Меню

ДШИ № 3: воспитываем профессионалов и истинных поклонников искусства

30.05.2014 13:49 40 (11752)
Детская школа искусств № 3 — это центр творчества Тракторозаводского района, в стенах которого выросло не одно поколение и профессионалов, и истинных поклонников искусства. 65 лет педагоги школы терпеливо взращивают культурные ростки. Чем живет школа в год своего юбилея и какие строит планы на будущее? Об этом мы поговорили с директором школы Людмилой Мова.
 

Выбор и индивидуальный подход

— В Челябинске успешно действуют 14 школ искусств. В чем изюминка вашего заведения?
— Я не скажу, наверно, ничего нового, что очень часто в ответ на наши заверения, как замечательно учиться в музыкальной школе, мы слышим: «Я, мой сын, моя дочь после окончания музыкальной школы захлопнули крышку инструмента и больше к нему не подходят, не берут в руки скрипку, забросили в кладовку баян, зачем все это было?..» Все это и подтолкнуло нас по-другому посмотреть на то дело, которым мы занимаемся, — объясняет Людмила Петровна. — Так и возникла идея выстраивания адаптивной модели. За основу мы взяли пример школы Евгения Ямбурга. Основной задачей для нас было сохранить традиции классического музыкального образования, но при этом дать детям возможность выбора своей траектории в обучении. Разработали свою программу и даже победили с ней на областном конкурсе. Теперь у нас в школе параллельно действуют два блока — классического музыкального образования и общеэстетического воспитания. Это подразумевает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, ведь способности у всех разные. С 2008 года в школе заработала областная экспериментальная площадка по раннему эстетическому развитию. Ребята занимаются музыкой, хореографией и изобразительной деятельностью, ведь многие даже не сразу могут определить, что им нравится на самом деле. А такой подход дает им время и возможность понять. Когда мы начали работу в этом направлении, многие коллеги скептически относились к самой идее, считали, что эстетические группы в лучшем случае — это подготовительные, а в худшем — просто способ зазвать детей в школу и провести так называемую работу по набору. Мы пошли на эксперимент, чтобы доказать, что эстетическое направление может быть самостоятельным, со своим учебным планом, контингентом. И мы добились неплохих результатов: на сегодняшний день это самое востребованное направление.

Не хотим работать «по накатанной»

Сегодня школа предлагает полный цикл дополнительного образования детей с четырех до восемнадцати лет. Образовательная программа выстроена так, что на любом этапе ребенок может сделать выбор в пользу любого интересующего его направления. Школа готова принять всех желающих, здесь учатся не только ребята из Тракторозаводского района, но и со всего города, в общей сложности более 700 учеников.

— Многие ваши коллеги жалуются, что педсостав стареет, а молодые специалисты идут в школы неохотно. Как решаете вопросы с кадрами?
— Молодые преподаватели приходят к нам еще будучи студентами и к окончанию учебного заведения они уже адаптированы к работе в нашем коллективе. Конечно, часть уходит работать в вузы, кто-то остается работать у нас по совместительству. В этом вопросе руководителю просто необходимо дать молодому человеку сделать свой выбор и не осуждать его, потому что преподаватель в музыкальной школе — это особый вид творческого человека. И потом, стареющий коллектив — не самое страшное в нашей работе, хуже привычка работать «по накатанной», нежелание принимать ребенка таким, какой он есть, не судить о ком-то по результатам, которых он добился, ведь не может быть одинаковых людей. Для одного достигнутый уровень может считаться отличным, а для другого это средний результат. Самое главное в нашей работе — это терпение и умение понять. Ну а также важно умение работать в команде.

Новые флейты и межгалактический оркестр

— Материально-техническая база — большая проблема большинства культурных учреждений. Есть какие-то позитивные подвижки в этом направлении?
— Конечно. На сегодняшний день школа преобразилась — это светлые классы, большой концертный зал, уютный холл. Наша школа одно из лучших учреждений по укомплектованности материально-техническими средствами обучения.

— А что с инструментами? Министр культуры во всеуслышание заявлял, что процесс износа в некоторых учреждениях достигает аж 90.
— Спасибо нашему министерству, сейчас в области заработала программа по обеспечению музыкальными инструментами, что очень важно, так как на протяжении многих лет этот вопрос стоял для школ остро, но никак не решался. В 2013 году в рамках областной программы мы получили концертные баяны и аккордеоны, инструменты народного оркестра, флейты, и это замечательно и вовремя.

— В отчетном концерте вам помогали студенты ЧГАКИ. Давно сотрудничаете с академией?
— Давно. В 2007-м даже получили диплом ЧГАКИ за научно-методическую работу. В последние два года у нас появился новый вид сотрудничества: студенты факультета пробуют свои силы в качестве режиссеров наших творческих проектов. Вот и в этот раз режиссером юбилейного праздничного концерта стала выпускница ЧГАКИ Людмила Мухортикова, это была ее дипломная работа.

— А что за межгалактический оркестр был создан на юбилейном концерте?
— Это очень интересная задумка. Аниматоры предложили всем желающим разучить некие музыкальные ритмические зарисовки и постепенно вовлекли в этот необычный топающий, хлопающий, щелкающий, шуршащий, звучащий оркестр весь зал. Было очень весело.

— Последний вопрос традиционный — о планах, не поделитесь?
— Планы на будущее у нас, конечно, есть, но мы их пока держим в секрете. Приходите на будущий учебный год — все увидите и узнаете.



Как Алиса промахнулась во времени

Год культуры для челябинской школы искусств № 3 стал юбилейным. Школа отмечает 65-летие. Недавно ученики, педагоги и родители большим концертом отметили конец учебного года, а заодно и юбилей любимой школы.
 

Ради такого случая подготовили настоящее театрализованное представление, написали сценарий про девочку Алису, которую на машине времени отправили из 2049 года в 1949-й с заданием узнать об истории школы, об ее истоках и подготовиться к 100-летнему юбилею. Но из-за сбоя техники Алиса оказывается в нашем времени, встречает нынешних учеников, которые с удовольствием демонстрируют гостье из будущего свои достижения, рассказывают об истории создания школы, о ветеранах, о знаменитых выпускниках.

Освоить театральный жанр ученикам помогли студенты академии культуры: они придумали и показали номера, рассказывающие о жизни молодежи 50-х, 90-х годов и будущего. Больше всего ребятам в зале понравилась ритмическая игра, которую провели студенты, создавая межгалактический оркестр.
 

Ну а по музыкальной части воспитанники школы и сами прекрасно справились, здесь учится множество талантливых ребят, взять хотя бы Сашу Карабешкину. Девочка стала лауреатом самого первого конкурса «Андрюша» и забрала сразу два приза — в джазовом вокале и эстрадном. Конечно же, Саша приняла участие в отчетном концерте, на этот раз она выступила вместе с ансамблем скрипачей. Настя Фишер тоже личность в культурной среде известная. Настя — стипендиат премии «Юные дарования», лауреат международных конкурсов. Она вышла на сцену вместе с коллегами по проекту «Мы из джаза». Вокальную компанию составила Ульяна Коршакова вместе с ансамблем «Детство». Словом, песен было много и разных. Наряду с более старшими вокалистами, участниками ансамблей «Максиоланна» (на снимке вверху) и «Виатрикс», выступили и самые младшие ученики — это ансамбль «Сладкоежки» и группа дошколят. Инструменталисты тоже не ударили в грязь лицом. Свои номера приготовили «Озорные ребята» — баянисты, ансамбль домр «Думка» (на снимке в центре), джазовые ансамбли и даже целый оркестр народных инструментов.

Концерт прошел буквально на одном дыхании. Участников наградили не только дружными аплодисментами, но и сладкими призами. Ну а самые благодарные слушатели — мамы и папы — расцеловали своих чад. Не оставили без внимания и преподавателей школы. В их адрес прозвучало множество добрых слов.



Школа была основана в 1949 году. Ее история началась с двух аудиторий во Дворце культуры Челябинского тракторного завода, тогда ребят встретили пять преподавателей по классу фортепиано, скрипки, баяна, теории музыки. В послевоенные годы учиться в музыкальной школе было очень престижно. Тогда были заложены основы педагогического и исполнительского мастерства. Вскоре в Челябинске открывается музыкальное училище, выпускники школы после окончания училища возвращаются в школу в качестве преподавателей, растет контингент обучающихся, в 1991 году школа переехала в нынешнее здание. Среди выпускников известные деятели культуры: руководитель оркестра «Малахит» Виктор Лебедев, бывший ректор института музыки Владимир Оснач, заслуженные артисты России Николай Ищенко и Наталья Александрова и др.
 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»