Меню

Монорельс в Челябинске – мечта или реальная перспектива?

08.06.2018 18:02 - автор Андрей ВАГАНОВ.
Одна из главных проблем нашей транспортной инфраструктуры – это «разорванность» города Челябинска. Две главные артерии - река и железная дорога – разрезают мегаполис.
Монорельс в Челябинске – мечта или реальная перспектива?
Автор этих строк уже писал в нашей газете о том, что одна из главных проблем нашей транспортной инфраструктуры – это «разорванность» города Челябинска. Две главные артерии - река и железная дорога – разрезают мегаполис. И если через реку все же строятся новые мосты, то железная дорога пока представляется почти непреодолимым препятствием. Путепровод в районе вокзала перегружен транспортом настолько, что об идее пустить по нему троллейбус давно забыли.

Новые «мостики» на стыке Северо-Запада и Металлургического района построены настолько узкими, что кажутся просто издевательством над автомобилистами. Радио каждое утро сообщает о заторах на Новомеханической…Не продвигается пока и реконструкция путепровода на АМЗ – опять-таки над железнодорожными путями.

Кроме того, проложить кратчайшие маршруты, связывающие все районы, мешают промзоны, волею судеб оказавшиеся в городской черте.

Выходом из этой ситуации может стать развитие транспорта, как бы парящего над землей, – монорельса. Именно такую альтернативу предложили реализовывать в Челябинске гости из Южной Кореи – представители администрации города Тэгу.

Про плюсы

Не знаю, как вам, дорогие читатели, а мне обидно, что Корея, не производившая до 1938 года ни одного автомобиля, вышла на передовые позиции по производству авто. Впрочем, и по многим другим позициям тоже. А вот Россия до сих пор не может создать массовый отечественный автопром…

Потому, может быть, стоит внимательнее взглянуть на опыт Тэгу – четвертого по величине южно-корейского города. Проект строительства метро там был остановлен, как слишком дорогостоящий. Зато уже в 2015 году была запущена первая ветка монорельсовой дороги – сразу 30 станций. Быстрые поезда большой вместимости курсируют как бы над городом, не шумят, не загрязняют воздух. Жители города получили возможность быстро добраться до любого района. Возле станций монорельса активно развивается сопутствующий бизнес…

Примерно такие же проекты реализуются в других корейских городах – помогает то обстоятельство, что поезда для таких магистралей производятся именно в Корее и еще в Китае. Большой опыт имеют проектировщики. Кстати, проект магистрали для Челябинска практически готов – его совместными усилиями разрабатывали на протяжении тех лет. Возможно, помогло то обстоятельство, что представитель компании Daesun Monorail Transport Systems Co., Ltd в России Константин Лежнин – наш земляк.

Итак, параметры проекта Sky Sity: протяженность – около 120 километров, количество станций – более 100, высота пути над уровнем улиц – 6 - 8 метров, количество поездов – 120, в каждом по два вагона. Инвестиции в проект предполагаются на уровне 1 - 1,5 миллиарда долларов. Однако бюджетных средств не потребуется, утверждают разработчики, проект интересен и коммерческим структурам – в первую очередь за счет развития той самой инфраструктуры вокруг станций.

Про минусы

Однако не все так хорошо. Прежде всего настораживает то, что пока не существует ни одного успешного опыта запуска монорельса в городах России. Самая печальная судьба – у линии в Москве. Она была построена, запущена в эксплуатацию... Но осталась без пассажиров, и в текущем году ее уже намереваются демонтировать. Конечно, можно сослаться на то, что в столице развитая сеть метро и пригородных электричек, станции которых сопряжены так, что у обитателя окраин есть возможность добраться до центра, пусть и с пересадками… Но и в Воронеже, где метро отсутствует, монорельс превратился в долгострой.

В Челябинске может повториться то же самое – до саммитов ШОС и БРИКС, которые пока будоражат наш город, застывший в ожидании денежных вливаний, построить монорельс явно не успеют. А потом, вероятно, про столицу Южного Урала снова забудут надолго…Разве что город подаст заявку на проведение зимних Олимпийских игр…

Мнение эксперта

- К проекту много вопросов прежде всего по экономике, - говорит директор компании «ИНТРО-Н» Дмитрий Чудиновских. – В нашем городе электротранспорт работает неплохо, и тем не менее средств для поддержания в должном состоянии трамваев, троллейбусов и инфраструктуры регулярно не хватает. А инфраструктура монорельса будет еще более сложной. Какая коммерческая структура будет способна содержать и обслуживать ее? Тем более что поезда будут импортные и стоимость запасных частей будет увеличиваться сообразно росту курса валют. Все же строительство монорельса, очевидно, возможно только в странах с развитой экономикой.

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»