Меню

«Я не видел войны — я смотрел только фильм...»

14.05.2014 13:25 35 (11747)


Эта строчка Олега Митяева как нельзя лучше описывает восприятие Великой Отечественной войны глазами нашего поколения. Родившиеся почти через двадцать лет после победы, мы знали войну только по рассказам бабушек и дедушек и по экранным образам, созданным в разные годы. Чем дальше в историю уходит военное время, тем больше появляется необычных, иногда парадоксальных картин, которые смотрят на войну по-новому. Накануне Дня Победы эти фильмы появляются на киноэкране — и странно видеть их рядом с традиционными героическими эпопеями и лентами военного времени... Сегодня я попробую представить своеобразный «личный рейтинг» самых необычных фильмов о войне.
 

«Хроника пикирующего бомбардировщика»

Фильм вышел на экраны в 1967 году, когда изображение героев войны как неких «живых монументов» уже уходило в прошлое. Все персонажи киноленты режиссера Наума Бирмана — молодые люди, которым ничто человеческое не чуждо. Они могут и в футбол поиграть между боями, и произвести из подручных материалов ликер «Шасси»... Как ни странно, именно благодаря этому абсолютно не героическому повествованию летчики, совершающие настоящие подвиги, воспринимаются как действительно близкие и родные люди и мы сильнее переживаем их трагическую гибель в конце картины. Одну из ролей в фильме сыграл потрясающий Олег Даль.

Некоторое влияние этого фильма ощущается и в снятой в 70-е годы картине «В бой идут одни старики» режиссера Леонида Быкова, принимавшего участие в озвучке «Хроники…».

«Крепкий орешек»

 

К творчеству Брюса Уиллиса этот фильм никакого отношения не имеет. Снятая Теодором Вульфовичем опять же в 1967 году картина рассказывает о двух бойцах Красной армии, случайно попавших в тыл врага. «... орешек» — редкий представитель жанра военной кинокомедии. Как правило, они оказываются удачными, когда в центре событий — этакие бравые солдаты, которым не страшны никакие испытания. Однако в этом фильме совсем молодой Виталий Соломин играет командира, который только недавно попал на фронт, а Надежда Румянцева — солдата из женского подразделения противовоздушной обороны. Фильм и смешной, и трогательный, и оптимистичный, как и полагается комедии.

Впоследствии попытки снимать комедии про войну были не так удачны: например, в фильме «Дачная поездка сержанта Цыбули» так много исторических «ляпов», что не спасает и великолепная игра Сергея Иванова в главной роли.

«Восхождение»

Сегодня много говорят о недавних картинах «Свои», «Туман». Но начиналось все с экранизации повести Василя Быкова «Сотников», которую сняла Лариса Шепитько в 1976 году. Именно в этой картине впервые были поставлены вопросы, на которые отвечать сегодня непросто: а смог бы ты выстоять перед лицом смерти? а возможно ли сначала предать, а потом снова переметнуться «на сторону добра»? и есть ли она, эта сторона, на войне? Благодаря настойчивости Ларисы Шепитько и великолепной актерской игре Бориса Плотникова, Владимира Гостюхина и Анатолия Солоницына фильм превратился в настоящую философскую притчу и был принят и зрителями, и жюри международных фестивалей.

«Вариант «Омега»

Фильм, снятый для телевидения и вышедший почти одновременно с «Семнадцатью мгновениями весны». Тем не менее это тоже про советского разведчика, но работавшего не в Берлине, а в Таллине. Парадоксально, но на фоне культового сериала про Штирлица этот вариант не потерялся. Более того, в некоторых моментах исполнитель роли Скорина Олег Даль явно смотрится (на мой взгляд) выигрышнее монументального Вячеслава Тихонова. Интересны также и «образы врагов» — рафинированный аристократ, которого сыграл нечасто снимавшийся в кино Игорь Васильев, и почти карикатурный гестаповец — «свиное рыло» в исполнении Александра Калягина.

Примечательно, что впоследствии на сходный сюжет был снят фильм «Где ты был, Одиссей?», где роль советского разведчика сыграл Донатас Банионис. Но смотреть это кино, увы, не так интересно...

«Проверка на дорогах»

Фильм Алексея Германа-старшего, который долгие годы «лежал на полке». И это не случайно: сознание советских киночиновников отказывалось принять ту историю, которую рассказали авторы фильма. Историю о человеке, который захотел искупить свою вину: сначала пошел в полицаи, а затем вызвался помочь партизанскому отряду. Руководителям Госкино не понравилось также, что командир партизанского отряда — какой-то совсем не геройского вида мужичок (эту роль играет Ролан Быков), а политрук-фанатик в исполнении Анатолия Солоницына не вызывает никакой симпатии у зрителя своим постоянным желанием расстрелять предателя. Фильм снят в неповторимом стиле Германа, когда создается ощущение, что мы как бы подсматриваем за реальной жизнью.

Другие режиссеры в таком же стиле пробовали работать, но до уровня мастера все же не дотягивали. Тем не менее на свет появились вполне достойные киноленты — «Торпедоносцы» Семена Арановича (кстати, по повести Юрия Германа, отца знаменитого режиссера) и «Порох» Виктора Аристова.

Теперь о некоторых зарубежных фильмах.

«Пятая печать»

Некогда очень популярный фильм венгерского классика Золтана Фабри. Название фильма взято из Откровения Иоанна Богослова: «И когда Он (Ангел) снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели». Действие происходит в 1944 году, когда в Венгрии, выступавшей на стороне фашистов, уже вовсю действовало антифашистское подполье. Пятеро обычных горожан, которых полиция подозревает в принадлежности к подполью, брошены в тюрьму. Для проверки им устраивается испытание: каждый из них должен ударить узника, которого уже пытали и приговорили к расстрелу. Примечательно, что узник поразительно похож на Иисуса. А сама история тоже напоминает притчу из Евангелия. Развязка фильма необычна...

«Враг у ворот»

Редкий пример фильма, в котором голливудский режиссер (Жан-Жак Анно, француз по происхождению) снял фильм о России, о войне, но без выпячивания роли американской армии и при минимуме «клюквы» (разве что форма российских офицеров воспроизведена неправильно, да и на банкете в честь героя при исполнении гимна не разговаривали, а стояли навытяжку). В центре сюжета — реально существовавший Герой Советского Союза снайпер Василий Зайцев. Его играет Джуд Лоу, причем актер одет и загримирован так, что очень похож на Владимира Ивашова в фильме «Баллада о солдате». По сюжету Василий вступает в поединок со специально прибывшим в Сталинград немецким суперснайпером майором Кенигом (Эд Харрис). Однако фильм не только о дуэли двух профессионалов. Один из значимых образов в картине — политрук Данилов (Джозеф Файнс), который хочет сделать из Зайцева героя для примера всем бойцам. Для этого он даже устраивает его встречу с одним из высших советских руководителей — Хрущевым (в этой роли снялся недавно умерший Боб Хоскинс). Однако Василий равнодушен к славе, и все усилия политрука, который иногда слишком похож на современного пиар-профи, остаются втуне...

Это далеко не полный список. Думаю, что каждый неравнодушный зритель может добавить к нему еще много названий...