Знакомые незнакомцы: челябинцы заново открыли братьев Гримм
Театрализованные читки становятся все более популярны. Очередная прошла в зале Нового художественного театра, правда, на сей раз в ней помимо профессиональных актеров принимали участие и любители — студенты-музыканты Южно-Уральского института искусств. Тема знакомая и незнакомая одновременно — сказки братьев Гримм. Организатором выступил немецкий фонд имени Роберта Боша.
Сказки чудесные и ужасные
Вечер состоял из двух частей. Сначала публике представили сценическую вариацию всем известной сказки «Госпожа Метелица». Автор инсценировки — завлит Нового художественного театра Майя Брандесова попыталась расширить рамки сказочного повествования, введя дополнительных персонажей и сюжетные линии. Так, в сказке появился петух-рассказчик и влюбленный в падчерицу Ганс, а также дополнительные подарки от Яблони и Булки. Все это заметно раскрасило достаточно скудное сказочное повествование, но, на взгляд пристрастного зрителя, все-таки диалоги показались схематичными, впрочем как и взаимоотношения героев.
Кстати, страсти-мордасти можно найти даже в известных сказках про Золушку и Белоснежку: Золушкина мачеха отрубила своим дочерям по кусочку ступни, чтобы надеть туфельку, а что касается мачехи Белоснежки, то ее обули в раскаленные железные туфли и заставили плясать, пока та не испустила дух в страшных мучениях.
Плюс на минус
Словом, тема очень интересная и прекрасно сработала на контрасте с первой частью. Интересной была и задумка — противопоставить двух братьев, точнее их позиции в подходе к сказкам: один из братьев мечтает сочинять добрые, чудесные сказки, другой не верит в добро и считает, что мир жесток и груб. Они начинают работать на пару, чтобы взвесить, чей вклад будет значительней и перетянет чашу весов. Но весы остаются в равновесии, а значит, сочинять и впредь им придется вместе. Жаль, что эта линия только намечена и никак далее не развивается.
Второй момент. И все же для читки необходим тщательный отбор: четыре однотипных сказки-«ужастика», пускай театрализованных, но в любительском и совсем однообразном исполнении, — явный перебор, тут бы ребятам вспомнить старый принцип «лучше меньше, да лучше».
Ну и главные вопросы к организаторам: какова цель этой читки и на какую публику рассчитана? Судя по всему, проект носил по большей части просветительский характер (четыре из пяти сказок широкой публике неизвестны), а в зале публика собралась самая разношерстная. Посему явно недоставало какого-то вразумительного пояснения, исторических подробностей, интересных деталей, которых масса. К примеру, что современники обвиняли братьев в грубости и безнравственности, а в наше время нашлись горячие головы, обозвавшие сказочные опусы «нацистскими», «сексистскими». Или что сказки братьев Гримм дали название некоторым психическим расстройствам. Так, в психиатрии встречаются «синдром Рапунцель» (когда дети глотают свои волосы в таком количестве, что забивают кишечник) и «синдром Умной Эльзы» (когда человека преследуют навязчивые и необоснованные страхи о своем будущем). Словом, голого текста, без пояснений, явно не хватало, а посему и обсуждения, которое обычно предполагается после читок, толком не произошло. Сказали пару комплиментов друг дружке, пошушукались по углам, выпили бокальчик винца и разбежались, довольные культурной тусовкой.
В Новом художественном театре Челябинска прошли очередные театрализованные читки. Актеры озвучили четыре сказки братьев Гримм и пьесу «Госпожа Метелица».
Проект состоялся при поддержке фонда Роберта Боша и Немецкого культурного центра имени Гете в преддверии перекрестного Года языка и литературы в России и Германии.
Фото Евгения СИНИЦЫНА