Меню

Конверсия навсегда!

23.05.2014 13:30 38 (11750)


Как это ни странно, порой прогресс движет вперед не стремление к созиданию, а стремление к разрушению, например к созданию все более эффективного оружия. Военные разработки «подарили» человечеству уже немало изобретений, которые кардинально изменили всю его жизнь.

Не только оружие

Например, сегодня мы уже трудно представляем себе существование без компьютеров и мобильных телефонов. Но мало кто вспоминает о том, что интегральные схемы, которые составляют основу современных цифровых устройств, были разработаны по заказу военного ведомства с целью облегчить вес электроники, используемой на боевых самолетах. Технология, которая сегодня используется в сети Wi-Fi, в 60-е годы применялась исключительно в американских торпедах. А обычные сотовые телефоны, которые современный человек, казалось, не выпускает из рук, являются отдаленными потомками мобильных раций морской пехоты...

Такое положение дел не случайно: именно на оборонный комплекс всегда работали лучшие умы человечества, начиная с Архимеда и Леонардо да Винчи. На разработку оружия тратились огромные средства, иногда, к сожалению, во много раз превышавшие затраты на «мирную» науку. И потому рано или поздно на феномен использования военных разработок в мирных целях должны были обратить внимание и в нашей стране, где производство военной техники никогда не доверяли частным корпорациям.

Конечно, заокеанские гиганты типа «Боинг» и «Локхид» не имели никаких проблем с коммерческим использованием полученных в военных лабораториях разработок: настоящий капиталист никогда не упустит возможность получить прибыль. Но в наших условиях для деятельности предприятий ОПК в мирных целях даже пришлось использовать специальный термин — «конверсия». И, несмотря на то что конверсионные процессы начались уже более двадцати лет назад, успехи отечественной индустрии в этом направлении пока невелики.

В лабиринтах согласований

Одна из причин такой ситуации — ведомственная раздробленность «оборонки», считает автор концепции инвестиционно-инновационного развития ОПК челябинец Александр Другов. Часть предприятий относится к «Росатому», другие раньше курировало так называемое министерство среднего машиностроения. Многие предприятия сегодня являются как бы акционерными обществами, но при этом они на 100 процентов зависят от государственных оборонных заказов. Координации усилий, единого управляющего центра для конверсионного процесса как не было, так и нет. И создать его можно только с помощью государственных силовых структур, потому что печальный опыт постперестроечных лет свидетельствует, что местная администрация отнюдь не заинтересована в зарабатывании денег на конверсионных разработках. Гораздо удобнее получать бюджетное финансирование, часть которого «уводилась» с целью обогащения. В качестве примера можно привести процессы над главами уральских ЗАТО — Снежинска и Озерска. Мэр Снежинска в 2007 году был осужден на восемь лет лишения свободы, экс-мэр Озерска в 2013 году приговорен к 4,5 года колонии общего режима, сознавшись в растрате более 22 миллионов рублей. К сожалению, такие же процессы шли по всей стране: технологии «отмывания денег» тиражировались, приспосабливались к местным условиям, вовлекали в паутину коррупции представителей правоохранительных органов. Все это не только подорвало конверсионный процесс, но и нанесло вред развитию обороноспособности нашего государства.

— Вот почему я настаиваю, что концепция инновационного развития «оборонки» должна развиваться под контролем государства, — продолжает Александр Другов. — И в то же время базироваться на принципах рыночной экономики — с учетом эффективности использования инвестиций, маркетингового подхода к запросам потребителя. Основа для этого есть: существует законодательство, регулирующее государственно-частное партнерство. Однако применялось оно пока только в крупных проектах, например при подготовке Олимпиады в Сочи. Это грандиозное событие показало, что сотрудничество госструктур и частных компаний может быть эффективным: при всех суперзатратах зимние Игры не только окупились, но и принесли прибыль, — по официальным данным, около 1,5 миллиарда рублей.

Проект уже есть

— Все началось с того, что фирма, которой я руководил, стала искать способ оптимизации налогообложения без ухода в офшоры, — рассказывает Александр Другов. — Тогда мы обратили внимание на льготы, полагающиеся закрытым административно-террито-риальным образованиям (ЗАТО). В результате анализа действующего законодательства был разработан механизм предоставления упомянутых налоговых льгот администрациям ЗАТО. Эта концепция была доложена губернатору области (тогда регионом руководил В.П. Соловьев), и согласована на федеральном уровне. В результате была создана управляющая компания по сопровождению и обслуживанию предприятий, зарегистрированных в Снежинске, в проекте по инвестиционно-инновационному развитию региона. Одной из целей данного проекта было содействие предприятиям промышленного, в том числе и оборонного, комплекса в модернизации за счет наращивания оборотных средств (поскольку в то время оборонный заказ сокращался и предприятия находились в кризисном положении). Концепция была реализована и принесла конкретные результаты: предприятия смогли реально обновить оборудование.

Именно тогда я узнал, какой мощный потенциал у нашей «оборонки». Немало разработок только в области создания инновационных материалов (металлов, сплавов) могли бы использоваться в различных отраслях. Пример — датчики температуры, которые могут быть установлены в цилиндрах двигателя автомобиля. В свое время этим изобретением заинтересовалась даже знаменитая марка «Бентли», но переговоры не увенчались успехом из-за чиновничьего непонимания реальной экономики...

Когда произошла смена губернатора в регионе, оказалось, что наш проект никому не интересен. Хотя разработанные нами схемы продолжали использоваться в ЗАТО, но, к сожалению, приток бюджетных средств стал для глав городов слишком большим соблазном... Тем не менее я не оставляю надежды на то, что реализация проекта инвестиционно-инновационного развития возможна. Однако подойти к этому следует серьезно и ответственно: даже если пилотный проект будет реализован в отдельно взятой Челябинской области (поскольку здесь уже есть и разработанная концепция, и команда с опытом работы), главный центр стратегического управления все равно должен находиться в Москве. Для оперативного руководства должен быть создан государственный концерн развития ОПК РФ, которому подчиняются региональные центры тактического управления в федеральных округах.

Первая цель — учить

— На первое время главной задачей новой структуры будет обучение кадров, — считает Александр Другов. — В оборонной отрасли работает много отличных ученых, конструкторов, рабочих, но мало грамотных маркетологов, специалистов в области экономики... Конечно, подготовка требует определенного времени. Но зато результат будет намного весомее, потому что люди, владеющие инструментами рынка, способны творить чудеса.

Свою концепцию Александр Другов хотел бы представить и представителям федеральных структур, и новой команде власти региональной. Многие положения, высказанные Борисом Дубровским в его программных выступлениях, внушают представителям оборонного комплекса Южного Урала добрые надежды.

— Реализация этой концепции будет выгодна всем, — уверен Александр Другов. — Она позволит и экономить бюджетные средства (поскольку реализовываться будет с помощью привлечения инвесторов), и получать дополнительные финансы, необходимые для модернизации «оборонки», и создавать новые высокотехнологичные рабочие места. Главное — воля и решимость идти вперед.

 

Фото автора