Меню

Чудеса эвакуации: как дорого испортить машину?

08.02.2018 17:00 - автор Ирина ЯББАРОВА
Очередь из эвакуаторов на центральных улицах города, повисшие в воздухе авто, строгий инспектор ДПС, составляющий протокол об административном правонарушении, — картина для южноуральской столицы давно вполне привычная. ГИБДД города изо всех сил пытается приучить автолюбителей парковать своих железных коней не как попало, а строго в соответствии с ПДД. Дело, конечно, правильное и, если верить статистике, вполне успешное. Однако, как показала практика, в момент эвакуации почему-то никто не думает о сохранности чужого автомобиля.
Чудеса эвакуации: как дорого испортить машину?

В Челябинске известны случаи, когда уже на штрафстоянке водитель, прибывший вызволять своего железного коня из плена, хватается за голову. И далеко не из-за выставленного счета за нарушение ПДД и эвакуацию. Причина — поврежденный автомобиль.

На днях в «Вечерний Челябинск» обратилась девушка, которая, как утверждают сотрудники ДПС, нарушила правила парковки, за что ее автомобиль «Рено Дастер» и был отправлен в ссылку на штрафстоянку ООО «Лидер Плюс», которая, как известно, по результатам тендера и заключила договор с муниципалитетом.

- История простая: я припарковала свой автомобиль на улице Карла Маркса, никаких запрещающих знаков я там не увидела, - рассказала Вероника (имя изменено. - Авт.). - Тем не менее, пока меня не было, мою машину эвакуировали. Оспаривать этот факт я не стала, штраф оплатила. Когда приехала забирать свой автомобиль со штрафстоянки, увидела, что он поврежден: спереди на левом крыле обнаружилась довольно приличная вмятина. А когда села за руль автомобиля, не смогла даже завести машину, позже выяснилось, что у авто вышла из строя блокировка рулевого управления. Все мои просьбы к сотрудникам штрафстоянки разобраться в ситуации, хотя бы подойти к моей машине и посмотреть на повреждения, остались без внимания. Сотрудники дали понять, что их мои проблемы не интересуют. Извинения также никто не принес.

Чтобы засвидетельствовать факт повреждений, Вероника позвонила в городскую ГИБДД, однако там пояснили: автомобиль был поврежден не во время дорожно-транспортного происшествия, а потому подобные разбирательства не их компетенция. А после посоветовали позвонить в районный отдел полиции.

- На мой вызов прибыл участковый, который осмотрел автомобиль, сфотографировал повреждения и составил протокол, - добавила девушка. - А также сказал, что ответ я получу по почте. Хорошо помню, что во время общения с сотрудником полиции к моей машине подошел неизвестный мужчина, взглянул на повреждения, а потом быстро ушел, даже не пообщался ни со мной, ни с сотрудниками полиции. Мне показалось, что это был кто-то из руководства штрафстоянки.

Случайные свидетели ситуации помогли девушке разблокировать рулевое управление, стоит заметить, что сделать это удалось не сразу.

Спустя месяц автоледи получила ответ из полиции: «Отказать в возбуждении уголовного дела по статье 167 Уголовного кодекса Российской Федерации («Умышленное уничтожение или повреждение имущества») и статьи 168 УК РФ («Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности») и на основании пункта 1 части 1 статьи 24 части 2 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ («Поводы и основание для возбуждения уголовного дела») и статьям 144, 145, 148 УПК РФ («Отказ в возбуждении уголовного дела»).

В том, что заявление от Вероники в адрес сотрудников полиции действительно поступало, в пресс-службе Управления МВД России по городу Челябинску подтвердили.

- Участковым, который выезжал на штрафстоянку, была проведена доследственная проверка, в результате которой было установлено, что умышленного повреждения чужого имущества не было, - прокомментировала начальник пресс-службы Управления МВД России по городу Челябинску Светлана Калмыкова. - А значит, это не является уголовным преступлением, поэтому в возбуждении уголовного дела было отказано. Дальнейшие разбирательства лежат в плоскости Гражданского кодекса Российской Федерации.

Проще говоря, Веронике необходимо обратиться в суд. И уже там доказывать, что железный конь был поврежден в результате эвакуации. При этом автоледи должна предоставить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а также показания свидетелей о том, что до момента эвакуации ее автомобиль не был поврежден.

Как прокомментировал адвокат Коллегии адвокатов «Южно-Уральский адвокатский центр» Геннадий Мулярчик, возмещение вреда в данном случае может идти по двум сценариям.

- Если речь идет о ситуации, когда ответственность специализированной организации не застрахована, то, в соответствии с нормами статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, - обратил внимание Геннадий Мулярчик. - В связи с чем лицо, которому причинен вред, вправе взыскать все понесенные им убытки (реальный ущерб в виде стоимости восстановительного ремонта, утрату товарной стоимости, расходы, затраченные на определение стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости, иные расходы, связанные с восстановлением своего права) с причинителя вреда. Причинителем вреда в настоящем случае является специализированная организация, с которой у муниципалитетом заключен договор на перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранения и возврата и которая осуществляла указанные действия. Ответственность специализированной организации за причинение вреда в процессе хранения транспортного средства следует из нормы части 5 статьи 3 закона Челябинской области «О порядке перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства», согласно которой «Специализированная организация обеспечивает отсутствие свободного доступа посторонних лиц на территорию специализированной стоянки и надлежащее хранение задержанного транспортного средства».

Таким образом, по словам челябинского адвоката, ни ГИБДД, ни какие-либо иные государственные и муниципальные органы не несут ответственности за вред, причиненный имуществу лица при перемещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и при его хранении на стоянке, а значит, требования о взыскании понесенных убытков должны быть предъявлены к специализированной организации.

- При этом стоит обратить внимание: в случае если ответственность специализированной организации застрахована, то в соответствии с пунктом 4 статьи 931 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы. В связи с чем лицо, которому причинен вред, вправе взыскать все понесенные им убытки со страховщика, застраховавшего ответственность специализированной организации. Обстоятельства наличия договора страхования зачастую выясняются в ходе судебного разбирательства, поэтому, в первую очередь, требования предъявляются специализированной организации, а в дальнейшем в качестве соответчика привлекается страховщик.

Теперь Вероника планирует добиваться справедливости в суде, в ближайшее время девушка намерена подать иск в адрес службы эвакуации.

Кстати, жалобы челябинских автолюбителей на поврежденные в результате эвакуации автомобили в адрес эвакуаторщиков звучат не впервые. Так, «Вечернему Челябинску» удалось пообщаться с автоледи, по словам которой, в результате эвакуации у ее «Мерседеса» был сломан блокиратор рулевого управления. По мнению челябинки, причина — в неправильной эвакуации. Однако претензии сотрудники ООО «Лидер Плюс» в свой адрес не принимают. После ремонта авто, девушка подала в суд. В ходе судебного разбирательства дилер, который ремонтировал «Мерседес», заверил: блокиратор сломался в результате механического повреждения. Правда, при этом добавил: дефект мог произойти уже в ходе эксплуатации, а причина может крыться в плохом содержании иномарки. Однако владелица «Мерседеса» утверждает, что ее авто регулярно проходило техническое обслуживание у официальных дилеров и заменить блокиратор сотрудники не рекомендовали. К тому же производитель не устанавливал срок службы блокиратора.

Суд первой инстанции не встал на защиту автоледи, однако девушка решила обжаловать решение в областном суде, заседание которого запланировано на 19 февраля.

- Мне удалось пообщаться еще с несколькими владельцами «Мерседесов» в Челябинске, у которых также после эвакуации выходил из строя блокиратор рулевого управления, - рассказала Надежда (имя изменено. – Авт.). - Никому из них так и не удалось доказать, что поломка произошла вследствие неправильной эвакуации. Кроме того, случаи, когда при эвакуации ломаются автомобили, происходили в Москве, Сочи, Анапе. И, к сожалению, нигде суд не вставал на сторону автовладельцев.

Несмотря на отсутствие судебного прецедента, Надежда намерена бороться до последнего и сделать все, чтобы доказать вину эвакуаторщиков.

Но, судя по всему, сделать это будет непросто обеим барышням. Сотрудники службы эвакуации абсолютно уверены в заведомо выигрышных для себя судебных процессах. Как обратил внимание специалист по работе с клиентами ООО «Лидер Плюс» Николай (к сожалению, свою фамилию молодой человек категорически отказался называть), его организация не проиграла еще ни одного судебного процесса.

- Я давно работаю в этой фирме, - пояснил Николай, - и хорошо знаю специфику нашей работы. И подобных жалоб на наших сотрудников поступает очень много, все они доходят до суда. И в 99 процентах случаев суд встает на нашу сторону. Более того, могу с уверенностью заявить, что 90 процентов водителей, которые заявляют, что их автомобиль был поврежден при эвакуации, просто хотят списать на нас свои старые «косяки», остальные десять процентов просто долгое время не замечали вмятины на своих машинах, а когда приезжают на штрафстоянку и осматривают автомобиль, вдруг видят как будто бы свежие повреждения и начинают свешивать все на нас. Но мы работаем на современном итальянском оборудовании, на котором проблематично повредить автомобиль. Да и к тому же процесс погрузки автомобиля на эвакуатор фиксируется на видео сотрудниками ДПС, разгрузка — нашим сотрудником уже на штрафстоянке, кроме того, сотрудником Госавтоинспекции составляется опись на предмет наличия повреждений автомобиля. И суду мы предоставляем все необходимые факты, доказывающие невиновность сотрудников службы эвакуации. Что касается того, что наши сотрудники не вышли и не осмотрели автомобиль, то лично я не вижу в этом никакого смысла. Почему наши сотрудники должны отрываться от своей основной работы и смотреть на чужие вмятины? Почему должны приносить кому-то извинения? Логики в этом никакой нет.

 Нам сложно судить о степени компетенции сотрудников службы эвакуации, о качестве оборудования, однако то, что официальный представитель ООО «Лидер Плюс», уполномоченный общаться со средствами массовой информации, категорически отказался называть свою фамилию, уже настораживает. Да и обвинять огульно всех автолюбителей в мошенничестве по меньшей мере со стороны компании некорректно. Как бы там ни было, каждая подобная ситуация требует детального разбора. Возможно, судебная практика несколько поменяется, если кому-то из автолюбителей удастся создать прецедент. Но самый главный вывод, который можно сделать из описанных в материале ситуаций, - ответственнее относиться к своим железным коням и быть очень внимательными на дорогах и во время парковки.

Геннадий Мулярчик, адвокат Коллегии адвокатов «Южно-Уральский адвокатский центр» (филиал № 7):

- Порядок действий при обнаружении вреда, причиненного транспортному средству, следующий:

  • находясь на стоянке и обнаружив повреждения, следует обратиться в районный отдел полиции с заявлением о причинении вреда. Это необходимо для фиксации обстоятельства причинения вреда и фиксации обнаруженных повреждений. По результатам рассмотрения правоохранительным органом будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, однако в нем будет зафиксировано обстоятельство наличия повреждений, а в отказном материале будет протокол осмотра места происшествия и объяснения потерпевшего;
  • зафиксировать на фото, видео имеющиеся повреждения;
  • при составлении акта приема-передачи транспортного средства от специализированной организации собственнику следует указать на повреждения, имеющиеся на транспортном средстве. Сделать это необходимо как в акте, который получает собственник автомобиля, так и в акте, который остается у специализированной организации;
  • обратиться в организацию, которая проводит оценку восстановительной стоимости ремонта транспортного средства, для получения заключения специалиста о стоимости восстановительного ремонта;
  • ознакомиться в ГИБДД с материалами административного дела в отношении себя. В указанном материале должен быть акт о передаче транспортного средства на хранение, в котором должны указываться повреждения, имеющиеся на транспортном средстве в момент составления протокола об административном правонарушении и передачи транспортного средства для транспортировки и хранения, возможно, видео или фото погрузки транспортного средства;
  • обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании причиненных убытков.
Стоит отметить, если автовладелец не указал в акте приема-передачи наличие повреждений, значит нужно предоставлять иные доказательства этого обстоятельства, которыми в том числе являются фотографии, видео, показания свидетелей, протокол осмотра места происшествия, составленный сотрудниками правоохранительных органов. Однако отсутствие указаний на повреждения в акте резко сокращают шансы положительного исхода в суде.

Что касается заявления в полицию, оно не обязательно должно быть в письменном виде, поскольку всем заявлениям, в том числе сделанным по телефону через дежурную часть, присваивается номер в книге учета сообщений о преступлениях, по которому в дальнейшем и можно выяснить судьбу заявления. Главное - дождаться сотрудников полиции на месте, для составления протокола осмотра места происшествия.

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»