Меню

Река в долгом ящике

03.05.2018 13:36 - автор Сергей Таран.
В минувшую пятницу состоялось очередное заседание «Сигарного клуба». Тема дискуссии: «Как сделать Челябинск зеленым городом с чистой рекой?»
Река в долгом ящике


Отметим, что «зеленая» повестка в нашем мегаполисе — совокупность проблем, на которые горожане привычно реагируют остро. При этом все понимают, застарелые экологические «болячки» в один момент не вылечить. Нужна системная работа и прямо сейчас, потому что отложенные когда благие планы в долгий ящик нуждаются в пересмотре. Похоже, нужен добрый толчок, чтобы заставить работать бюрократическую машину. Может быть, в преддверии саммитов ШОС и БРИКС перспективы озеленения станут реальными? Эксперты клуба постарались во всем разобраться. Во всяком случае, были поставлены вопросы.

Речка в городе у нас…

- У нас появился шанс? - снова и снова спрашивает один из основателей клуба Дмитрий Довженко и без конца формулирует вопросы. - У нас не хватает идей, проектов, которые можно оцифровать. Мы все понимаем, что мы хотим. Но как это сделать? Очистить реку Миасс? А кто считал, сколько для этого надо денег? Сузить русло? Позволит ли скорость течения реке самоочищаться? Так сложилось, что в любом городе река – это центральное место. Но как привлечь бизнес к проектам? Не будет коммерциализации – не будет жизни. Нужна комплексная программа реабилитации реки.

DSC_0036-min.JPG

- Получается, такой программы сейчас нет? - законно вопрошает модератор заседания Сергей Крапивин.

- Программы по очистке реки нет, - отвечает эксперт Общественной палаты Челябинской области Андрей Минченко. - Но нет, по сути, это вовсе не проблема. В стране множество рек. И люди давно научились с ними работать. Другое дело, что река у нас не судоходная. Это не дает возможность запустить земснаряд и баржами грунт увозить. Понадобится устроить гидро-отвал или организовать работу грузовиков. Все решаемо. В части очистки реки проблемы две – выделить финансирование и найти нормального подрядчика, обладающего нужной техникой. Примеры есть. Расчистка ложа златоустовского пруда вышла около 25 миллионов рублей. Наскоком, разумеется, за два года ничего не сделать. Меры нужно принимать систематически. Их нельзя откладывать. Начинать нужно в этом году, хотя бы на участке, где будет конгресс-холл и пешеходная набережная.

- По моему мнению, сделать нужно хоть что-то, - реагирует руководитель экологического движения «Время Че» Феликс Панов. - У нас река Миасс находится в таком состоянии, что больше напоминает болото. Мы проводили исследования вместе с лабораторией «Инвитро». Так вот, в промежутке от плотины и до Металлургического района вода в реке по химическому составу ухудшается в пять раз. Субботники, которые проводят волонтеры на берегах Миасса в центре города, ничего существенно не дают. Нужны не косметические, а хирургические меры. В Общественную палату области уже приходили проектные организации с предложениями, как очистить русло от донных отложений. Есть экспертные оценки, как и что делать и за за сколько. На круг появляются те же 20 миллионов рублей, чтобы очистить дно вблизи мелькомбината. Деньги для бюджета города реальные. Но все откладывается почему-то в долгий ящик. А река – это точка притяжения. Люди любят на берегу отдыхать. В минэкологии знакомы с этими проектами, которые появлялись и в 90-е, и в 2000-е.



Кто поставит задачу?

Вопрос от модератора: - Почему не выделяют эти деньги?

Дмитрий Довженко: - Я не слышал, чтобы кто-то обращался насчет выделения этих средств. Проект должен кто-то подхватить и протаскивать через все инстанции.

- В Гордуме нет депутата, который бы взялся за это?

- Я честно говорю, что не знаю комплексного проекта об очистке русла Миасса и обустройстве его берегов от Шершневской плотины до ЧГЭС.

Феликс Панов: - Есть отдельные проекты коммерсантов. Да, они коммерческие, но имеют хороший социальный эффект. Нам нужно сейчас эти проекты подхватить. Нам самим надо пробежаться по инстанциям. Надо только понимать, то река это федеральный объект.

Дмитрий Довженко: - Должна быть поставлена задача на уровне областной власти. Мы несем функции регионального центра.

- Меня пугает, что мы любую проблему связываем с БРИКС и ШОС, - говорит главный редактор газеты «Южноуральская панорама» Андрей Трушников. - С ужасом думаю о 2021 годе. Тогда все проблемы резко перестанут решать? Программу реки Миасс явно следует прописывать на долгие годы. В дорожной карте должно быть обозначены интересы бизнеса и общества. Но дело не сдвинуть, пока не будет создана реальная проектная команда. У нас не принято, чтобы в проекте объединялись бизнес, власть, эксперты на срок реализации всего задуманного.

Руководитель проекта «Креативный кластер Svoboda,2» Алексей Грачев замечает: -Инициатива должна идти от власти. Нужно восстановление правил пользования береговой линией. Сейчас появились предприниматели-хипстеры, люди новой волны, которые поддерживают «зеленых», сторонники велодорожек. Год назад мы начали работать над развитием площадки на территории бывшей промзоны завода «Оргстекло» в Центральном районе. Работаем над созданием творческих кластеров. Это такая обособленная территория с мастерскими, шоу-румы и все что угодно. Это пространство, где постоянно проводятся семинары. Идей было много. Многие бизнесмены готовы подключиться немедленно, если будут сформулированы правила. Мы вышли с идеей строительства пешеходного моста. Нашли бюджетные варианты.

Модератор: - Нет правил. Как продвигать существующие идеи?

Никто не ведает

Руководитель благотворительного экологического фонда «Моя планета» Виталий Безруков:

- Придется заняться еще канализацией. Река Игуменка — это сточный сброс по сути прямо за будущим конгресс-холлом. Ее придется выводить за «Огрстекло» и строить локальные очистные сооружения.

DSC_0210-min.JPG

Любой проект, связанный с перепроектировкой набережной, согласовывается с федеральными органами. Проект создает муниципалитет. Комплексного плана – все упирается в какие-то части. Но есть федеральная программа по очистке рек. И мы в Челябинске можем войти в федеральную программу. Но никто не подавал ни проекта, ни заявки.

Модератор: - Почему? Минэкологии не проявил расторопности?

- Так случилось. Инициатива должна быть от города в любом случае. Он должен обозначить проблему, - считает Виталий Безруков. - На разработку комплексного проекта уйдет от 6 до 8 месяцев. Дальше согласование, экспертизы. Войти в федеральную программу к ШОС и БРИКС мы не успеем. Но этим все равно нужно заниматься.
Суживать русло, убирать илы. В противном случае река будет заболачиваться. С появлением новых береговых площадей проект может стать самоокупаемым. Начало работы – май-июнь. А пока идет инвентаризация всех источников сброса.

Главный редактор газеты «Аргументы недели - Челябинск» Владимир Филичкин: - Сейчас говорят, что саммит ШОС – это шанс для решения проблем. Сомневаюсь. Есть любопытная международная организация «Нет плотине!». Ученые сделали однозначный вывод: плотины убивают реки. После Шершневской плотины водоток в Миассе резко снизился. И теперь разовая очистка русла ничего не даст. Придется постоянно вкладывать миллионы. Говорить, что какие-то коммерсанты будут строить супер-объекты на берегах, наивно. Тема серьезная. И заниматься ей должны специалисты, а не энтузиасты.

Озеленять до посинения?

Общее мнение: Высаживаем в городе много, но саженцы гибнут. Между тем город без деревьев задыхается. Что делать?

Дмитрий Довженко: - На днях на депутатской комиссии разбирались с компенсационными платежами. К примеру, строитель, готовя площадку, сносит деревья. За каждое он платит в бюджет 45 тысяч рублей. Но куда дальше идут эти деньги? Они поступают в бюджет, но не идут на закупку крупномера. Почему в качестве компенсации высаживаются не полномерные деревья, а кустики, которые чаще всего не приживаются? Мало того, высадка деревьев чаще всего происходит не в том месте, где их спилили.
Депутаты приняли решение проработать программу, по которой у хозяйствующего субъекта должен быть выбор: либо он платит деньги за деревья, либо высаживает крупномерные саженцы.

- Коммерсанты в прошлом году заверяли нас, что сделаем Компенсационные высадки, - говорит Феликс Панов. - Первым делам провели ревизию Управления экологии. Нам предоставили лист в городской администрации. Согласно документу - 3,5 тысячи многолетних деревьев высажено.

По словам Панова, выяснилось: от общего объема посадок выполнено лишь 70%. Причем из них до 40% саженцев сразу погибло. Сажают нежные прутики в асфальт, в щебенку. А фактов вырубки взрослых деревьев много. Причем, спилили деревья по улице Черкасской, а высадку запланировали в поселке Аэропорт. Это устроит жителей Черкаской?

Владимир Филичкин: - В Челябинске садить деревья – значит тратить деньги и время. Почвы в Челябинске на 100% поражены токсическими металлами, причем в запредельных дозах. Попробуйте на шлакоотвалах выращивать розы.

Пол словам экспертов, в городе высаживают то, что рекомендовало управление лесами. При этом у нас в регионе нет соотвествующих питомников по выращиванию крупномера. Его к нам если и завозят, то издалека - из Тульской, Брянской области. Между прочим, это выгодно. И нам нужен такой питомник.

Андрей Минченко замечает: - Озеленение связано с проблемой участков. Садить некуда. Откуда взялись вички? Это техзадание города. Чтобы озеленить город, нужна городская комплексная программа. Нужно наконец навести порядок в этом.

Виталий Безруков: – Сажают сосну у нас. Но она не приживется – в воздухе большое содержание серы.

Трушников: - Ученые разработали памятку для правильной обрезки деревьев в городе. Два года власти ее не берут во внимание.

Городской бор

Диагноз памятнику природы такой. Сухостой убирается плохо. Деревья гибнут.

Виталий Безруков: - Сейчас там не ведется строительство, и ничего не вырубается. Границы изменены. Депутаты ЗСО часть территории вывели несколько лет назад. Теперь это муниципальная земля, которая сдается в аренду. Эти участки надо вернуть обратно.

Городскому бору требуется комплексное экологическое обследование. Чтобы снизить антропогенную нагрузку, построить экологическую тропу, чтобы направить поток. Кроме того, в центре бора находится поселок, проходит линия ЛЭП. Машины в грунтовой дороге набивают колею. Стаи собак. Мусор. Никак не могут разобраться чье ведомство должно вывозить мусор.

Вроде бы все функции расписаны. Но каждый год решать проблемы городского бора в ручном режиме.

Фото Людмилы ПОТАПОВОЙ.

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other