Меню

Фестиваль Максимовой в Челябинске: по гамбургскому счету

28.05.2014 12:33 39 (11751)


Символично, что в Год культуры в Челябинск вернулся фестиваль Максимовой, это позволяет надеяться на будущее. Приятно, что все спектакли прошли на аншлагах, это вселяет надежды на лучшее. Шестилетняя пауза, которая случилась в биографии фестиваля, пошла ему на пользу: он восстал, как феникс из пепла, обновленный, а заодно и заметно подросший.

Главным достижением организаторов стало то, что на этот раз им удалось привезти в Челябинск не только солистов крупнейших театров, но и целых два коллектива, — правда, не столичных, но зато с репертуаром, челябинцам незнакомым. Это сразу же возбудило публику. Смотреть в который раз «Анюту», пусть даже в гениальном исполнении Янина, как-то уже поднадоело, а вот «Спартак» по причине 20-летнего отсутствия на челябинской сцене вызвал небывалый ажиотаж. При входе даже лишний билетик спрашивали, как в добрые старые и культурные времена.

«Спартак» на все времена

Знаменитый балет Хачатуряна в Челябинск привезли из Уфы, причем в постановке самого Григоровича! Говорят, мэтр долго сомневался, «быть или не быть» «Спартаку» в Уфе, и все-таки рискнул, чем сделал благое дело для провинции. Впечатления столь же яркие, сколь и двойственные.

Яркие по причине изумительной музыки Хачатуряна, которую трудно испортить. К тому же солисты были если не безупречны, то все-таки хороши. И в первую очередь сам Спартак — Рустам Исхаков, высокий, фактурный, при этом легкий, несмотря на всю фактуру и рост, при прыжке как бы зависающий на несколько секунд в воздухе. Молодой, темпераментный, имеющий, судя по всему, хорошие перспективы (если через два года после окончания училища ему доверили роль «Спартака» и доверие он оправдал). Второе место, пожалуй, стоит отдать Эгине (Гульсина Мавлюкасова): изящная, грациозная, жутко сексуальная — настолько, что зрители буквально весь антракт обсуждали эротическую сцену на пиру. Красс, в миру Алексей Шлыков, поразил публику потрясающими внешними данными и артистизмом. Возможно, его прыжки не были столь полетны, но харизма сделала свое дело. А вот главная лирическая героиня — Фригия смотрелась на фоне этой троицы бледно и скромно. Трагические, лирические сцены — все отработано в одном ключе. Но в общем и целом «Спартак» произвел на челябинскую публику хорошее впечатление своей зрелищностью (ну не зря же в афише значится имя Симона Вирсаладзе, того самого художника, с которым Григорович работал над «Спартаком» и в Большом театре), массовостью, исполнением в том числе. Хотя запятые, конечно, имеются, особенно по части кордебалета.

Двойственность же впечатлений имеет значение для тех, кто видел оригинал Григоровича с Васильевым, Лиепой и Максимовой или его же новую версию с Иваном Васильевым.

Не просто красивые танцы

А вот долгожданный вечер современной хореографии, увы и ах, не оправдал ожидаемых надежд. Наиболее интересным, на взгляд пристрастного зрителя, оказался первый из балетной тройки — спектакль «Вакансия». Неожиданный и с изрядной долей хорошего юмора, он воспринимался легко и давал надежду на лучшее будущее. К сожалению, все пять танго на музыку Пьяццоллы откровенно разочаровали. Аргентинские страсти в неоклассическом изложении не убедили, хореография вступила в конфронтацию с музыкой и, похоже, проиграла. Наконец, золотомасочные «Вариации Сальери» вызвали искреннее недоумение. Помнится, сам постановщик в одном из интервью признался, что его балет принципиально лишен содержания и философского подтекста: «Это просто красивые танцы». Однако для современного балета отсутствие вменяемого содержания и философии — в порядке вещей, а за просто красивые танцы вряд ли вручат сразу три «...маски». Да и красота — понятие относительное, как-то больше по сердцу пришлась красота танцев Йормо Эло и Килиана в недалеком 2011-м. «Маленькая смерть» последнего, кстати, тоже получила «Золотую маску», честно говоря, это вопросов не вызывало. Сейчас же все три награды-довода пролетели мимо пристрастного зрителя.

Только в полетах…

Гала-концерт порадовал дуэтом Эгины и Красса в исполнении солистов Большого театра Александровой и Лантратова (совершенно иначе прозвучавшим, что и замечательно) и обилием новых, специально подготовленных для концерта номеров челябинских танцовщиков. В результате наши ребята выглядели вполне достойно даже на фоне столичных звезд, — правда, второй величины, но тем не менее.

Приятно удивило жанровое разнообразие: нашли и выучили советскую и совсем старинную классику, продемонстрировали неоклассику и даже современный танец. Было интересно, солидно и наиболее весомо за последние 10 лет. Словом, фестиваль удался. В масштабах нашего, домашнего региона. И все-таки. Форум имени великой балерины, мировой звезды между прочим, не имеет права быть местечковым. По большому счету, он должен собирать на южноуральской земле лучших из лучших, тем более сейчас, когда концепция фестиваля изменилась и организаторы перестали ориентироваться на учеников Максимовой, а сами же предложили поставить во главу угла качество. Понятно, что задачка получается не из простых, все завязано на финансах, возможностях, связях, желании, наконец. Но ведь «только в полетах живут самолеты», и разве наш город не достоин получить хороший, большой фестиваль? В конце концов, их у нас не так уж много.



Министр культуры области Алексей БЕТЕХТИН: «В перспективе хотелось бы, чтобы фестиваль проходил не только в областном центре, но и других городах области, площадки у нас есть и в Магнитогорске, и в Златоусте. Непременно нужно поддерживать идею с мастер-классами, и неплохо было бы увеличить продолжительность фестиваля. Ну и, наконец, оптимально было бы, чтобы к каждому фестивалю театр адресно делал новый спектакль».

Фото Андрея ГОЛУБЕВА