Меню

Поездка с риском. На Южном Урале растет количество аварий с участием таксистов

23.11.2018 14:36 - автор Ирина Яббарова
Это в советские годы «наши люди в булочную на такси не ездили», а в современном Челябинске передвижение по городу на такси — обычное дело. А поскольку спрос, как известно, рождает предложение, сервисов такси с каждым днем становится все больше. Но, увы, не всегда наличие высокой конкуренции заставляет думать о качестве оказываемых услуг.
Поездка с риском. На Южном Урале растет количество аварий с участием таксистов
В южноуральской столице богатый ассортимент сервисов такси, причем заказать автомобиль с водителем можно не только по телефонным номерам, но и через набирающие популярность мобильные приложения. Однако нередко водители такси слишком торопятся доставить пассажира из точки А в точку Б, забывая порой о правилах дорожного движения. Как результат — рост дорожно-транспортных происшествий с участием водителей легковых такси. Об этом, к слову, свидетельствует и официальная статистика областной Госавтоинспекции. Так, по информации управления ГИБДД по Челябинской области, с 1 января по 31 октября 2018 года зарегистрировано 19 ДТП с участием легковых такси. Это, к слову, на 46 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года, тогда на Южном Урале произошло 13 аварий с участием таксистов.

 В результате случившихся в регионе аварий с участием такси погибло два человека, 31 человек получил ранения (в том числе трое детей), 31 автомобиль был поврежден.

В такси — по разрешению
Для работы в такси необходимо разрешение, которое дает водителю право перевозить пассажиров и багаж. На Южном Урале такое разрешение юрлицам и индивидуальным предпринимателям выдает министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области. И проверять ведомство имеет право лишь тех перевозчиков, которым было выдано специальное разрешение.

 «Осуществление контроля непосредственно в процессе перевозок пассажиров и багажа легковым такси, принятие мер к перевозчикам, не имеющим соответствующих разрешений, привлечение их к административной ответственности находится в компетенции правоохранительных органов», - говорится в официальном ответе министерства дорожного хозяйства региона.

 Кроме того, в ведомстве обратили внимание, что операторы такси – диспетчерские службы (агрегаторы), предоставляющие информационные услуги по приему и передаче заказов на обслуживание легковым такси, не имеют разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа. Деятельность подобных диспетчерских служб в сфере легкового такси действующим законодательством Российской Федерации не регулируется.
Несмотря на огромный выбор сервисов такси, наиболее популярные можно пересчитать по пальцам. Еще совсем недавно в числе самых известных и пользующихся спросом сервисов был Uber. Однако в этом году сервис был выкуплен другим не менее известным среди челябинцев агрегатором - «Яндекс. Такси». В результате чего произошло объединение двух крупных операторов. Теперь, по словам постоянных клиентов Uber, мобильное приложение хоть и работает, но на вызовы приезжают водители «Яндекс. Такси».

IMG_1023.jpg

 К слову, в адрес «Яндекс. Такси» в последнее время со стороны горожан звучит много нелестных отзывов. Насколько они оправданы, сказать сложно, ведь в ДТП попадают не только водители этого сервиса, но и других.
Однако, как прокомментировали в областном миндоре, разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа «Яндекс. Такси» не выдавалось.

 Право выбора

 Получить официальный комментарий популярного среди горожан сервиса «Яндекс. Такси», к сожалению, не удалось. На все попытки журналиста «Вечернего Челябинска» пообщаться с представителями агрегатора сотрудники бросали телефонную трубку. Такое поведение вызывает еще больше вопросов. Видимо, все же не зря горожане выплескивают свой гнев на непрофессионализм водителей «Яндекс. Такси», если даже специалисты сервиса проявляют высшую степень некомпетентности.

 Дозвониться до «Яндекс. Такси» и пообщаться с сотрудниками удалось лишь в качестве потенциального работника. Барышня, ответившая на телефонный звонок, была мила и приветлива. По ее словам, особых требований к потенциальным водителям сервиса не предъявляется. Для работы достаточно зарегистрироваться в специальном приложении, а затем подъехать в офис - 15 - 20 минут на решение всех оргвопросов, и сразу можно ехать за первым клиентом.

 - К работе можете приступить сразу, - рассказала девушка. - Никаких особенных требований к водителям у нас нет: достаточно, чтобы был стаж вождения от трех лет и возраст от 21 года. Медицинскую комиссию при устройстве на работу проходить не надо, также как и нет никакого медосмотра перед выездом на линию. Водитель сам выбирает, когда он будет работать, правда, если он в течение одного дня пять раз откажется от заказа, у него падает рейтинг и он теряет право на работу. Для его подтверждения надо снова подъехать в офис.
Нет особых требований и к автомобилю. Единственное условие — предоставить железного коня на фотоконтроль.
А вот вопрос относительно разрешения на осуществление перевозки пассажиров и багажа остался повисшим в воздухе.

 - Заметила одну вещь: если водитель на служебной машине, - они, кстати, обклеены маркировкой «Яндекс. Такси», - то водит он ужасно, рискует, - рассказала жительница Челябинска Оксана. - А если водитель на своем авто, то и едет аккуратно, и к машине бережнее относится. Это понятно, ведь в первом случае водитель не отвечает за машину и ему наплевать на нее, но ведь он отвечает за жизнь пассажира. Да и вообще, раньше нередко на выполнение заказа приезжали «убитые» машины, казалось, что они вот-вот развалятся. Несколько раз были ситуации, когда чуть было по вине водителя «Яндекс. Такси» не случилась авария. В какой-то момент я решила перейти на другого перевозчика. Теперь услугами «Яндекс. Такси» почти не пользуюсь.

 Еще один горожанин, Сергей, поделился с «Вечеркой» воспоминанием о том, как водитель «Яндекс. Такси» уже после оказания услуги попросил отменить заказ, а потом снова его оформить.
- Честно говоря, я не понял, зачем водитель «Яндекс. Такси» меня об этом попросил, но я сказал, что в эти сомнительные игры не играю. Ни в каком другом такси меня об этом не просили.

 Запрет на журналистов

Более сговорчивыми оказались сотрудники другого сервиса такси - «Максим». После долгой переписки начальник отдела по связям с общественностью сервиса Павел Стенников заверил, что для сотрудничества с «Максимом» помимо наличия водительского удостоверения и общего водительского стажа не менее трех лет обязательно еще и наличие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, для иностранных граждан - еще и право на работу на территории нашей страны.

IMG_1034.jpg

 Что касается медицинской комиссии, то, как обратил внимание Павел, ее прохождение — обязанность водителя, которую, по законодательству о таксомоторных перевозках, он соблюдает самостоятельно.

- Сервис «Максим» оказывает информационные услуги независимым перевозчикам, - добавил представитель компании. - Сотрудничество с самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности не предполагает трудовых отношений с ними. Перевозчики имеют свободу выбора цифровой платформы для работы. Как правило, они сотрудничают с двумя или несколькими сервисами одновременно, где им выгодно. Это конкурентный рынок... Однако «Максим» контролирует водителей в рамках своих полномочий. Водители регулярно проходят фотоосмотр автомобиля. Менеджеры сервиса в любое время могут попросить их приехать в офис для проверки. С помощью обратной связи с пассажирами сервис контролирует качество услуг. Принимаются и рассматриваются претензии пассажиров, при необходимости — и меры, вплоть до прекращения сотрудничества с водителем. Что касается рабочего дня, то челябинские водители, сотрудничающие с нашим сервисом, на выполнение заказов тратят в среднем около семи часов в сутки.

 Правда, в ходе общения с менеджером сервиса такси «Максим» в качестве потенциального работника выяснилось, что никакого контроля водителей не ведется, необязательно предъявлять и разрешение на перевозку пассажиров и багажа. Достаточно подъехать в головной офис с паспортом, водительским удостоверением и свидетельством о регистрации ТС. А если и этого не хочется, оформиться можно по телефону, а после приступить к обязанностям.

 А вот в челябинском офисе такси «Лидер» заметили: после ряда инцидентов со средствами массовой информации головной офис в Краснодаре запретил общаться с журналистами, а потому все официальные комментарии дают именно краснодарские сотрудники. Однако ответа на официальный запрос «Вечерка» так и не дождалась.
По большому счету деятельность всех агрегаторов похожа: они всего лишь обрабатывают заказы и передают их водителям, получая за это процент от стоимости услуги. При этом не несут никакой ответственности, поскольку их деятельность не регламентирована законом. А это значит, что каждая поездка в такси — как игра в рулетку, и никто в этом случае не дает гарантий безопасности.

Фото - Олега Каргаполова

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»