Меню

Чудеса на Кировке

18.05.2018 15:54 - автор Надежда МЕДВЕДКИНА.
В жизни иногда случаются чудеса. Часто — без предупреждения, порой — в ответ на отчаянную просьбу. Такое чудо подстерегло жительницу Челябинска 9 мая на пешеходной Кировке.
Чудеса на Кировке


Привет из военных лет

Римма Станиславовна Почкина в последний раз видела отца, когда была маленькой девочкой: в 1941 году он ушел на фронт и больше не вернулся.

- Помню, как папу провожали. Мне было лет пять. Мы с мамой и братьями (нас в семье было трое детей) пошли к военкомату на ЧТЗ на проспекте Ленина. Долго-долго ждали, пока шла строевая. Потом кто-то из командиров приказал строиться и уходить. Отец подошел, попрощался с нами. Мама взяла меня на руки, хотя я уже отлично ходила сама. И папа уехал, - рассказывает Римма Станиславовна. - Всю дорогу до дома я плакала: «Папочка, вернись, мы тебя любим...» Это был 41-й год. Я ждала папу каждый день — и когда мне было шесть, семь, десять лет... Как увижу на улице семью: папа, мама и детки, — заплачу.

В 1941-м от главы семьи еще приходили письма. Потом перестали. Но не прислали на него и похоронку. И дети ждали, верили в чудо. Обманывались — как один раз в 50-е годы. Только представьте: вся семья дома, дверь открывается и в комнату входит представительный мужчина с портфелем, похожий на...
- Мы все бросились к нему: «Папочка!» Он и правда был очень похож — мы ведь немного помнили отца, да и фотографии дома были... - вспоминает Римма Станиславовна. - А он остановился, сел и заплакал. «Ребятки, - говорит, - я не ваш папа, я только ваш дядя». Это был родной брат отца.

Отца, Станислава Степановича, дети так и не дождались. Теперь, когда вскрыты старые архивы, удалось выяснить, что он был связистом-разведчиком. Но каким был его военный путь? Судьба человека окутана тайной.

Для Риммы Станиславовны воспоминания особенно ярки на 9 Мая, когда весь город славит Победу и солдат, сражавшихся за нее.

- На 9 Мая мы с семьей ждали шествия Бессмертного полка. Я так разволновалась, что слезы на глаза навернулись, - Римма Станиславовна даже теперь, рассказывая об этом, взволнована не на шутку. - Плачу и молюсь: «Боженька, как бы мне только папочку увидеть, если он где-то далеко — я хоть куда пойду...»
Родные успокоили нашу героиню. Чтобы прийти в себя, предложили прогуляться по пешеходной Кировке. А прогулка привела семью к стендам выставки «Станок — оружие, участок — поле боя». Она рассказывает о жизни трудового тыла и прежде всего — о работе молодежи во время войны.

71.jpg
Ремесленное училище № 2 г. Челябинска. Занятия физкультурой. 1941 г.

 - Я почему-то сразу увидела ремесленное училище, хотя зрение у меня очень плохое. Бросилась в глаза фотография, на которой ребята выполняют наклоны в сторону. На первом плане — их учитель физкультуры, мой папа, - замирая, рассказывает моя гостья. - Дочку позвала — она сначала не поверила, потом присмотрелась — и правда дедушка, как на фотографиях.


Неизвестная история

Выставка на пешеходной улице подарила человеку маленькое чудо. А как появилась она сама? С предложением рассказать о молодых тружениках тыла выступили областная общественная организация ветеранов учреждений начального и среднего профессионального образования совместно с Урало-Сибирским Домом Знаний. Не обошлось и без поддержки регионального отделения Бессмертного полка. Собственно говоря, выставка только часть их комплексного проекта «Память — это мы», который в нынешнем году был сосредоточен на теме труда в тылу.

- История тыла к сегодняшнему дню уже успела очень многое потерять. Мы знаем, сколько людей воевало, сколько погибло, сколько пропало без вести. А вот сколько на самом деле работало в тылу — до сих пор точно неизвестно. Хотя каждый человек был на счету. Утрачены документы, материальные свидетельства. Вы знаете, что у нас в области, куда было перевезено такое количество заводов и людей, не сохранились списки эвакуированных из Ленинграда? А ведь основная часть передовиков-стахановцев — это бригады, приехавшие с Кировского и Харьковского заводов, - говорит председатель совета Дома Знаний и куратор регионального Бессмертного полка Елена Скорнякова. - Пострадала и семейная история. Часто потомки не знают, где работали их деды. Многие стесняются вставать в Бессмертный полк, потому что в семье не было фронтовиков. Но ведь война не могла пройти мимо чьих-то предков! Значит, в семье были тыловики, труженики! Поэтому мы считаем своей задачей не только на этот, но и на ближайшие годы продвижение истории тыла.

Не случайно возникло и желание рассказать о молодежи. Комсомол в 2018 году отмечает столетний юбилей. А для юношей и девушек военного времени комсомол был не просто названием, даже не просто организацией, а неотъемлемой частью жизни. Комсомольские бригады двигали производство.

Воплотить идею в жизнь помог Объединенный государственный архив Челябинской области: его фонды предоставили 108 фотографий для экспозиции.

- Челябинск – тыловой город. Мы не можем показать по запросу какие-то особенные фронтовые снимки. У нас их очень немного, - разводит руками заместитель директора Объединенного государственного архива Челябинской области Николай Антипин. - Но у нас есть документы об отправке на фронт, снимки с мест работы – и это действительно наше достояние.

Вот так и жили...

Рядом с первой фотографией на стендах есть еще один маленький привет из прошлого. На фотографии из столовой ремесленного училища Римма Станиславовна разглядела фигурку своей мамы Марии Григорьевны.

69.jpg
Ремесленное училище № 2 г. Челябинска. В столовой. 1941 г.

- Когда папу забирали на фронт, то он пошел к директору училища и попросил устроить маму на работу, - объясняет Римма Станиславовна. - Ее взяли на фабрику-кухню работать хлеборезкой. Рядом было много пищевых цехов: и колбасный, и мясной, и кондитерский. Иногда оттуда звали помогать — разумеется, за это что-нибудь давали. Мама приносила домой разные продукты в белом платочке.

Работа была непростая: Мария Григорьевна уходила в 6 утра, возвращалась уже только к 11 ночи. За ребятишками присматривали соседи по коммуналке. Кто-то заплетет перед школой косички девочке Римме, кто-то раздобудет керосина и попытается оттереть чернющие, вечно измазанные руки ее брата...
Тяжелые были времена, но к доброй Марии Григорьевне все относились хорошо. Когда многодетной семье выделили землю под картошку, то студенты ремесленного училища помогли посадить, а потом собрать урожай. Женщина ведь иной раз прощала им потерянные карточки, а нескольких даже пускала в квартиру пожить, когда с общежитием были проблемы.

- А еще там, на карточке, видно человека в необычном головном уборе — я думаю, это мамин начальник, директор Даниил Томасович. Он был очень строгий, - вспоминает Римма Станиславовна. - Но если увидит, что кто-то из моих братьев стоит у проходной, — сразу зовет маму: «Машенька! Накорми сына!» Нас никогда не прогонял и не ругал.

Сколько еще воспоминаний прячется в чьих-то сердцах, как эти фотографии прятались в архивных альбомах? Ведь все они в 2018 году впервые увидели свет.

Снимки, которые нельзя печатать

Все фотографии, представленные на выставке, широкая публика видит впервые. Найти такие кадры было, с одной стороны, непросто. Фотосъемка в годы войны была распространена не так уж серьезно. Тем более если речь о Челябинске, тыловом городе, где многие объекты просто нельзя было снимать.

- У нас не так много фотографий Кировского завода, то есть ЧТЗ, в годы войны. Ведь это стратегическое предприятие! Такие снимки не должны были попасть к врагу, - говорит Николай Антипин. - А разведчики и диверсанты у нас на Урале были: по документам в разное время к нам было заброшено 200 человек. Казалось бы, до фронта далеко – но и здесь враг старался подорвать нашу работу.

С другой стороны, именно этот режим секретности и позволил многим снимкам остаться новинками. В годы войны эти фотографии проявлялись и уходили прямиком в альбомы архива: печатать их было нельзя.
Имен фотографов не сохранилось. Какие-то снимки, должно быть, делали любители: и сами карточки проявлены не очень качественно, и кадры выбраны не идеально... А есть по-настоящему профессиональные работы, например снимки, посвященные строительству комсомольской доменной печи № 6 Магнитогорского металлургического комбината. Ее запускали в 1943 году. Масштабная панорама завода в оригинале состоит из шести фотографий, скрепленных вместе (в альбоме они наклеены на один лист, который нужно разворачивать, чтобы увидеть всю картинку).

Впрочем, для того, чтобы подготовить выставку, переворачивать старые листы не пришлось: уже на протяжении многих лет в архиве идет работа по оцифровке фотографий, а каталоги настолько подробны, что выбрать материалы можно даже не глядя на снимки.

Название выставки «Станок — оружие, участок — поле боя» получено в наследство от трудовиков. Это был лозунг одной из передовых бригад девушек-комсомолок.

Настоящая цена документалистики

Выставка не кажется большой: совсем нетрудно на прогулке обойти и рассмотреть ее всю. Даже не верится, что на стендах поместилось 108 фотографий. У экспозиции — и буквально, и тематически — две стороны. Одна рассказывает о труде молодежи на производстве — а на многих заводах женщины, молодежь и подростки составляли основную часть рабочей силы: отцы на фронт — дети на завод.
Вторая сторона посвящена ремесленным училищам. Они готовили для работы на заводах новые кадры. На снимках — совсем юные мальчики и девочки, их комнаты, которые скорее можно назвать казармами, занятия, трудовые будни. Но и у этих ребят были свои маленькие радости: можно увидеть, как они играют в шахматы, представляют наряды разных народов СССР, репетируют танцевальные выступления... Среди снимков из ремесленных училищ Римма Станиславовна и нашла своих родителей. Счастливое совпадение! Впрочем, так ли редки чудеса на самом деле?

KQYBJNUqIGA.jpg

- Для нас в Бессмертном полку это не первый подобный случай. Люди видят фотографии, читают истории, находят друг друга, своих бабушек и дедушек... - делится Елена Скорнякова. - Мне самой несколько лет назад позвонили в шесть утра с вопросом «А кем вам приходится гвардии полковник Евлампий Александрович Скорняков?». Это нашла меня троюродная сестра, с которой мы прежде не были знакомы. Эти случаи показывают, как на самом деле ценна любая документалистика — фотографии, киноленты.

Конечно, не все документальные материалы так легко выходят в свет. Много бумаг и фотографий все еще лежит на полках, в альбомах. Но если действительно есть желание найти своих предков — необязательно ждать, пока их снимки достанут из архива другие.

- Мы рады, что смогли таким образом выйти на улицу, к жителям. Сейчас сложилось мнение, что архив существует в своей скорлупе. К нам приходят главным образом за справками при выходе на пенсию. Но все давно изменилось: любой гражданин РФ с паспортом (а в виде исключения мы разрешаем это и школьникам, у которых еще нет паспортов) может прийти в архив и поработать, - напомнил, пользуясь случаем, Николай Антипин. - Конечно, по фотокаталогу можно найти не все: фотографы не всегда подписывали фамилии своих героев. Но если вы хотите что-то узнать о предках — архив готов помочь.
Что касается выставки, пока она остается на своем месте - на пешеходной Кировке. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Может, еще кто-то встретит здесь живое лицо своего предка?

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other