Меню

Челябинское метро: варианты развития

09.04.2019 16:06 - автор Андрей Ваганов
Во время первой пресс-конференции врио губернатора Челябинской области Алексей Текслер затронул проблему челябинского метрополитена, для завершения строительства которого не хватает средств.
Челябинское метро: варианты развития


Проект станции метро. Источник: «Википедия» (по лицензии для открытого использования)

Построено только четыре километра, – сказал Алексей Текслер. – Планировалось возвести пять станций. Но можно сузить схему до четырех с выходом наверх и пересадкой на легкое метро и низкопольные бесшумные трамваи.

Таков взгляд нового руководителя региона. Для того чтобы понять, как сделать челябинское метро не обузой для города, а работающим объектом, не лишним будет вспомнить об истории вопроса.


Несколько дат из истории


  • 1967 год – утвержден Генеральный план города Челябинска, разработанный Главным управлением архитектуры и градостроительства и специалистами института «Челябинскгражданпроект». В этом документе впервые упоминается о необходимости строительства метро в Челябинске.
  • 1976 год – Челябинск становится городом-миллионником. Госплан СССР направляет в Совет министров письмо о необходимости строительства метро в столице Южного Урала.
  • 1982 год – институт «Метрогипротранс» разрабатывает схему развития и размещения метро в Челябинске. Первую линию метро (ЧТЗ – Площадь Революции) планируется запустить к 2000 году.
  • 1992 год – начало строительства первой линии метрополитена. В городе создается управление «Челябметротрансстрой», выполняющее функции заказчика строительства.
  • 1993 год – развал СССР. В это же время Госстрой России принимает решение о продолжении строительства метро в Челябинске, однако дата запуска первой очереди переносится на 2012 год.
  • 1999 год – создано АО «Челябметрострой» (учредители – администрации Челябинской области и города Челябинска, а также управление строительства № 30 как подрядная организация). На уровне правительства РФ утверждена программа развития метрополитена в г. Челябинске.
  • 2006-2008 гг. – строительство одновременно идет на нескольких объектах – станциях «Площадь Революции», «Торговый центр», «Комсомольская площадь».
  • 2010 год – приостановка строительства. Финансирование из федерального бюджета прекратилось из-за кризиса экономики. Правительство региона принимает решение о «медленном строительстве» поскольку консервация метро обойдется дороже.
  • 2014-2018 гг. – продолжается борьба за выделение средств из федерального бюджета. Построена (в конструкциях) станция «Комсомольская площадь». Предпринимаются попытки найти частного инвестора для строительства метро.


Деньги: по данным на 2018 год, для завершения строительства метро требуется около 75 миллиардов рублей. Для того чтобы завершить работы на трех станциях – еще 36 миллиардов рублей.

image1.jpg
Скоростной трамвай в Волгограде. Источник: «Википедия» (по лицензии для открытого использования)


Другие варианты


Проблема затянувшегося строительства метрополитена не раз привлекала внимание экспертного сообщества. Попытки оптимизировать расходы и как-то увязать недостроенную инфраструктуру с изменившейся транспортной ситуацией предпринимались постоянно.

Так, два года назад началась работа по проекту новой транспортной схемы Челябинска. Группа экспертов-общественников во главе с Яковом Гуревичем выдвинула идею сопряжения метро и трамвая.

Рассказывает Дмитрий Чудиновских, директор консалтинговой компании «ИнтроН», эксперт в области общественного транспорта:
– За основу было предложено взять опыт Волгограда. Но в этом городе, по сути, реализована идея перенесения трамвайных путей в центре мегаполиса под землю. Для скоростного трамвая были построены специальные тоннели, станции. Нам же в Челябинске придется использовать недостроенные объекты метрополитена.
Тем не менее, несмотря на некоторые сложности, – например, несоответствие платформ на станции метро трамвайным стандартам, чисто технически такой проект осуществить возможно. И он наверняка будет дешевле, чем завершение строительства метрополитена.
При этом надо учесть, что вариант, предложенный Алексеем Текслером, не самый дешевый, поскольку он подразумевает строительство переходных пунктов, где осуществляется пересадка с поездов метро на трамвай.
Пока такая схема работает только в столичных городах, где есть стыковка линий метрополитена и городской электрички, которая также выполняет функцию общественного транспорта.


Что думают по этому поводу в администрации города Челябинска?


Максим Кичеев, начальник управления транспорта:
Мы согласны с мнением экспертов – именно общественный электротранспорт – трамвай – должен стать основным компонентом новой транспортной схемы Челябинска. Однако развитие этой идеи требует решения многих проблем. И это не только проблема стыковки трамвая и метро.
Для достижения скоростного режима необходимо обеспечить трамваю движение без пересечений с другими транспортными потоками – такой проект требует детальной проработки и обсуждения.



Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other