Меню

Иммунитет от фашизма

14.05.2014 12:58 35 (11747)


Факельные марши рассекают ночи на Украине. Ветераны эсэсовских дивизий собираются под одобрительный гул от Львова до Вильнюса. А в Екатеринбурге молодчики выбрасывают руки вверх в нацистском приветствии. На глаза все чаще попадаются свеженамалеванные свастики, знакомые по военным фильмам советских лет. Что происходит в мире? Проник ли на Южный Урал «обыкновенный» фашизм? Об этом говорят эксперты.

«Но пасаран!» («Они не пройдут») — пишут по-русски и по-испански в Мариуполе и Одессе, в Славянске и Донецке. Говорить, что знаменитый лозунг первых антифашистских движений на наших глазах становится актуальным, уже излишне. Людей убивают по тем же причинам, что и в 30-х годах прошлого века. Еще каких-нибудь пару десятилетий назад на бритоголовых молодцев в штанах защитного цвета и тяжелых армейских ботинках смотрели как на случайную гримасу истории или как на грипп, от которого можно все-таки вылечиться. Но теперь, после крови на Украине, «зиги», свастики, марши, где бы они ни проходили, у нас или в Прибалтике, — все представляется иначе. Грипп вовсе не временный насморк, а реальная чума, требующая немедленной реакции здоровых сил общества. Уже сейчас неонацисты поднимают голову в Германии, Италии, Скандинавии. В России фашистская идеология нет-нет да и даст о себе знать. А как у нас, на Южном Урале, обстоит с этим дело? Не пустили еще корни ядовитые зерна «коричневой чумы»? Об этом на днях состоялся разговор в областном пресс-центре.

Фашизм — это национальная неприязнь

Дискуссия началась с предположения, что нацизм может возникнуть, когда нации соприкасаются друг с другом.

— История доказывает обратное, — считает заместитель председателя совета Ассамблеи народов Челябинской области Александр Нахти-галь. — в Италии и Германии была одна нация, а фашизм возник. Кстати, фашизмом называли крайнее проявление империализма. Чтобы дойти до фашизма, надо пройти какие-то стадии. И если вовремя не принять меры, то идеология фашизма может иметь чудовищные последствия. Существует ли фашизм в нашей области? Как идеология он не умирал. Всегда есть люди, которые считают, что во всех бедах виновато либо государство, либо какой-то народ.

Государство должно предпринимать усилия, чтобы установить социальный и национальный мир, согласие между властью и гражданским обществом. Это сложный процесс. Наша область всегда была многонациональна. И все мы живем в мире и согласии, и у нас нет национального конфликта.

Корни фашизма находятся в национальной розни. Существуют ли угрозы в России, способные этот баланс нарушить?

Думаю, у нас есть такие угрозы. Национальный фактор должен учитываться при проведении внутренней политики. Есть интересы государства, интересы гражданского общества и национальные интересы. Но на сегодняшний день власть не отражает интересы государства.

Мультикультурализм себя не оправдал

— Будем говорить прямо, — заявил Илья Аносов, руководитель Челябинского информационноаналитического центра РИСИ (Российский институт стратегических исследований), — Россия не является многонациональной страной. 85 процентов населения России — это русские, 82 процента населения Челябинской области — русские. Многонациональной Россия была до 1991 года. Проблема в том, что мультикультурализм на Западе себя не оправдал. Эта идеология очень опасная, когда интересы основной нации подрываются в угоду множества других культур: эмигранты, секс-меншинства и прочая, прочая. На сегодняшний день этот вопрос не решается. На экранах ТВ русские и православные хотели бы видеть свою культуру, историю, идеологию, а не «американскую жвачку». У любого государства есть становой хребет. У России становой хребет — это русские. Мы ничего не решим, если будем поддаваться на западные заготовки типа «национальные меньшинства». Тогда мы все разрушим.

Чтобы завладеть умами

Судя по высказываниям экспертов, опасность фашизма на Южном Урале существует, но и только. События развиваются вяло, не агрессивно. Вот и полковник Александр Дегтярь, заместитель председателя областного совета ветеранов, готов пояснить, почему у нас нет фашизма:

— Мы пока не сталкиваемся с этим. Фашизм — это ребенок нацизма. А у нас в области более 120 национальностей. Так почему у нас нет фашизма в явном проявлении? Если на Западной Украине в шкафу своего деда ребенок видел эсэсовский и бандеровский китель, то у нас ребенок видел ветеранский китель деда или прадеда. Нам с детства внушали, что нацизм — это враг, который может поработить и нашу страну. Впитано с молоком матери. Если что-то будет явное, народ встанет как в Крыму. Мы будем идти до конца, чтобы эта нечисть не распространилась. Вот недавно в саду Победы собирались тысячи ребятишек из всех районов области на торжественную линейку. Поздравили ветеранов. Кстати, в области у нас 48 зарегистрированных патриотических клубов.

— Сегодня уже не те условия, когда в 20 — 30-е годы распространилась фашистская идеология в Италии, Германии, — вступил в беседу протоиерей Игорь Шестаков. — Появились тогда фашистские режимы и в Португалии, Испании. В основном они были связаны с сильной личностью, с отцом нации. Отсюда, кстати, мешанина понятий. Сегодня идет фашизация и советского общества, когда речь заходит о сталинских годах.

Что прежде всего привлекает в фашистской, национал-социалистической идеологии? Конечно, тот мистический флер, которым окутывается неокрепшее сознание. Молодых людей, которые так или иначе испытали на себе некоторое обаяние национал-социализма или фашизма, привлекало, что это некий порыв. Мы знаем, что фашизм опирается на некую «юбер»-идею. Что-то должно быть превыше всего. Причем превыше всего должен быть национальный интерес. Фашизм — это идеология масс лишь тогда, когда она сопровождается очень мощной финансовой поддержкой. Мы видим на примере современной Украины, когда за фигурами депутатов Рады маячат олигархи. Так же было и в Европе в 20 — 30-е годы.

Эксперты согласились, что опасность возникновения как явления фашистских идей, или неофашистских, или профашистских возникает тогда, когда существует для этого питательная среда. К сожалению, мы сейчас находимся именно в такой полосе развития. Хоть и никому в голову не может прийти из наших сограждан, жителей Южного Урала, что легендарный Танкоград, наш Челябинск, вся область, давшая стране не только оружие Победы, но и десятки тысяч бойцов Красной армии, освободивших Европу, могут быть заражены фашизмом.

— Мы должны четко понимать, — сказал Игорь Шестаков, — что есть вера — есть идеология, есть убеждения — есть вероисповедание. Любопытно, что на пряжках у немецких солдат было написано «Gott mit uns» (нем. «Бог с нами»). Но фашистский режим не терпит конкуренции. Умами должна владеть только одна партия. Идея превосходства народа, нации, страны, государства над всем остальным. Когда проходил выбор — кровь или почва, то выбрали кровь — нацию. И уже тогда, в 1934 году, фашизм сам себе выкопал могилу. Потому что было ясно, что подобная идея вступит в конфликт со всеми. Германия — это самый центр Европы.

Почва Челябинской области

— Противостояние продолжается в идеологическом плане, — уверен начальник пресс-службы УФСБ по Челябинской области Станислав Негинский. — Для того чтобы овладеть каким-то народом, нужно лишить его исторической памяти. И сегодня многие стараются это сделать. Даже в нынешних учебниках истории можно найти неоднозначные оценки советского прошлого. Хотелось бы призвать всех не переходить на крайности. Сегодня социальные сети переполнены идеологией экстремизма. Разжигание ненависти и вражды продолжается по расовым, национальным, идеологическим, конфессиональным различиям. Проводятся ночные марши по городам, факельные шествия.

Однако представитель ФСБ выразил уверенность, что на территории Челябинской области предпринимаются самые решительные и достаточно эффективные меры, чтобы граждане жили в мире и согласии.

— Правда, пока в головах отдельных людей имеется желание отмечать 20 апреля день рождения Гитлера, — отметил Негинский, — или осуществить экстремистские акции. Значит, мы еще не победили.

Вспомнили о гигантской Книге памяти, в которой южноуральцы поместили 62 тысячи фотографий. Сравнивая Свердловскую область с нашей, отмечали, что, слава богу, у нас этой «дури» нет. Почему?

— Почва такая, — говорят, — в Челябинской области люди имеют иммунитет.

На что Нахтигаль отозвался:

— То, что мы победили, не освобождает нас от необходимости бороться с фашизмом и бороться за Память. Это гигантский труд — чтобы помнить, чтобы нести знамя. Обратите внимание, Украина была под оккупацией, мы — нет.

«Чума» возможна или нет?

— Время идет, и хоть мы не живем на западных границах, — отметил Шестаков, — мы видим, что появилось и стало распространяться неоязычество. Под него можно подложить любую фашистскую идеологию. В Сети сегодня тысячи изданий. Они призывают: «Мы славяне. Давайте избавляться от всего наносного элемента». А кого включать в категорию славян? Главное, это попытки оторвать людей от исторического наследия. Фантазии и вымыслы настолько превосходят здравый смысл, но у этих книг есть читатели, своя аудитория. Молодежь легко увлечь. Недовольство собой, властью, жизнью — это почва для вредных идей.

— Хочу напомнить, что фашизм — это явление абсолютно западное, — заявил Илья Анонсов, — которое к России не имеет никакого отношения. Как и либерализм — западное явление. Гитлера финансировал Уолстрит. Он поднял его промышленность. Неонацистов на Украине финансируют олигархи. Зачем? Им нужна власть. Сегодня господствует либерализм. Его оборотная сторона — фашизм. Запад идет к нему семимильными шагами.

Помните, скинхеды появились в 90-е годы. Куда они делись?

По мнению Аносова, появление фашизма на Южном Урале в принципе невозможно, если мы не будем следовать в русле Запада. В противном случае они нам насадят его. Но есть и факты, от которых не отмахнешься. Не так давно была пресечена деятельность экстремистских группировок в Челябинске и Магнитогорске. Стало быть, фашизма у нас нет, но питательную среду можно найти. Протоиерей Шестаков еще раз обратился к идеологии:

— Запад пытается отвернуть наше население от церкви. А это тысячелетняя история. Они пытаются направить элиту нашего общества в неоязычество.

Там прекрасно понимают, что либо Россия вернется к своим корням, и тогда весь этот балаган с перестройкой придется заканчивать, либо Россию ждет участь Югославии. Еще Достоевский сказал, что «русский человек без православия — это просто дрянь».