Меню

Монтаж на совесть

02.06.2014 13:45 18 (230)
Многолетняя статистика свидетельствует, что более 85 процентов всех проблем бытовых кондиционеров, возникающих в первый год работы, вызваны неквалифицированным монтажом сплит-систем. И каждый обнаруженный клиентом дефект или недочет выливается не только в дополнительные расходы на выполнение гарантийных обязательств, но и в потерю репутации компании-установщика.
 
 
Давайте разберем наиболее опасные и досадные ошибки монтажа сплит-систем и попробуем выяснить, как свести их к минимуму, а также расскажем, на что следует обратить особое внимание всем покупателям кондиционеров при их установке.
 
 

Проверить все

 
Установка внутреннего блока представляется наиболее простым этапом монтажа сплит-системы. Однако и тут есть ряд тонкостей, игнорирование которых может доставить немало проблем.
Внутренний блок крепится на монтажную пластину (кронштейн), которая непосредственно фиксируется на стене. Перед сверлением отверстий под крепеж полезно с помощью детектора удостовериться в отсутствии в стене скрытой электропроводки, труб отопления или водоснабжения. На слово владельца квартиры в этом случае полагаться точно не стоит, так как исправлять последствия перебитого провода или трубы придется за счет компании.

Специалисты подчеркивают, что установка должна проводиться только с использованием уровня, а не «на глазок». Все производители требуют жестко соблюдать горизонтальную ориентацию внутреннего блока. Даже незначительный перекос приведет к тому, что конденсат, неизбежно образующийся при работе кондиционера (до 1 — 2 л в час), перестанет отводиться через дренажную трубку, а будет просто стекать на пол или стену помещения.

Еще один важный момент — это расположение внутреннего блока в помещении. Зачастую клиенты сами желают выбрать, куда установить кондиционер, исходя из собственных соображений о целесообразности и эстетичности. И порой их решения бывают не очень удачными. Так, однозначно плохая идея — повесить прибор напротив кровати, дивана или рабочего места. В этом случае поток холодного воздуха будет направлен точно на человека.

Чтобы ничто не препятствовало свободному поступлению воздуха к внутреннему блоку, расстояние от потолка и от внешней стены должно быть не менее 100 мм. Кроме того, необходимо оставлять минимум 500 мм свободного пространства спереди и снизу от внутреннего блока кондиционера. Также недопустимо близкое расположение внутреннего блока к стоякам отопления. За долгий отопительный сезон высокие температуры могут способствовать выходу из строя электронных компонентов кондиционера.
 
 

Монтаж внешнего блока

 
При установке внешнего блока сплит-системы монтажникам приходится учитывать множество факторов, начиная с особых пожеланий клиента и требований местного законодательства и заканчивая особенностями фасада здания и местного климата.

С точки зрения монтажника наиболее удобно, когда внешний блок располагается непосредственно под открывающейся створкой окна. В таком случае для его установки и сервисного обслуживания не требуется использовать альпинистское оборудование, организовывать доступ на крышу и т. п. Также самый простой вариант не требует прокладки более протяженной трассы, что может повысить стоимость монтажа на пару тысяч рублей, а с этим смирится далеко не каждый клиент.

Чаще всего монтажники имеют дело с железобетонным или кирпичным основанием, на котором фиксация кронштейнов не представляет сложности. Одно из немногих требований — расстояние от стены до радиатора наружного блока должно быть не менее 100 мм. Также важно строго соблюдать горизонтальную ориентацию агрегата, отклонение от которой приводит к повышенному уровню шума и вибрации. Более того, возрастает риск выхода блока из строя, все это явно не понравится клиенту.

В последние годы появляется все больше жилых и общественных зданий с системами наружного утепления фасада. В них слой теплоизоляции толщиной до 100 — 200 мм располагается на внешней стороне стены и защищается от погодных воздействий штукатуркой (так называемый «мокрый фасад») или облицовочными плитами на металлической подконструкции (навесная вентилируемая система). Многие монтажные бригады предпочитают не связываться со столь сложными фасадами и навешивают внешний блок на парапет балкона (если он бетонный или кирпичный). Но что делать, если балкон отсутствует или парапет представляет собой непрочную металлическую, композитную или стеклянную панель?

Поставщики навесных фасадных систем обычно имеют специальные проектные решения для монтажа внешних блоков кондиционеров. Но если монтажники выполняют частный заказ владельца квартиры, а не застройщика или управляющей компании, проектная документация чаще всего им недоступна. Так что приходится обращаться к универсальным решениям.
К примеру, для установки кондиционера на штукатурном фасаде специалисты рекомендуют дистанционную крепежную систему. Кронштейны в этом случае не опираются на штукатурную поверхность (она слишком хрупкая), а «стоят» на длинных анкерах, проникающих в стену сквозь слой теплоизоляции. Благодаря пластиковым терморазрывам анкеры не становятся «мостиками холода». В результате снижается риск выпадения конденсата на кронштейнах и вокруг них и сохраняется теплотехническая однородность фасада.

В случае вентилируемой навесной системы все немного сложнее. Грубейшей и опасной ошибкой будет попытка прикрепить кронштейны внешнего блока непосредственно к облицовочным плитам. Они держатся лишь на стальных клипсах-кляммерах и не готовы воспринять дополнительную нагрузку в 35 — 120 кг.

Типичное решение в таком случае — снять несколько плит облицовки и крепить кронштейны поверх теплоизоляционного слоя на те же дистанционные анкеры. Проходящую снаружи часть трассы в этом случае можно спрятать в вентилируемый зазор, под облицовку. Если в качестве облицовки используется минеральный материал, например керамогранит или фиброцемент, то анкеры могут быть закреплены в стене прямо сквозь отверстия, пробуренные в плите с помощью алмазной коронки.
 

Трасса без помех

 
Один из самых ответственных и трудоемких этапов монтажных работ — прокладка трассы (фреоновых и дренажной магистралей, а также электрического кабеля). Ошибки, допущенные на этой стадии, с наибольшей вероятностью приводят к скорому выходу кондиционера из строя.

Самая «безобидная» ошибка — это отсутствие уклона трассы в сторону наружной стены (не менее 2 см на 1 м), который позволит конденсату из внутреннего блока самотеком отводиться на улицу по дренажному каналу. Этот недочет приводит к застаиванию воды в дренажной ванне и трубке, появлению неприятного запаха и протечкам. Во всех ситуациях, когда естественный отток конденсата затруднен, спасти положение может установка дренажной помпы.

Особое внимание должно уделяться качеству и подготовке медных труб, которые используются для прокладки холодильного контура. Для резки таких труб ножовка по металлу или болгарка не подходит, так как труба неизбежно деформируется, а в просвет трубы может попасть стружка. Для чистого и ровного среза следует использовать только роликовый труборез. Такие ответственные операции, как снятие внутренней фаски и развальцовка медных труб, также должны производиться специальными инструментами. Следует избегать перегибов трубок при поворотах. Этот дефект неизменно приводит к проблемам в циркуляции хладагента и перегрузкам при работе компрессора. Чтобы согнуть трубы без заломов, лучше использовать профессиональные рычажные или гидравлические трубогибы.

Важнейшее условие долговечности кондиционера — отсутствие любых загрязнений в просвете трубопроводов из специальной, так называемой «холодильной» меди, которая отличается от водопроводной значительно меньшим количеством примесей. Мусор может попасть в систему не только в процессе резки труб, но и при их пайке. Поэтому процесс рекомендуют проводить под азотом, без доступа кислорода, чтобы не образовывалась окалина. Стружка, окалина, влага, простая пыль и грязь — все это становится причиной «безвременной кончины» компрессора. Поэтому рекомендуют вначале установить внутренний и внешний блоки, а уже потом соединять их «свежепроложенной» трассой. Известен случай, когда проложенную трассу оставили на несколько дней без подключения к внешнему и внутреннему блокам. За это время в просвет трубы попал строительный мусор. Позднее это стало причиной выхода из строя компрессора.
При монтаже медных трубок для подвода и отвода хладагента специалисты рекомендуют теплоизолировать каждую трубку отдельно, а не в единой теплоизоляции. Дело в том, что в случае непосредственного контакта между входящей и выходящей трубками происходит теплообмен. Из-за этого эффективность работы кондиционера снижается, а нагрузка на компрессор возрастает.

Чтобы теплоизоляция трубопроводов не разрушалась под воздействием погодных факторов (или птиц, которые могут использовать его как материал для гнезд), трассу нужно обернуть специальным монтажным скотчем.

Этап соединения медных труб со штуцерами внешнего и внутреннего блоков с помощью накидных гаек также весьма ответственен. Чтобы обеспечить герметичность и избежать возникновения микротрещин, затягиваться они должны с определенным усилием, зависящим от диаметра трубы. Крутящий момент можно проконтролировать только с помощью ключа с динамометром.
 
 

Контрольный запуск

 
В компаниях, в которых ответственно относятся к установке сплит-систем, после монтажа фреоновой магистрали принято проводить ее опрессовку смесью фреона и осушенного азота под давлением 1,5 от рабочего. Это позволяет проверить герметичность холодильного контура перед его вакуумированием и заполнением хладагентом. Затем с помощью вакуум-насоса в контуре создают вакуум на уровне 4 — 5 мм ртутного столба и выдерживают 15 — 30 минут. Это делается для того, чтобы удалить всю влагу из системы.

Этот важнейший этап монтажники могут сознательно пропускать — ради экономии времени или по причине отсутствия вакуум-насоса. Некоторые производители в инструкциях указывают, что при малой длине трассы (до 3 м) допустимо просто «продуть» систему избытком фреона из емкости во внешнем блоке. Однако присутствие в качестве примеси воздуха ведет к проблемам в работе холодильного контура и, в конечном счете, снижению ресурса кондиционера, а также повышенному энергопотреблению.

Специалисты считают, что наиболее опасно попадание в хладагент влаги, содержащейся в воздухе. Самое очевидное последствие — ее намерзание в просвете капиллярной трубки и блокирование движения фреона, что приводит к частым включениям/выключениям системы.

Особенно чувствительны к качеству вакуумирования модели с HCF (фторуглеродными) хладагентами, имеющими в своем составе синтетическое полиэфирное масло. В соединении с водой оно образует кислоты, которые частично растворяют медь из теплообменника и трубопроводов и осаждают ее на стальных поверхностях компрессора, что через какое-то время приводит к выходу его из строя.

На сегодняшний день ошибки, связанные с прокладкой фреоновых магистралей, встречаются довольно редко. Как отмечают монтажники, гораздо чаще можно столкнуться с последствиями ошибок при подключении силовых и сигнальных кабелей, так как схемы могут сильно различаться у разных моделей. Даже такой «пустяк», как плохой контакт (например, при использовании простого зачищенного провода вместо качественно обжатого наконечника), может привести к выходу из строя электроники сплит-системы.
 
 

Требуются профессионалы!

 
В преддверии «горячего сезона» встречается все больше объявлений о приеме на работу монтажников кондиционеров. Среди них несложно найти такие, где не требуется опыта работы, а всему необходимому обещают научить прямо в процессе обслуживания клиентов. Невеселая перспектива для клиента — быть подопытным кроликом, не так ли? Как мы могли убедиться, у новичка есть немало способов превратить современную сплит-систему в не подлежащую ремонту груду металла и пластика. И доверять ему ассистировать при монтаже — все равно что пускать к операционному столу первокурсника медвуза.
Несложную истину о том, что
безупречную работу кондиционера на протяжении многих лет определяет не именитый бренд, а профессиональный монтаж и своевременный сервис, потребители уже вполне усвоили. А значит, дилетантам в этом бизнесе остается все меньше места. Теперь и вы сможете проследить за монтажом вашей сплит-системы на профессиональном уровне.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»