Меню

В Челябинске появился дом, где научат жить самостоятельно

27.05.2019 13:15 - автор Сергей Таран
Челябинский детский дом-интернат (для глубоко умственно-отсталых детей) сегодня реализует проект сопровождаемого проживания детей-инвалидов. Задача эта невероятно сложная.
В Челябинске появился дом, где научат жить самостоятельно


Как практически беспомощного человека научить ухаживать за собой, самостоятельно строить свой день, помочь овладеть профессией? Вопросов так много, что от этого легко впасть в глубокую безнадегу. К счастью, есть люди, которые на эти вопросы отвечают.

На днях в Челябинске на большой совет съехались специалисты, чтобы обсудить опыт регионов в организации сопровождаемого проживания инвалидов, родители особенных детей, представители уполномоченных по правам детей и граждан, Министерства социальных отношений, гости из других регионов.

Вообще откуда возникло это «сопровождаемое проживание»?

Руководитель организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавета Кириллова коротко поясняет:

– Создана Всероссийская организация родителей детей-инвалидов. Основатели – семь человек, отработавшие уникальные кейсы по сопровождаемому проживанию, трудовой занятости, инклюзивному обучению, ранней помощи. Сегодня эти люди объединили 69 регионов страны, в которых стараются свой опыт распространить. В Пскове. Твери, Санкт-Петербурге, Москве, Волгограде, Перми уже вовсю работают над внедрением практики cопровождаемого проживания.

В Челябинске на наших глазах в этом отношении тоже случился прорыв. И за год работы уже много удалось добиться. Но у каждого региона есть своя специфика. Челябинск одним из первых начал создавать прецеденты по инклюзивному образованию. Есть в детсадах группы, где идут занятия с тьюторами, с хорошими программами. Это такая цивилизованная инклюзия.
Важно было создать организацию. Для многих это отдушина и спасение. Если хочешь менять жизнь ребенка к лучшему, нужно понимать, что есть в стране. Не всегда есть инклюзивные площадки, ранняя помощь. А с сопровождаемым проживанием начали работать не так давно.

Слово родителям особенных детей

image22.jpg

Светлана Ахмадиева делится своими переживаниями:

– Мой сын - инвалид детства – ДЦП. Мы с ним всегда вели активную социальную жизнь. Ходили в клуб, участвовали в проектах. Но я вижу, что ему надоело созерцать жизнь. Он хочет быть полезным, кому-то помогать. Но как это осуществить, я не представляю. Я для него не педагог, не логопед, не инструктор ЛФК. В плане реабилитации не авторитет. Ему нужны сторонние помощники. Он даже рисует два примитивных дома, но отдельных. И мне бы хотелось, чтобы он научился жить самостоятельно.

image14.jpg
Говорит Алена Балдина

– Для меня самое страшное, что ребенок попадет в ПНИ (психоневрологический интернат). Я считаю, что надо начинать работать с детьми младшего возраста, чтобы можно было научить их элементарным навыкам. Родители о них изначально не задумываются, когда у них появляется особенный ребенок. А детей надо учить ждать, стоять в очереди, чтобы они могли потом куда-то выходить. Это осознание приходит далеко не сразу. Нужно было пройти много курсов, послушать много лекций. Мне кажется, что в 18 лет что-то сделать с ребенком достаточно сложно, если нет базовых навыков.

Кому квартира, кому дом

Установлена прямая связь с регионами. В Перми получили квартиру в обычном доме для сопровождающего проживания. Все отлично: быт налажен, программы написаны. Но что получится? Пока все в работе.

На связи Волгоград. Тоже большая квартира, из которой открываются прекрасные виды. Особые ребята учатся жить самостоятельно. Потом – Питер. Здесь уже целый дом построили для этого проекта. Идея захватывает умы и шагает по стране.

С адаптацией надо торопиться

image9.jpg

Член совета ВОРДИ (Всероссийская организация родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов) Игорь Безруких заявил на совете:

– Формируется неполная семья: мужчину вытесняет из семьи связь «мать – ребенок-инвалид». Вопрос не в том, что завтра вам подарят дом. Предположим, губернатор купит вам дом для сопровождающего проживания. А что дальше?

Нужна целая система. И начинается она с ранней помощи. Этот проект в свое время продвигали четыре года. Но для сопровождающего проживания все начинается с рождения ребенка и постановки его на учет вовремя.

Вчера пришел в детский сад, в группу к двухлетним. Замечаю ребенка с ДЦП. А у него инвалидности нет. Не оформлена. Педагог его взяла на свой страх и риск. Но я понимаю, что при такой подготовке к 7 годам уже не будет инвалидности. А если она останется, на уровне «предигры» будут закладываться навыки, о которых мы не вспомним в 18 лет. Если мы учим ребенка поведенческим стереотипам в этом возрасте, что дальше?

Поэтому сопровождаемое проживание начинается с выявления инвалидности и помощи семье. И мать готовить надо. Вопросы отделения матери от ребенка надо решать заранее.

Более 40 регионов уже реализуют проект сопровождаемого проживания в том или ином виде. Есть дети родительские и дети-сироты. С последними — другая проблематика и нужен другой уровень специалистов.

Домик для маленькой компании

Территория интерната – сплошной английский газон. Аккуратно подстриженная трава, прямо-таки выставочные кусты сирени в буйном цвету, в высоких деревьях заливаются птахи. По периметру – лес. Очень тихо. Кажется, что попал в райское место. Однако забор, КПП и настораживающие просторы, где никто не гуляет, напоминают – здесь интернат для особенных детей.

image4.jpg

А вот и тот самый дом для сопровождающего проживания. Скромный внешне, двухэтажный особнячок с пандусом и инвалидными колясками при входе. Никаких архитектурных изысков. Зато внутри – современная отделка. Все функционально и опрятно.

image19.jpg

Большой холл с зеркальным шкафом на всю стену и место для верхней одежды и обуви. Кругом подсказывающие таблички, как делать правильно. Социальная и бытовая адаптация начинается с обучения времени.

image15.jpg

Заведующая отделением реабилитации Челябинского дома-интерната Ирина Семенова рассказывает о модели учебно-тренировочного жилого дома:

– Были разработаны программы профессиональной подготовки: швейное дело, растениеводство. Есть программа обучения по самостоятельному проживанию и кулинарии. На основе обследования и диагностики была сформирована целевая группа проекта.

image17.jpg
Комнаты для девочек... 

image21.jpg
...и для мальчиков

Разработаны индивидуальные планы работы каждого участника целевой группы. Идет обучение по адаптированной учебной программе за 9-й класс. Организована подготовка воспитанников к посильной профессиональной трудовой деятельности. Есть даже занятия по горным лыжам и плаванию.

image10.jpg
Ребята учатся пользоваться бытовыми приборами и навыкам раздельного сбора мусора

image16.jpg
Не последнее дело – ухаживать за собой

image5.jpg
Кухня – любимое место, потому что здесь можно готовить

– Есть у нас и телефон поддержки, – говорит Ирина Семенова. – И вот результаты. Восемь ребят уже научились выполнять работы по уборке дома, пользоваться бытовой техникой. Научились следить за своим внешним видом. Некоторые ребята уже умеют ориентироваться во времени и планировать свои дела. Осваивают культуру поведения. Готовят ряд блюд. Пекут блины и готовят мясо под шубой.


image7.jpg
Есть успехи на занятиях по информатике

А это хореографический коллектив «Стремление», который уже участвовал во всероссийских и международных конкурсах.

image23.jpg
Испанский танец для участников совета от обитателей дома сопровождающего проживания

image2.jpg
Видите стопку денег на столе? Это не настоящие купюры. Но здесь это реквизит для обучения финансовой грамотности: нужно научиться планировать бюджет, делать самостоятельные покупки, пользоваться инфраструктурой магазинов, почты, поликлиники.
А на следующий год один воспитанник пойдет учиться в ПТУ.

image11.jpg
Ребята увлеклись разведением растений

Директор дома-интерната Марина Синькевич:

– Дети научились планировать свой досуг. Они уже давно привыкли кучками сидеть возле воспитателя. Самым сложным было сделать так, чтобы каждый мог пребывать наедине с собой. Захотел – пошел смотреть телевизор. Можно даже поваляться на кровати (разрешается), нужно лишь проявить свою волю в соответствии со своим желанием.

Есть возможность самостоятельно заниматься на тренажерах, рисовать, отправиться на прогулку – ты волен сам собой распоряжаться. Ребятам еще только предстоит научиться самим делать этот выбор. И, кажется, это получается.

А сегодня Миша попросил всех уйти с кухни – сюрприз для всех приготовил – испек печенье. Ему очень нравится готовить. Он и главный кулинар в доме. И мечтает стать поваром в ресторане, не меньше.
Гостям ребята рады. Чистые, незамутненные души тянутся к общению.

image1.jpg

Проживают в доме пять девушек и пять парней. Возраст, говорят, – старше 18. В этом совместном житье-бытье ребятам помогают ладить, находить общий язык на основе взаимоуважения два воспитателя и три младшие медицинские сестры. А еще есть психолог, дефектолог и инструктор по труду. Ребятам надо научиться жить самостоятельно, чтобы выйти во взрослый мир.

А за окнами домика – безупречно стерильное пространство. До забора – никакого социума с его жестокими повадками.