Меню

Из почты "ВЧ"

14.05.2014 13:49 35 (11747)


Дыхание войны

Я родилась на Украине, в Днепропетровской области. Сердце болит от того, что сегодня происходит на моей родине. Идет кровопролитная война, в которой погибают люди.

Хочу рассказать о другой войне, самой страшной войне ХХ века. Помню, как утром 22 июня 1941 года мы проснулись от страшного грохота. Вокруг все сотрясалось. Думали, что началось землетрясение. Позднее по радио объявили о гитлеровском нападении.

На Урал эвакуировались под бомбежкой. Бомбили наш поезд. Мы выбегали из вагонов в степь и ложились на землю. А фашисты безжалостно стреляли по детям, женщинам, старикам.

В Челябинске нас приютили добрые люди. Здесь я окончила школу, вышла замуж, родила двоих детей, здесь живут мои внуки и правнук.

Мне было десять лет, когда закончилась война. День Победы, 9 мая 1945 года, стал для меня незабываемым. Мы жили в центре города, на улице Труда. И вечером все дружно по улице Кирова пошли на площадь Революции. Вокруг были счастливые лица, люди обнимались и целовались от радости. Только для нашей семьи эта радость была со слезами на глазах. Мой папа Марк Борисович Шаргородский так и не вернулся с поля боя. В первые дни войны он ушел на фронт. Последнее письмо от него мы получили из Сталинграда. Папа пропал без вести, могила его неизвестна...

Мой сын, поэт и композитор Григорий Вишнивецкий, которого сегодня уже нет с нами, так написал о нем: «Война коснулась своим дыханием каждого из нас. Мой дед погиб на фронте, но он верил, что его дети и внуки будут жить счастливо и под мирным небом.»

Гриша очень много песен написал о войне, их он посвящал ветеранам.

Фрида ВИШНИВЕЦКАЯ.

У незнакомого поселка, на безымянной высоте

Известие о начале войны застало меня в поле. Мы, подростки, заготавливали корма в селе Сосновка, помогая старшим.

Мой брат, Дмитрий Агулов, ушел на фронт, как только ему исполнилось восемнадцать. Он был уверен, что скоро вернется домой с победой. Но с войны его так и не дождались. Он погиб 24 января 1945 года в Латвии, не дожив до 20 лет.

Чтобы узнать, как погиб мой старший брат, пришлось делать запрос в Центральный архив Министерства обороны. Так я узнал, что Дмитрий похоронен в братской могиле села Пампали Сальдульского района, вместе с ним покоятся семь тысяч защитников нашей Родины.

В 1987 году меня пригласили в это село на День Победы. На кладбище был митинг. Я рассказал о своем брате, о наградах, к которым он был представлен, — об ордене Великой Отечественной войны I степени и медали «За отвагу».

В семье Абеле, где я остановился, меня приняли как сына. Долгие годы мы переписывались с дочерью моих гостеприимных хозяев пенсионеркой Агнессой Абеле. К празднику я посылал ей подарки.

Но история вдруг повернула вспять: борцы с фашизмом объявлены в Латвии завоевателями. Горько и обидно это слышать. Ведь и меня не пощадила война. В пятнадцать лет я уже работал газорезчиком на Магнитогорском металлургическом заводе, резал битую военную технику на переплавку. И у нас в тылу взрывались застрявшие в орудиях снаряды, на моих глазах гибли люди.

У меня сорок лет трудового стажа, из которых тридцать я проработал на чЭмк. Сейчас я на пенсии, но отдыхать некогда: руковожу ветеранским ансамблем гармонистов. Много лет вместе с неизменной ведущей, почетным донором России Ниной Максимовной Яблонских, выступаем перед ветеранами. За эти годы дали две тысячи концертов. Большинство из них — в память о тех, кто не вернулся с войны, как мой родной брат Дмитрий, двоюродный брат Алексей Нефедович и трое его сыновей.

Михаил АГУЛОВ, ветеран войны