Меню

Медицинские услуги: рекламный интерес

21.05.2014 11:15 37 (11749)


В соответствии с внесенными еще в прошлом году изменениями в федеральное законодательство реклама медицинских услуг находится под запретом. При этом, по мнению медицинского сообщества, в новой редакции Федерального закона «О рекламе» есть противоречия, из-за которых возникают трудности в толковании статей закона.

Этому и ряду других вопросов было посвящено очередное заседание круглого стола «Новые вопросы здравоохранения Челябинской области 2013 — 2014 годов», которое в конце прошлой недели состоялось в стенах областного парламента.

Организаторы мероприятия — ЧРО Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРа России», Медицинская палата Челябинской области, Уральское общество специалистов эстетической медицины и Уральский центр медицинского права и лицензирования. Круглый стол проходил при поддержке Законодательного собрания, минэкономразвития, минздрава Челябинской области, а также администрации города Челябинска и других министерств и ведомств.

Среди участников встречи — вице-спикер регионального парламента Александр Журавлев, директор ЧРО «ОПОРа России» Ольга Ефимова, председатель комитета по поддержке предпринимательства в здравоохранении ЧРО «ОПОРа России», директор ООО «Уральский центр медицинского права и лицензирования» Алексей Ларин. Кроме того, в заседании принимали участие представители областного минздрава, УФАС по Челябинской области, врачи и руководители частных медицинских клиник.

Наибольший интерес в ходе заседания у его участников вызвал вопрос, касающийся изменений в Федеральном законе «О рекламе».

Как рассказала специалист Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Наталья Соболь, в 2013 году в статью 24 Федерального закона «О рекламе» был внесен целый ряд изменений, которые касаются уточнений понятий «лекарственные препараты», «изделия медицинского назначения». Кроме того, в начале этого года закон был дополнен изменениями, в соответствии с которыми введен полный запрет на распространение рекламных услуг по искусственному прерыванию беременности, установлены жесткие требования к рекламе народной медицины. К тому же федеральные законодатели предусмотрели повышенные меры ответственности. Так, за нарушение рекламного законодательства на юридических лиц может быть наложен штраф в размере от 200 до 500 тысяч рублей.

При этом основные изменения в федеральном законе «О рекламе» сводятся к запрету рекламы медицинских услуг, правда, как обратила внимание представитель УФАС по Челябинской области, рекламировать медицинскую деятельность организациям и учреждениям здравоохранения разрешается.

— Медицинская деятельность — понятие более широкое, чем медицинская услуга, — прокомментировала специалист Наталья Соболь. — К примеру, если идет речь об ультразвуковом исследовании, то это считается медицинской деятельностью и законодательством не предусмотрен запрет на ее рекламу, но если речь идет об ультразвуковом исследовании какого-то конкретного органа, это уже считается медицинской услугой, а значит, рекламировать ее нельзя.

Медицинское сообщество же усмотрело ряд противоречий в законе, в первую очередь представители системы здравоохранения обратили внимание на пункты 7 и 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе». Так, в пункте 7 прописано, что реклама медицинских услуг не должна размещаться нигде, кроме как в местах проведения специальных медицинских мероприятий и в специализированных печатных изданиях. Но в то же время в пункте 8 прописано, что информация о лечении, вакцинации должна предупреждаться наличием противопоказаний ее использования, необходимостью использования инструкции по применению или получения консультации специалистов. При этом в радиорекламе подробно определено количество времени, а в печатных изданиях — количество площади, которое должно занимать объявление. А потому нет четкого представления, что же можно рекламировать, а что нельзя и какие средства массовой информации при этом допустимо использовать.

Кроме того, по мнению медицинского сообщества, материальное наказание, предусмотренное за нарушение законодательства, чересчур велико. Для многих частных медицинских клиник один такой штраф может стать причиной для разорения и, как следствие, закрытия учреждения.

С момента вступления изменений в силу в Челябинской области возбуждено 13 административных дел, семь из них было рассмотрено, остальные еще находятся в производстве. В лидерах по нарушению рекламного законодательства Челябинск, Миасс, Озерск.

Итоговую черту под обсуждением вопроса подвел заместитель председателя Законодательного собрания Челябинской области Александр Журавлев, который согласился с мнением медицинского сообщества, что необходимо глубоко проанализировать ситуацию, понять, в чем суть внесенных в федеральное законодательство изменений, каким образом трактовать закон, как он может отразиться на доступности и качестве медицинских услуг. Именно поэтому Александр Журавлев предложил создать рабочую группу, которая и постарается ответить на все эти вопросы.

— Нам важно соблюсти баланс интересов, — прокомментировал вице-спикер южноуральского парламента. — Ведь, с одной стороны, нельзя ущемлять права пациентов на доступность и качество медицинских услуг, а с другой — важно не навредить учреждениям здравоохранения области. В случае необходимости мы подключим депутатов Государственной Думы, представляющих интересы нашего региона на федеральном уровне.

Кроме того, к этой теме решено вернуться чуть позже, после того как свое решение вынесет рабочая группа.

Также на заседании были рассмотрены перспективы расширения участия частных медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования, вопросы исчисления пенсионного стажа медицинских работников частных медицинских организаций, основные положения проекта программы развития государственно-частного партнерства в здравоохранении Челябинской области.