Меню

Межсезонное ностальжи

25.04.2014 12:57 32 (11744)


Собаки в свадебные кортежи сбиваются, по ночам кошки под балконами с ума сходят, а на дорогах все чаще аварии из-за появившихся коротких юбок. Налицо все признаки всеобщего весеннего помешательства, и это радует всех, да только не нас, рыбачков. Еще бы, за окном середина апреля, а значит, почти окончен последний лед, ибо если продолжать на него взбираться, то он действительно может оказаться в жизни последним. И что далее? А далее нас ждет короткое межсезонье, кода уже и по льду не походишь, и еще лодку некуда спускать. Конечно, остаются варианты (взбираться на лед с лодкой, рыбалка на Аргазях, Увильдах и т.д.), но все это хлопотно и опасно — одним словом, не очень удачный расклад. Лучше давайте отдохнем от зимней путины, посидим, поокаем — что-нибудь вспомним, ну например, какая классная карповая рыбалка была на озере Аткуль несколько лет назад. Теперь об этом только мечтать…

Как-то четыре года назад, в конце марта, мне позвонили знакомые рыбачки (не путать с промысловиками), которые проживали в деревне Аткуль. Поскольку с рождения вся их жизнь как одна бесконечная рыбалка, свой водоем они знали так же досконально, как любящий муж свою жену. И пусть они выпивохи и порой немножко бракоши — бог им судья. Главное, что я и мои подельники всегда знали об аппетите аткульской рыбы в любое время года!

Так вот, как-то звякнули мне деревенские друзья, и я один из первых узнал, что «карповая веселуха», которая происходила там каждую весну, началась!

На другой день, прикупив мотыля, через Копейск выехали на дорогу, ведущую к аткульским карповым закромам. Раньше эта трасса была «убита», затем ее достроили, качественно укатали, и она стала главной рыбацкой дорогой, потому как была пустынной и короче еткульской дороги на целых 20 верст. Ни машин тебе, ни гаишников — педаль газа в пол, и погнали, так что мама не горюй! Еще бы, душа на рыбалку всегда летит впереди машины, почти как в столовую голодный солдат!

…Уже через 40 минут мы приобрели на рыбацком стане путевки (тогда еще продавали, 100 рублей) и после короткого перекура съехали машиной на лед. Еще пять километров распутицы по подмерзшему утреннему снегу, и здравствуй, остров, — район, в который по весне подходили косяки карпа, а за ними и стада южноуральских рыбачков!

Помнится, аткульская рыбалка на карпа со льда (как и на озере Чебакуль) имела одну особенность, которую принципиально не переваривала некоторая часть рыбаков: ловить рыбу приходилось на ограниченном пространстве, находясь рядом друг с другом, причем иногда так близко, что между рыбаками негде яблоку было упасть. Причина проста: карп, очухавшийся после зимнего ступора, выходил на камышовое мелководье постепенно, относительно небольшими «порциями» и держался при этом плотным косяком. Разумеется, те рыболовы, кто оказывался над ним, с уловом, а те, кто в стороне, нюхали все! Да вот незадача, места над рыбой зачастую всем не хватало, поэтому приходилось тесниться. Кому-то это нравилось, кому-то не очень. Во всяком случае, суровой грызни из-за лунок никогда не было, поскольку в процессе такой рыбалки всем приходилось общаться, и в оконцове каждый становился друг другу друг! Зато, представляете, какая была веселуха: и утащенная у кого-то удочка, и пролитый на соседа чай… Все это переводилось в шутки и вызывало общий смех. Одним словом, «колхоз», из-за найденной рыбы вырастающий на пустом месте с такой скоростью, которой позавидовали бы организаторы настоящих колхозов из далеких социалистических времен.

…В тот день народу на льду у острова было относительно немного. Основная причина — карп на озере Аткуль, в отличие от Чебакуля, где в то время и находилось основное рыбацкое братство, только-только «зашевелился», и мы благодаря звонку оказались тут как тут.

Как всегда, поиск начали с левого края камыша от центрального прохода в болотные разливы. В том году, как и остальные озера, Аткуль сильно обмелел — на эхолоте была «детская» глубина и полное отсутствие рыбы. Через час первый существенный косяк удалось обнаружить на глубине двух метров, почти в ста метрах от камыша. Видимо, карп был только на подходе и на мель с прозрачной водой «выползать» еще не спешил.

Снасти при ловле карпа у каждого свои, хотя и не блещут особым разнообразием. Лично я использовал и использую до сих пор французскую леску «Магнум» 0,25 мм, на которую подвязываю мормышку и крючок таким образом, чтобы крючок находился в 10 см ниже мормышки. При такой оснастке на основной леске отсутствуют узлы (привязка на «аппендиксе»). Мотыль на прочные крючья цеплял пучком (пучковяз), прикормка — все тот же мотыль.

Так вот, к часу дня не по-весеннему жаркое солнце начало основательно припекать. За исключением десятка «проходов» (рыба задевала леску), поклевок не было. Половина «безлошадных» ботиночников, к этому времени, видимо, утомившись и потеряв всякую надежду, потянулись из залива до дому. Пять километров до стана, да еще по мокрому снегу, — настоящее пешедральное счастье! Глядя на их грустные сборы, так и хотелось пожелать семь футов под башмаки. Поскольку карп при первых выходах на мелководье обычно вялый и иногда начинал брать только ближе к вечеру, мы решили задержаться и подождать...

В третьем часу дня первая поклевка. Кивок несколько раз качнуло и начало сгибать. Подсечка, и вот она, кайфуша: леску тянуло с силой и безостановочностью бизона, руки автоматически «выкачивали» рыбину, не давая ей ни спуску, ни слабины. Вообще-то, была бы плетенка, я бы так не миндальничал, а здесь пришлось повозиться…

Через пять минут карп, подцепленный багром, золотился на солнце и своей кровушкой окроплял весенний апрельский лед. Тогда первая аткульская рыбка потянула на 5,2 кило!

Ну а дальше как всегда. Выуживая рыбину, я попросил друга «аккуратно», не привлекая внимания, сходить за багром, оставленным им у дальней лунки. Но ходил он за ним так поспешно, что принес не только багор, а привел с собой еще целый десяток «помощничков», которые тут же вокруг меня, как волки в добычу, ледобурами вгрызлись в лед! Ничего не поделаешь — колхоз, однако!

Время до семи вечера пролетело махом. Бегали, сверлились, пересверливались… Карп, хоть и нечасто, но брал почти у всех. Ближе к темноте рыба встала и поклевки прекратились. Что ж, пора было домой, по раскладушкам, поскольку завтра снова сюда. Сложил трофеи в мешок (мой улов — 14 карпов) и подцепил его на кантер — электроника выдала 36 килограммов…

Да-а, были раньше времена,
А теперь мгновения.
Рыбы было как г***на,
А теперь поменее.

Ну очень поменее!