Меню

Катастрофа чтения

16.05.2014 14:23 36 (11748)
Безграмотность среди молодых так велика и так стремительно продолжает увеличиваться в масштабах страны, что еще немного, и некому будет прочитать этот заголовок. Да и тот, кто одолеет его по слогам, осмыслить не сможет, потому что читать — значит понимать. Ситуация слишком очевидна.

Что делать? Бороться за «читающих детей» или уровень ликбеза — наша судьба? Об этом корреспондент «Вечерки» беседует с кандидатом филологических наук, доцентом кафедры теории языка ЧелГУ Еленой Квашниной.

Это не проблема, это боль

— Елена Николаевна, почему вас, лингвиста, вдруг стала беспокоить проблема чтения?
— Это не проблема. Это боль, причем национального масштаба. С ней мы сталкиваемся почти ежедневно, даже привыкли. Но можно ли привыкнуть к катастрофе?

Вот свежий пример. На семинаре по риторике даю задание: «Прочитайте, осознайте и ответьте на вопросы либо скажите, согласны вы с каким-то высказыванием или не согласны». Студенты спрашивают через минуту: «А что делать-то?» — «По заданию», — повторяю. «Нет, вы скажите», — настаивают студенты. Начинаю членораздельно читать: «Из приведенных ниже высказываний… выберите то, которое, на ваш взгляд...» — медленными порциями сцеживаю мысль. Наконец до них доходит: «Ну так бы и сказали сразу».

Как правило, сегодня студент читает вслух очень медленно и с чудовищными ошибками. Коверкает слова. Грамматика у него «плывет». Интонирование неправильное, без учета знаков препинания. Выделяет не то, что нужно, и не там, где нужно. При таком «чтении» он абсолютно не понимает, что прочитал. Это, конечно, не филологи и не лингвисты, но это первокурсники других факультетов ЧелГУ.

— В чем, по-вашему, причина?
— Отсутствие навыков чтения. Отсюда вторая проблема: молодые люди не понимают текст, поэтому не могут его пересказать и большой кусок текста не воспринимают.

Во всем виновата школа?

— Неужели школа виновата? Сейчас в первый класс не возьмут, если не умеешь читать как из пулемета.
— Мне кажется, что есть какие-то Марьиванны, которые разъясняют все подробно, разжевывают и кладут в рот, чтобы ученики не думали самостоятельно. У детей идут на поводу, потому что они не умеют читать сразу, заведомо. Сегодня большинство девятиклассников и выпускников школ читает по слогам. Очень медленно и при этом неправильно, пренебрегая грамматикой. «Солнце казалАсь». И если они читают правильно, то с трудом и тоже не понимают написанное. Ребятам на ЕГЭ нужно написать сочинение по тексту. Так вот один мальчик мне сказал, что он 40 минут читал текст, написанный крупным шрифтом на листке формата А4. Это из 3,5 часа экзамена. Надо было найти там проблему, точку зрения автора и предложить свои два аргумента и, опираясь на текст, написать сочинение. Но многие ребята, прочитав исходный текст, не понимают, о чем он.

Наши дети — иностранцы

— Наши дети в своем отечестве — иностранцы по языку, — продолжает Елена Николаевна. — Гастарбайтеры пишут: «прАдавал», обремененные 11-летним образованием — «продОвал». Масштаб разрушений невероятный. Для них многие русские слова просто не знакомы. Мало того, они не видят основу предложений.
— Когда это случилось? В первом классе?

— Да, в первом классе все делают в угоду скорости чтения. Включали секундомер, ставили песочные часы. У многих случился стресс от этой «скорости». Многие начинают волноваться уже на подступах к чтению. Когда они читают, заикаются, багровеют, покрываются пятнами. Дети, читающие по слогам в девятом классе, не будут быстрее читать. Основы заложены.

Практика читать на скорость очень порочна, если за ней ничего нет.

Вторичная безграмотность

— А ведь еще недавно наше общество было литературоцентрическим! — сокрушается Елена Квашнина. — Прошло всего 20 лет, и появилось выражение «вторичная безграмотность». Это когда тебя в начальной школе научили грамоте, а ты ничего не читал, все забыл и теперь пишешь безграмотно. Теперь социологи и педагоги в голос кричат о снижении уровня грамотности. Третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника, еще один завтрашний потенциальный безграмотный.

Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков. Только теперь начинают бить тревогу. Приобщение детей к чтению объявлено задачей государственной важности. Объявлен лозунг: «Читающие дети — надежда нации». Звучит ободряюще, но нужны немедленные действия. Это не преувеличение: от уровня грамотности зависит безопасность общества.

Семейное чтение

— До конца ли мы понимаем, что происходит с чтением? Может, оно и не надо. Компьютер теперь в каждом кармане.
— С утратой чтения между поколениями происходит разрыв. Хотя бы в передаче традиции освоения литературной культуры. А реальность такова: нам необходимо воспитывать юного читателя как «человека читающего».

Чтение в семье занимает особое место в развитии человека, так как находится у истоков формирования личности. Традиции читательского развития детей в семье складывались веками. В Древней Руси «книга была подобна иконе: это духовный авторитет и духовный руководитель. Чтение было не интеллектуальным актом, а душеспасительным лекарством, нравственной обязанностью и нравственной заслугой».

И в настоящее время эта тема не потеряла своей актуальности и значимости. Чтение в семье — это, несомненно, важно. В чем же его важность?

Во-первых, для чтения вместе собирается вся семья.

Во-вторых, читая книги, одинаково интересные для детей и родителей, семья находит общие темы для обсуждения.

В-третьих, книга не имеет равных по способности устанавливать взаимопонимание разных поколений как внутри семьи, так и за ее пределами. Во время обсуждения книг сглаживаются барьеры между поколениями, «отцы и дети» находят точки соприкосновения, что очень важно для восстановления доверия в семье.

В-четвертых, совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце.

И наконец, чтение в семье — самое действенное решение проблемы нечитающих детей.

Книга против компьютера

— Елена Николаевна, а это не утопия — семейное чтение да в нашем ритме жизни?
— Это задача социума — возродить культуру семейного чтения. Да, бешеный темп жизни, нехватка времени, прагматизм как ведущая жизненная позиция — какое уж тут семейное чтение, уместнее чтение быстрое, рациональное, динамичное. Но почему именно сегодня чтение так необходимо человеку? Как это ни парадоксально, но любые, даже самые совершенные специальные знания не могут сегодня гарантировать правильность выбора в сложной, ответственной ситуации. Знание себя, развитие личного самосознания становится требованием времени, условием безопасности и выживания. Между тем нет лучшего инструмента самопознания, самоопределения, самопостроения, саморазвития, чем чтение. Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. В развитых странах уже поняли, что только общество читающее может быть обществом мыслящим.

Сегодня лучшие педагоги разработали уйму конкретных и вполне эффективных приемов приобщения ребенка к книге. Вот, например, такие.

Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать сами. Во-первых, самостоятельное чтение на первых порах представляет для ребенка нелегкую работу, и он еще долго не сможет получать удовольствия от сюжетных ходов и языка книги, будучи поглощенным самим процессом чтения. Во-вторых и главных, семейное чтение — важнейший момент общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сопереживание, и обсуждение. Закончив чтение, предложите ребенку тихонько самому подумать о том, что будет в книге дальше. На следующий день пред началом чтения попросите напомнить вам о том, что было в книжке вчера, и поделиться тем, как он себе представляет развитие действия. Это помогает ребенку лучше вникнуть в текст и развивает его речь и воображение.

— А что делать с теми, кто так и не приобщился к чтению?
— Надеюсь, им повезет, и они откроют свою, будто бы про них написанную книгу. Тогда может что-то щелкнуть, и родится миру очередной «пожиратель» книг.



В 1958 году в США был принят «Закон об образовании ради национальной обороны», который явился реакцией американских политиков на советские успехи в космосе. Данный закон предполагал значительное увеличение часов на изучение предметов, обеспечивающих развитие языковой способности учащихся (VI — ХII классы). Такая стратегия в области народного образования была выбрана не случайно. Известно, что развитие умения воспринимать и создавать речь, многообразное чтение дают очень много для науки и производства. Американцы не просчитались.



По данным ученых, в восьмом классе 60 процентов учеников не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Треть выпускников не может пользоваться таким основным инструментом информации, как чтение. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 34 процента взрослых россиян уже не читает.



Почему детям необходимо чтение

(10 доводов, которые нужно повесить у изголовья)

1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

5. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

6. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.

8. Книги — помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

9. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

10. Чтение — самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»