Меню

Примирит ли всех новый «антитабачный» закон?

23.01.2018 14:30 - автор Сергей ТАРАН

Могу заверить, что наши эксперты дискуссионнго «Сигарного клуба», проведя десятки заседаний, не выкурили ни одной сигары. Но вот обсудить судьбу курильщиков и связанную с нею общественную проблему, нашелся повод. Недавно в известный «антитабачный» ФЗ-15 предложили внести свои поправки депутаты Самарской областной думы. Новый проект «антитабачного» ФЗ подготовил депутат Госдумы Сергей Боярский, в котором тоже предлагается защищать некурящих граждан от дыма в аэропортах и на других видах транспорта. Министр Михаил Абызов со своей стороны предложил внести изменения в правовые акты для организации мест курения в медицинских учреждениях.

Как видите, в минувшую пятницу в «Арома де Куба» очередное заседание просто не могло не состояться. Тему эксперты сформулировали так: «Законодательные инициативы по разрешению курения в специальных помещениях в местах длительного пребывания граждан: мнения за и против».

Примирит ли всех новый «антитабачный» закон?
фото Петра Сафонова

Мы долго, молча отступали

Права курильщиков и некурильщиков зависят друг от друга. Это ясно. Но действующий закон курить запрещал в больницах, санаториях, аэропортах. И вдруг такие перемены. Общество созрело?

Московский гость «Сигарного клуба», исполнительный директор Общероссийского движения за права курильщиков Андрей Лоскутов признался:

- Ровно пять лет вступил в силу ФЗ-15. Закон «антитабачный». Мы сильно не выступали, смотрели, как будет ситуация развиваться, пусть накопится правоприменительная практика. Из 15-го ФЗ на местах вышло около 30-ти «антитабачных закончиков». Все шло по инерции, и вдруг в последнее время возникает несколько важных инициатив, которые показывают, что надо наконец-то решать проблему с тобакокурением. Мы первые в мире по числу курильщиков. Но решать проблему только запретами – это не правильно.

26910359_1995995993997168_8107469528717919984_o (1).jpg

Два законопроекта - один доктора Ренца из Самары – второй – Боярского Сергея – говорят о том, что происходит осознание проблемы.

Но главный специалист Минзрава по профилактической медицине Ольга Агеева непреклонна:

- У меня категорический настрой! Отдельные помещения для курильщиков – не то, над чем мы должны сейчас работать. Курение – это вредная привычка, доказанный фактор негативного воздействия на организм. Есть вторичное курение, есть третичное курение, когда запах от волос, от кожи, от одежды тоже приносит зло окружающим. И вот теперь рассматриваем вариант предоставления отдельных помещений курильщикам. Почему мы их наркоманам не предоставляем? А как же бедные запойные алкоголики? Как они в аэропорту перекантуются?

26758275_1995996327330468_6731119917647754762_o.jpg

Слово депутата

Председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания Челябинской области Александр Журавлев невольно выступил арбитром сторон:

- Любой закон должен быть общественно согласован. В конечном итоге он затрагивает интересы всех людей. По сути дела, этот закон о курильщиках расколол общество на тех, кто курит, и тех, кто не курит. Не забываем, что есть «табачное лобби» производителей. А мы подписали конвенцию только в 2008 году. Иногда законы принимаются на высоте остроты проблемы в обществе, когда захлестывают эмоции. Обратите внимание, когда президент подписал «антитабачный» закон? 23 февраля — в День Защитника Отечества!

Как врач, как отец, как дедушка я, конечно, настроен против курения. Курить — это плохо! От этого нужно отказываться. И многие страны прошли по этому пути. Но как россиянин, как законодатель (а за меня голосовали и те, кто курит) я пониманию, что представляю интересы и людей курящих. Поэтому здесь действительно должно быть общее согласие. И, скажем, появление специально отведенных комнат видится оправданным. Кстати, в ФЗ-15 вносились изменения каждый год. И там уже говорилось о возможности помещений, организованных собственником для курения. Мы живем в правовой стране, где у человека всегда должен быть выбор. Другое дело, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Давно замечаю, что стало нормой, когда курильщики выходят из-за общего стола. И выходить стало меньше.

Сергей Боярский, Михаил Абызов, Самарская областная Дума — все они внесли предложение о создании комнат в местах длительного пребывания людей. Но давайте не будем торопиться устраивать курилки в лечебных учреждениях.

Само по себе курение влияет на все органы. Если у человека заболевание, врач всегда рекомендует от этого воздерживаться. Лечение, препараты могут быть не эффективны, поскольку никотин ослабляет их действие. Врач и курение — это не совместимо. Но есть представители других профессий, обслуживающий персонал больниц. Для них должно быть место, где они могут покурить. Где? Над этим надо хорошо подумать. Мы не должны превращать людей в изгоев из-за их привычки.

Вот все время говорят, что делать курильщику в аэропорту, если ему НАДО закурить? А почему ему надо обязательно ЗАКУРИТЬ? У нас есть сегодня множество заменителей: жевательный табак, жевательные резинки с никотином, лейкопластырь с никотином, таблетки и спреи. Сегодня фармакологи готовы предложить целую линейку средств, чтобы помочь бросить курить или перенести отсутствие табака. Всегда есть альтернатива.

26911020_1995996370663797_4150184809869976464_o.jpg

Ольга Агеева не сдается:

- Даже временный отказ от курения — это страшный стресс. Но курение — это психологическая зависимость, а не физическая.

Модератор круглого стола зачитал обращение к дискуссионному клубу от от главного онколога Андрея Важенина. Его смысл в том, что академик не против создания комнат для курения, но чтобы они создавались не за счет лечебного учреждения. Сами курильщики и общественные организации могут эти комнаты обустраивать, если место для этих помещений найдется не в в ущерб лечебной деятельности.

Курение как пропагада

Готовы ли коммерческие структуры, связанные с продажей табака, обустраивать курительные комнаты в общественных местах? Президент Челябинского сигарного клуба «Южный Урал» Александр Пищухин категоричен :

- Нет, это задача тех организаций и учреждений, а не только в аэропортах. До введения ФЗ-15 такого большого количества курящих людей, особенно возле заведений, на улице не было. Клубы, кафе, театры, больницы. Рядом с ними толпы курящих. Зрелище мало приятное. Если бы были доступные места для курения, этого не было бы видно. Толпы курящих — бесплатная пропаганда курения на всех улицах города. И еще раз про алкоголь. Получается, мы с вами говорим, что курить — плохо, а пить - хорошо. У нас, если человек захотел выпить, то есть специальные места. А если человек захотел закурить, то он никуда не может пойти.

26758401_1995996180663816_1197367758279761421_o.jpg

Андрей Лоскутов с репликой:

- Мы вместе с ФНПР (федерация независимых профсоюзов) разработали такую поправку к ФЗ-15, чтобы вопрос курения или некурения решался тройственной комиссией — работодатель, работник и профсоюз. Если решили курить, то пусть будут готовы участвовать в создании комнаты все заинтересованные стороны.

Депутат Челябинской Гордумы Дмитрий Довженко готов набросать темы:

- Неприкаянные курильщики оставляют повсюду окурки, мусорят. Мы понимаем, что в кабинетах административных зданий спокойно курят. И никто особо не скрывается. Так строгость закона смягчается его не исполнением. Правовой нигилизм? Нужно организовывать места для курения, и при этом усложнять путь к ним — деструктивные методы помогают бросить курить. Но в обществе мы не можем делать сегрегацию, «прессуя» одних, чтобы лучше жили другие. Но и договоренности пока нет. Кстати, здоровье становится «дорогим». Лечиться дорого. Стало быть, курить себе позволить могут не многие.

Теперь, накануне ЧМ-2018 кабинки для курения в аэропортах нужны. Ведь они есть во всем мире.

26758446_1995996207330480_4254768020057325169_o.jpg

Кто мы такие?

Александр Журавлев предложил широкий взгляд:

- Если взять историю, то до Петра I действовал Указ Алексея Михайловича запрещающий любое курение. С курением боролись всю жизнь. Но мы должны понимать, что мы не изолированы. Какая мы страна? Как мы себя позиционируем? Если мы займем гражданскую позицию неприятия курения, то курильщики, которых по статистике около 35%, будут отказываться от курения. И еще, важно понимать, что сам по себе табак - не дешевый. Там в цене уже есть и «накрутки», и акцизы. Курильщик уже платит государству. И общество, и государство, и производители (государственно-частное партнерство) должны участвовать в решении общенациональной задачи. Просто это все надо организовать должным образом — и средства найдутся. Но кто будет делать эти комнаты для курящих?

Андрей Лоскутов с убежденностью:

- Мы должны исходить из того, что есть зафиксированный медицинский факт — курение это вредно. Теперь нам нужно сделать так, чтобы число тех, кто к этому вреду прибегает, сокращалось. И мы должны принять такой закон, который и тех, и других устраивает. Мы говорим о законе общественного согласия, тогда он и исполняться будет.

Где бы курильщик ни находился, он должен иметь право выкурить продукт, легально продаваемый на всей территории Российской Федерации. Комната-курилка — место, где можно курить, не демонстрируя это. Мы против публичного курения.

Но курилки на рабочих местах, рестораны для курильщиков? В Европе это решено замечательно. Мы готовы платить за ЖД-билет дороже, лишь бы были специальные вагоны для курящих, где нет места подросткам и беременным женщинам. Есть статистика, что ни в одной стране мира, где давно борются с курением, не произошло сокращения курильщиков более, чем на 20%. Дайте им курить. Но создавайте барьер как можно выше между табаком и подрастающим поколением. Пусть курящее поколение вымирает (уходит) или отказывается от курения. А молодежь не рекрутируется в это дело.

Дело — табак!

Управляющая по корпоративным вопросам региона Центр ООО «Филип Моррис Сэйлз Маркетинг» Анна Бушлякова призналась:

- Наша компания официально заявила недавно, что готова строить будущее без сигаретного дыма. Мы шли к этому более 10 лет. Люди хотят видеть такой продукт, который был бы менее вреден, чем сигареты. Мы понимаем, что курение — это вред, приводящий к смертельным заболеваниям. Год от года рынок сокращается на 5-6%, но существует группа зависимых людей, которые курят много. И отказываться от этого они не собираются. По данным ВОЗ, к 2025 году во всем мире более миллиарда человек будет продолжать курить, несмотря на все усилия государств в борьбе с курением. Что делать с этими людьми, кто не может отказаться? Им надо предлагать какую-то альтернативу. Не всегда фармакологические средства являются приемлемым вариантом. Поэтому наша компания в течение 10 лет разрабатывает продукты с электрической системой нагрева табака, которые могут быть альтернативой, с потенциалом снижения вреда.

26758667_1995996143997153_4854524516373927579_o.jpg

Ольга Агеева воинственно, по-мушкетерски:

- А вы не думаете, что это мнимая защита прав некурящих? А как же вторичное и третичное курение? Я сажусь в этот автомобиль с ребенком и вдыхаю запахи от курения, оставленные на одежде других пассажиров. Мне кажется, помещение для курильщиков — это лишь отчасти решение проблемы.

- Может быть, ввести налог на курение табака? - предложили эксперты.

- У нас всегда торопятся ввести налог, - парировал Александр Журавлев. - А это неправильно. Нужна сначала четкая государственная программа с пониманием, под какие задачи, как, куда и сколько будет направлено средств. Сколько было случаев, когда вообще забывали, для чего вводили налог.

Президент Магинтогорского сигарного клуба Никита Кацал:

- Я хочу сказать, что к курению сигарет отношусь отрицательно. Никогда их не курил. Но сложилось такое впечатление, что наш законодатель решил наказать тех, кто продает табак, и тех, кто его курит. Вот, даже кабинки для курения собираются специально раскрасить, чтобы показать, что это изгои. Это же неправильно! У нас много больших проблем. Не бывает такого, чтобы человек выкурил несколько сигарет подряд и кого-то зарезал. А со спиртным такое случается.

26841529_1995996083997159_6758603639614743956_o.jpg

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other