Меню

«Волжские театральные сезоны»: непутевые заметки о фестивале

14.05.2014 13:36 35 (11747)


Как известно, все познается в сравнении. Искусство в том числе. Казалось бы, сейчас, в век Интернета, все и вся можно узнать, не поднимаясь с собственного кресла. Ан нет. Театр — искусство сиюминутное, оно происходит здесь и сейчас, ну или не происходит.

К тому же есть еще масса околотеатральных и закулисных ощущений, которые и вовсе по Сети не передаются. Словом, получив приглашение на театральный фестиваль в Самару, долго не раздумывая, принялась паковать чемоданы, лелея сразу две задних мысли — узнать, как у них там с культурой в общем и фестивалями в частности, и примерить на себя гастрольную жизнь провинциальной артистки.

«Волжские театральные сезоны» — фестиваль молодой, но уже многострадальный. До кризиса его удалось провести лишь однажды, а потом унизительное безденежье затянулось на долгих семь лет. К слову, «Камерате» пришлось вынужденно отдыхать пять годков. Но, слава богу, силы и средства нашлись. Главное отличие самарского форума — желание организаторов объять необъятное, то есть объединить все жанры театрального искусства: оперу, балет, драму и театр кукол. Южный Урал представляли сразу две труппы, и обе драматические — магнитогорский театр и Новый художественный. В составе последнего счастливая журналистка «ВЧ» и приобщилась к фестивальной работе.

Немного экстрима

Поездка, к слову сказать, оказалась весьма впечатляющей. Начать с того, что уезжать нам пришлось аккурат 26 апреля, в тот самый день, когда миллионный город по колено замело снегом и никакой транспорт никуда не ходил и даже не летал. Робко позвонив с утреца после снежной бури в справочную железнодорожного вокзала, услышала бодрое диспетчерское: «Все поезда отправляются по расписанию». Убедившись в непогрешимости и несокрушимости российских железных дорог, быстренько покидала в сумку вещички — набралось прилично. А что делать? У нас минус пять и снег по колено, а на Волге плюс 15 и навигацию открыли. Как минимум две пары обуви и прочего. Такси мой заказ не приняло, пришлось тащиться пешком. Расстояние, которое обычно преодолевается за 20 минут, как будто увеличилось в два раза. Идти совершенно невозможно: мокрый снег налипал на подошвы, от ступенек остался лишь намек, глубоко, скользко и мокро — словом, все прелести пешеходной прогулки в непогоду. Кое-как выкарабкавшись на перрон, увидела, что труппа чуть не в полном составе у вагона вглядывается в беспросветную даль, пытаясь угадать знакомые очертания худруковской фигуры. Машина, на которой должны были везти декорации, не пришла, загрузили авто худрука (слава богу, в наличии имеется), повезли — а тут гололед, пурга. Пять минут до отхода поезда, а начальника нет. Девчонки шмыгали носами. «Не поеду без Гельфонда», — скуксилась одна. «Так, быстро в вагон зашли, и по полкам!» — командуют «старики». Наконец засемафорила красная необъятная куртка. «Уф!» — выдохнули все вместе с проводницей и дружно это дело перекурили.

В вагоне было тепло, чисто и уютно. Честно говоря, немного напрягали страшилки коллег о том, как некоторые критики и артисты мучились в поезде, добираясь к нам на «Камерату». Никакого неудобства не было, наоборот, в кои веки удалось выспаться, а не строчить полночи, слагая буквы в слова и считая строчки. Чай был горячим, а сон — крепким.

Каштан почти в цвету и наследие эпох

На перроне в Самаре нас уже встречали. Ребята выгружали декорации, которые заняли чуть не полвагона, благо народу в поезде было немного. Проводница сочувствовала и даже пожелала удачи на прощание.

— Где ваш главный? — осведомились встречающие.

А Гельфонд, навешав на себя тюки с костюмами и декорациями, уже взял курс к выходу.

— Вот и худрук пригодился, — неудачно пошутила и прикусила язычок: ребята шли нагруженные под завязку, декораций вроде бы минимум, а тем не менее по два-три тюка на каждого.

Ух! Автобус большой, все вошло. Сели и ахнули: а в Самаре-то весна! Травка зеленеет, мухи, бабочки резвятся, каштаны распускаются — лепота. Едем по центральной улице: боже! Сплошь деревянные резные домики, есть совсем как картинка, есть поплоше — старинный купеческий городок во всей красе, не то что в Челябинске, где под шумок в праздники последний купеческий особнячок к смерти приговорили. А в Самаре-то берегут. Гулять по таким улочкам — сплошное удовольствие: домики, дворики, фонарики, раз — церковь, два — католический храм. Детки на поздних улицах и без взрослых на самокатах катаются. На улицах в основном не плюют и не матерятся, хотя отдельные экземпляры, как водится, встречаются.

Театры просто громадные: драма — в старинном особняке красного кирпича, оперный — серый, в сталинском стиле, с площадью размером со взлетное поле. В общем, явные достопримечательности. Однако, что интересно. Поскольку сами мы не местные, то, гуляя по славному городку, периодически приходилось спрашивать, как пройти к театру. Две трети опрошенных в процессе респондентов признались, что не знают, где находится ни тот, ни другой, ни третий (который СамАрт, или местный ТЮЗ). Вот как-то так. А вот в бункер Сталина, увы и ах, не попала: оставила «на закуску», а в последний день заболела. Не судьба, придется приехать еще раз.

Ах да, ну и главная достопримечательность — пиво. Хорошее — густое и с горчинкой, а не кислое, как у нашей «Б…и». Вот уж точно, губит людей не пиво…

Они и мы: найди пять отличий

Однако к делу. 17 постановок за неделю. География широка: Москва, Питер, Воронеж, Липецк, Новосибирск, Курск, ну и мы. Спектакли шли параллельно сразу на пяти площадках: в драме, оперном, кукольном, ТЮЗе и ДК ЖД. Посмотреть все невозможно, тем более что коллективы приглашались только на три дня. В отличие от нашего, челябинского фестиваля «CHELоВЕК ТЕАТРА», где афиша была сформирована таким образом, что желающие могли посмотреть все спектакли и остаться на весь фестивальный срок. В результате на обсуждениях были полные залы, и не только «виновников торжества», но и сочувствующих. Прения продолжались и во время неформального общения, а также завязывались дружеские связи и заделы на будущие фестивали. В Самаре эта часть была гораздо более скромная, зато был прекрасный капустник, лаборатория молодых критиков (оказывается, что в других-то городах таковые имеются!) и встреча с последним из могикан российской режиссуры — Леонидом Хейфецем. Что еще понравилось? Полные залы на просмотрах и даже непосредственное участие власть имущих: на закрытии форума присутствовал министр лично и даже спектакль посмотрел от первой до последней фразы, на открытии — его зам. Неподдельное чувство зависти вызвала газетка под скромным названием «Культура. Свежая газета». Тираж три тысячи, 16 полос (и весьма приличные тексты), выходит приблизительно два раза в месяц, и все на деньги местного минкульта, аллилуйя! Нам такое в условиях перманентного кризиса и не снилось. И еще один плюс, который заслужили самарцы. Рецензии на все спектакли фестиваля появятся на страницах журнала «Страстной бульвар». Кстати, и на челябинский и магнитогорский спектакли — тоже.

Постфактум

Справедливости ради стоит отметить, что показались наши коллективы, увы, не с лучшей стороны. Жюри «по косточкам» разобрало оба показа, что же произошло или не произошло и почему — выводы предстоит сделать руководителям.

— Для нашего коллектива награды никогда не являлись и никогда не будут самоцелью, — уверяет худрук НХТ Евгений Гельфонд. — Я считаю, что поездка получилась весьма полезной для коллектива. Во-первых, выслушать мнение со стороны всегда полезно. В любом случае равнодушных в зале не было, а потому я считаю, что творческий процесс и обмен состоялись. Во-вторых, благодаря этим обсуждениям, разговорам, атмосфере сложились некоторые моменты по будущему спектаклю, над которым мы сейчас работаем: как уйти от буквальности, что можно сделать, то есть мы получили дополнительный импульс к размышлению. Ну и, наконец, организационный момент. Поскольку у нас есть свой фестиваль, который мы затеяли совсем недавно, — «CHELоВЕК ТЕАТРА», было интересно посмотреть, как работают наши коллеги в Самаре.

К сожалению, в целом в культурном соотношении наш уездный город явно проигрывает Самаре. Газетка «Культура» поразила в самое сердце, а афиша тем паче: за какие-то две недели в Самаре прошло пять фестивалей — «Шедевры духовной музыки», который проводит незабвенный Дмитрий Коган, Татищевские дни, большой фестиваль мультфильмов, «Кино — детям» и фестиваль «Поют татарские дети».

 



Челябинский Новый художественный театр повез на фестиваль спектакль «Сказки» по Салтыкову-Щедрину. Магнитогорский театр драмы имени Пушкина представил постановку «Темные аллеи» по рассказам Бунина. Работа актрисы Марины Крюковой из Магнитки была названа лучшей женской ролью второго плана. Гран-при фестиваля отправился в Новосибирский городской драматический театр. Спектакль Сергея Афанасьева «Унтиловск» набрал максимальное количество баллов.

 

 


 


Фестиваль «Волжские театральные сезоны» проходил в Самаре с 24 по 30 апреля. Свои работы на суд жюри представили театральные труппы из Москвы, Рязани, Воронежа, Новосибирска, Липецка, в общей сложности зрители увидели 17 постановок.
 
Фото автора