Меню

Полвека с Ильичем

22.02.2018 14:00 - автор Андрей Ваганов.
Ветеран системы профессионального образования Владимир Ильич Мастюков пятьдесят лет проработал в техникуме, который когда-то окончил. Сохраняя верность когда-то выбранной профессии, он обучил ей сотни людей…
Полвека с Ильичем


Волею случая

- Мы с родителями жили в поселке Геологоразведочном, - рассказывает Владимир Ильич. – И вот после того, как я закончил семь классов (тогда еще была семилетняя, а не восьмилетняя школа), было решено отправить меня в большой город, чтобы я научился какой-нибудь профессии. И вот такое произошло совпадение – в Челябинск я приехал, когда набор в ремесленные училища уже закончился. Куда ни приду – всюду уже группы сформированы. Честно говоря, решил уже ни с чем возвращаться домой – и вдруг на вокзале, точнее, на остановке возле вокзала, случайно увидел объявление – училище №25 продолжает набор… Вернулся, пришел в РУ №25 ( так тогда назывался наш техникум), но свободные места были только на специальность «слесарь –монтажник систем тепло- и водоснабжения и канализации». Так я поступил на эту специальность, о чем не жалею – потому что считаю, что наша профессия – одна из самых нужных.

Тогда улица Машиностроителей выглядела совсем иначе – повсюду стояли двухэтажные бараки, в которых раньше жили строители трубопрокатного завода. А рядом строили многоэтажные дома, которые стоят до сих пор. И мы начинали учиться еще в старом здании, и одновременно участвовали в строительстве нового - наша группа, например, помогала собирать бойлер. Параллельно я учился в вечерней школе – закончил восьмой класс, а потом и получил аттестат о среднем образовании.

Надо сказать, что в те времена у тех, кто учился в ремесленном училище, проблем с практикой не было. Были так называемые «базовые предприятия», где всегда брали студентов на практику. А потом и в штат брали, причем давали общежитие тем, кто из другого города приехал. Так и я после окончания училища пошел работать в Челябинское монтажное управление ЧМУ-2.

На всех стройках

- Я начал работать по специальности как раз тогда, когда в городе началось интенсивное строительство. Появлялись новые дома, улицы, целые новые микрорайоны. А наше управление, например, участвовало в строительстве корпусов Челябинского политехнического института (нынешнего Южно-Уральского государственного университета). Пять лет возводили эти корпуса, общежитие.. И все надо было подключить к теплу, обеспечить водой, поставить сантехнику. Но это – только один объект, а если перечислять все стройки, наверное, времени не хватит.

Были и командировки – например, в 1966 году произошло ужасное землетрясение в Ташкенте. Практически весь город был разрушен. И. чтобы восстанавливать его, собирали строителей со всей страны – в том числе и из Челябинска. Завалы, естественно, мы не разбирали.. Тогда было принято решение – построить новый район на Чиланзаре (это в юго-западной части города), куда можно было переселить людей, а потом восстанавливать центр.

Вот в этом самом районе мы занимались своей работой – то есть монтировали системы водоснабжения, канализацию. Район получился очень красивый, хотя дома там строились, конечно, панельные. И. как говорят, до сих пор именно Чиланзар – самый «престижный» микрорайон Ташкента.

Вернувшись из командировки, я впервые съездил в отпуск на море – побывал в Сочи. А когда вышел на работу, директор вызвал меня и сообщил, что из училища №25 пришел запрос – именно меня просили стать мастером производственного обучения.

В ряды учителей

- Честно говоря, меня это не очень удивило, - продолжает свой рассказ Владимир Ильич Мастюков. – Я знал директора РУ№25 Ивана Матвеевича Васина и знал, что на работу он брал, как правило, своих выпускников – тех, кого знал и в ком был уверен. Вот и меня пригласил. И я решил принять это приглашение.

Конечно, в те годы многие были наставниками. Хорошая была традиция – когда приходит молодой выпускник училища, опытный работник берет над ним «шефство», учит тому, что сам умеет. И я был наставником, но одно дело – обучать одного человека, и совсем другое – целую группу…

Потому сначала мне тоже дали наставника – мастера Петра Васильевича Гаршина, у которого я сам учился когда-то. Теперь он передавал мне свой педагогический опыт. Кстати, для мастеров производственного обучение знание педагогики и психологии обязательно, потому сам отправился учиться. Съездил в Волгоград на курсы повышения квалификации. А потом дали первую группу.

Надо сказать, внимание к системе профессионального образования тогда было на должном уровне. Сначала из Министерства пришло указание, чтобы все мастера профессионального обучения получили средне-техническое образование, а потом – о необходимости получения высшего. Но тут уж руководители системы сами поняли, что перестарались – все же учиться в вузе и одновременно заниматься практикой в нашей системе сложно.

У студентов ПТУ ( ремесленные училища были преобразованы в профессионально-технические) была своя форма, бесплатное питание… К сожалению, несмотря на это, престиж у такого обучения был невысокий. И потому к нам в основном попадали те, кто в средней школе не показывал особых успехов. А потом и вовсе распространилась практика отправлять на «исправление» в ПТУ подопечных инспекции по делам несовершеннолетних.

Конечно, среди таких ребят все равно были и те, что стали настоящими мастерами своего дела, уважаемыми людьми. Вот, например, будущий Герой России Александр Яковлев, именем которого сейчас названо наше учебное заведение, тоже отличался непростым характером и доставлял немало проблем наставникам. Но потом стал учиться лучше. А когда его призвали в армию, служил достойно и в конце концов совершил подвиг. Увы, при этом сам погиб…

В общем, группы приходили и уходили. Осенью, как водится, вместе с другими городскими студентами ездили убирать картошку. Потом снова начинался учебный процесс, и уже ближе к выпуску становилось понятно, кто куда пойдет работать… В конце концов я «дорос» до звания старшего мастера и теперь руководил всеми мастерами нашего училища. Одно время работал даже заместителем директора по учебно-производственной работе.

Иное время

- В 90-е годы было особенно сложно. Система профессионально-технического образования распалась, базовые предприятия от своих подопечных отказались. Порой и заработную плату сотрудникам не выдавали… Однако потом стало понятно, что без подготовки квалифицированных рабочих обойтись нельзя. Потому система стала возрождаться – под другими названиями. Бывшие ПТУ стали «колледжами». Наше училище преобразовалось в техникум, потом к нам присоединилось еще одно учебное заведение… Жаль только, что сегодня ни одно учебное заведение города не готовит слесарей-сантехников. В городе работают в основном наши выпускники, которые, если рук не хватают, берут выпускников других специальностей и сами их обучают. По армейскому принципу «Делай как я».

А я, проработав 35 лет, пошел на пенсию. Но потом ко мне снова обратились с просьбой поработать в родном техникуме по полученной специальности. Конечно, теперь система тепло- и водоснабжения уже другая. Установлены современные приборы учета, управлять можно с пульта…

Потому мой трудовой стаж в техникуме составил уже 50 лет. Недавно отметили эту дату. Хорошо, что, несмотря на все сложности, техникум продолжает жить и развиваться. Вот уже намечается сотрудничество с трубопрокатным заводом, рядом с которым мы находимся…

А мне работать нравится. И, хотя очень люблю и в саду повозиться, исторические романы почитать, расставаться с бойлерной пока не намерен…

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other