Катастрофическое расширение Вселенной

04.05.2014 23:57 33 (11745)

Вселенная расширяется внутрь

Такое парадоксальное заявление недавно сделал доктор социологических наук Александр Тараданов, заведующий кафедрой социологии ЧелГУ.
Космосом Челябинск не удивишь. Город, переживший метеоритную атаку, теперь с особым интересом вглядывается в звездное небо. Увлечение астрономией стало если не повальным, то достаточно распространенным даже среди горожан, вроде бы далеких от наук. Но время идет, и, казалось, с отсутствием новых «небесных» поводов постепенно сойдет и сама тема.
И вдруг – на тебе: Вселенная не расширяется, а сжимается!
Однако заявление Александра Ардалионовича тянет либо на научный скандал, либо на Нобелевскую премию. Когда я сказал ему об этом, ученый рассмеялся, задорно отшутился: «Не дадут, мы сейчас с Западом в контрах». Но шутка ли, пойти против астрофизиков, у которых телескопы («Хабл») в космосе летают, спутники бороздят межзвездные просторы, наконец, всегда припасен чемодан формул и куча расчетов. Еще шаг — и разверзнется бездна, имя которой возмущенное научное сообщество. Но Александр Тараданов делает этот шаг.

Парадоксы – это нормально

- Астрофизика – моя любовь с детства, - признается Александр Ардалионович, - я учился во втором классе, когда полет Гагарина всех мальчишек Советского Союза сделал космонавтами. «Земное тяготение» можно было преодолеть по-разному. Но с астрономией не получилось. Не повезло: с учителями физики с 8-го по 10-й класс была сплошная чехарда.
А после школы Тараданов из далекой деревни в Новосибирской области отправился на военную службу, где в бескрайних, суровых степях Монголии самым любопытным было звездное небо. Космос провоцировал соблазнительные мысли на попытку постигнуть небесную механику. Но неожиданно для себя поступил учиться на философский факультет Уральского университета. Фундаментальные теоретические исследования природы и человека всецело захватили отставного прапорщика. В этом был хотя и парадоксальный, но возможный путь приблизиться ко многому интересному, в том числе - к астрономии.
- Философы любят забавляться парадоксами, - говорит Александр Ардалионович, - Вот вам пример. Человек кричит на выдохе, а коровы мычат на вдохе. Почему? Чтобы снять парадокс, нужно согласовать все научные данные с соблюдением всех законов природы.
Если от коров перейти ко Вселенной, то все было нормально, пока лет 15 назад не объявили, что Вселенная расширяется, да еще с ускорением. Значит, действует постоянная сила, которая «гонит» всю эту сумасшедшую массу во все стороны. Что это за сила? Перед физиками была поставлена трудная задача – найти хоть какое-то вразумительное объяснение. Заговорили о «темной энергии». Но как она действует, как вписывается в известные законы физики? У алхимиков в средние века тоже была своя «сверхтонкая материя», или «огненная субстанция». Ее называли «Флогистон» или «Теплород». Термин ушел в прошлое, когда разобрались, что причиной горения является кислород. Для меня расширение Вселенной с ускорением превратилось в «занозу». Но как снять противоречия с сохранением законов физики?

В 1999 году сразу две группы астрофизиков независимо друг от друга обнаружили, что Вселенная расширяется, да еще с ускорением. Сделали это одно из самых удивительных открытий в истории
космологии Сол Перлмуттер, руководитель проекта «Сверхновые для космогонии» и Брайан Шмидт из Национального университета Австралии. А первым их данные проанализировал Адам Рисс из Института космического телескопа. Однако Сол Перлмуттер заявил, что это может быть и неверная интерпретация наблюдений. Пока неясно, станет ли ускорение важнейшим пунктом разгадки. «Это может оказаться и чем-то совсем неожиданным, но похожим на ускорение», - заявил астрофизик.

Мне приснился ответ
- Мне основные идеи часто снятся, - делится Тараданов, - так случилось еще в юности, когда заболел «шахматной горячкой». Играл тогда в шахматы чуть ли не круглосуточно. Одну партию проиграл, но продолжал анализировать. Ночью приснился правильный ход. Я встал, расставил фигуры, проверил идею с этим ходом - и выиграл партию. С проблемой расширения Вселенной случилось так же. Ночью приснилось. Вселенная не расширяется, она сжимается, причем с ускорением.
И вместо «темной энергии» и «темной материи», которая, по мнению ученых, занимает более 90 процентов межзвездного пространства, Тараданов оперся в своих размышлениях на … гравитацию, вещь понятную и измеряемую, без всяких фантазий и «флогистонов».
Стало быть, все галактики, все космические тела, микроскопические и гигантские, – все несутся в одну точку, ускоряясь по мере приближения. Возможно, туда, откуда все вышло – в точку «Большого взрыва».
Однако в красивую гипотезу безжалостно врывалось «красное смещение». С ним нельзя было не считаться.

Красное смещение совсем не красно?

В 1929 году Астрофизик Эдвин Хаббл открыл, что свет от далёких галактик имеет смещение спектра в сторону красного цвета. И чем дальше галактика, тем красного больше. Соответственно, чем ближе галактика, тем больше проявляется фиолетовый цвет. Явлению предлагались различные объяснения наблюдаемого смещения спектральных линий. Например, выдвинули гипотезу «утомлённого света». Известен «эффект Доплера», который объяснял смещение в спектре движением галактик друг относительно друга.

Что нам еще рассказывают учебники? Что образование космологического красного смещения можно представить так: свет — электромагнитная волна летит от далёкой галактики. В то время как свет проходит через космос, пространство расширяется. Вместе с ним расширяется и волновой пакет. Соответственно, изменяется и длина волны. Если за время полёта света пространство расширилось в два раза, то и длина волны, и волновой пакет увеличивается в два раза. Казалось бы, общая теория относительности как бы подкрепляется красным смещением. Но что делать с «темной материей» и «темной энергией»? Зыбкий свет плутает в потемках и даже пропадает в «черных дырах».
А что, если красное смещение – обман? «Заноза» не давала Тараданову покоя.
Известно, что свет отклоняется под действием гравитации. Это заметили, когда задумались над «скачками» звезд, выходящих из-за Юпитера. Оказалось, что световой луч отклоняется. Эффект признали.
Кстати, чтобы свет от созвездия Цефея отдалился хотя бы на расстояние, равное ее диаметру, потребуется около двух с половиной часов. Может показаться, что свет просто стоит на месте.
- Так что должно быть не красное смещение, а фиолетовое, - решил Тараданов. - Почему это возможно? Из-за гравитации.
Итак, Вселенная сжимается, разгоняясь. Чем ближе к Центру, тем больше ускорение. Сходясь под разными углами, свет звезд отклоняется под воздействием гравитационных полей.

Спираль. Много спиралей.

Если представить схождение галактик в объеме по гипотезе Тараданова, то эта картина должна напоминать спираль, где на витках верхних этажей расстояние между галактиками больше, чем на нижних. Разница расстояний и скоростей в общем могут создать иллюзию, что Вселенная разбегается в стороны.
- Мы, Вселенная, скручиваемся в некий Центр с необъятной массой энергии, - говорит Тараданов. - Согласно всем законам физики, Центр переполнится и взорвется так же, как взрываются сверхновые. И снова все повторится примерно так, как это есть в теории пульсации Вселенной. Не исключено, что рядом со спиралью под условным номером один существует другая, под номером два, гармонично располагаясь своей широкой частью рядом с узкой частью первой. И так далее. Бесконечное множество спиралей Вселенных. Природа не терпит пустоты.