать сложно. Да и стоит ли? Ведь дело не в количестве. Главное, что те, кто приходят на выставки Владимира Вейса могут увидеть мир таким, каким его видит художник-монотипист, попытаться его понять, принять, согласиться или поспорить. Каждая картина — попытка открыть людям другую реальность. И не важно, что эта реальность живет лишь на холсте и в красках, если пришедший на выставку хоть на минуту задержался у картины, значит, зацепило, значит, на одной волне с автором, значит, открыт ко всему новому.

- Пока мыслю, пока есть идеи и вдохновение, буду творить. Для меня это образ жизни, состояние души.

IMG_6353.JPG

  • Первая персональная выставка Владимира Вейса состоялась в городе Златоусте в 2001 году.
  • Сегодня многие картины художника украшают стены различных ведомств. Например, одна из них - «Битва с огнем» - висит на стене городского пожарно-спасательного гарнизона.  А одну из стен администрации города Копейска украшает картина «Чаепитие».

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


Главное за сегодня

Служба для вдохновения: картины челябинского пожарного известны даже в Европе Служба для вдохновения: картины челябинского пожарного известны даже в Европе

Мольберт, кисти, измазанные краской руки, несколько потерянный внешний вид и обязательно большой берет, сдвинутый слегка на бок, — таким, как правило, рисует примитивное воображение обычного человека образ художника. Художника, который живет в своем мире, слегка сумбурном и беспорядочном, не всегда логичном и немного странном. Однако одна встреча быстро переворачивает примитивно мыслящее сознание: оказывается, художник может быть другим — при погонах, в военной форме, дисциплинированным, ответственным, собранным, привыкшим жить по приказу, и что самое удивительное — готовым рисковать собственной жизнью ради спасения чужой. 

Выбросы под прикрытием Выбросы под прикрытием

Весь этот год в Челябинске кипят нешуточные страсти. Над городом то и дело возникает смог, горожане начинают жаловаться во все инстанции, а те, в свою очередь, инициируют проверки и строчат отчёты на своих сайтах. Но что же происходит дальше?

Ничтожный прецедент или вскачь по следам Рутения Ничтожный прецедент или вскачь по следам Рутения

Пресловутый рутений не дает покоя мировым СМИ. И поэтому время от времени продолжают кидать камни в сторону нашего «Маяка». Версий и сомнений все больше, а ясности все меньше в истории с обнаружением «русского» изотопа. Как известно, элемент рутений назван в честь России. Но это не одна двусмысленность ситуации. И вдруг в прошлую среду в гости к «Большой редакции» приехал советник по науке и экологии генерального директора ФГУП ПО «Маяк» Юрий Геннадиевич Мокров. Ученый терпеливо и открыто отвечал на вопросы, в том числе и на те, что поступали в во время прямого эфира.

Выборы











кукольный веб 240х200.jpg



250-250.gif