Меню

В среду в Челябинске состоялось заседание координационного совета Ассоциации «Города Урала» под председательством главы города Станислава Мошарова, который в этом году возглавляет Ассоциацию

11.04.2014 10:35 28 (11740)
Представители муниципалитетов и эксперты обсудили вопросы, связанные с грядущими изменениями в законе «О местном самоуправлении».

Власть городам и весям

В России неотвратимо набирает ход муниципальная реформа. Но чем ближе момент принятия закона о поправках в 131-й закон, тем больше обнаруживается сложных вопросов, требующих специального решения. Нет, поначалу, вдохновившись крылатой фразой президента Владимира Путина «Власть должна быть ближе к народу, на расстоянии вытянутой руки», энтузиасты готовы были мигом перекроить цветастое властное одеяло страны под единый ранжир. Но этот порыв сразу вступил в противоречие с культурным, экономическим и национально-историческим своеобразием многочисленных территорий.

Напомним, что Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления» был утвержден в 2003 году, и за последний десяток лет в него 84 раза вносили изменения. Оно и понятно — жизнь не стоит на месте. И закон не всегда поспевает за нею.

Поэтому-то и сегодня в Челябинске разгорелась дискуссия: слишком много вопросов даже у тех, кто имеет богатый опыт пребывания во власти.

Действительно, по какому пути пойдет реформа? Отменить выборы мэров и создать одноуровневую систему местного самоуправления или применить систему «городских агломераций»?

Обращаясь к членам координационного совета, президент Ассоциации «Города Урала» Станислав Мошаров отметил:
 

— Вот на таких площадках по всей стране сегодня высказывается мнение всех муниципалитетов. Мы тоже обсуждаем вопросы муниципальной реформы. Здесь много развилок, которые придется пройти с осторожностью. Одно пока ясно: власть станет ближе, когда депутаты избираются на меньшее количество избирателей. Тогда каждый депутат будет иметь возможность уделять больше времени работе в округе. Но здесь нужно очень четко сбалансировать финансовые возможности местной власти с теми полномочиями, которые ему передадут.

Баланс финансов и полномочий

 
— Ключевой посыл реформы — доведение уровня власти до максимальной близости к населению, — начал разговор заместитель губернатора Николай Сандаков. — Посыл неплохой. Были попытки сделать настоящее самоуправление в городах и селах, но практически это никогда не удавалось. Сегодня государство делает очередную попытку. Реформа вызывает дискуссии, потому что предмет обсуждения сложный. До конца не понятно и бюджетное планирование, и то, как существующая система администрирования должна подвергнуться серьезной деформации. Уверен, что все шероховатости будут устранены в интересах людей, которые живут в муниципальных образованиях.
 
 
Свой взгляд на ситуацию предложил заместитель председателя ЗСО Семен Мительман:
 

— Сейчас один из самых злободневных вопросов — предстоящая муниципальная реформа. Мне кажется, политическая воля есть. И 15 апреля закон будет принят в первом чтении. Естественно, любая реформа имеет как плюсы, так и минусы. Нельзя говорить, что какое-то решение — абсолютно правильное. Но по нашему мнению, а я выражаю мнение Законодательного собрания и руководства регионального отделения партии «Единая Россия», положительных моментов в проекте закона больше. Мы готовы работать в новой схеме. Здесь главное — не «выплеснуть ребенка».

Парламентарий отметил, что важно правильно разделить полномочия и финансовые ресурсы, бюджетные назначения во вновь образованных муниципальных районах городских округов. Там необходимо разделить политические и хозяйственные функции.

— Мы видим, — добавил Семен Аркадьевич, — что это хорошо получается в Челябинске. Поэтому мы ждем принятие закона, надеемся, что те полномочия, которые передадут региону, позволят нам учесть некоторые шероховатости и узкие места в законе. Мы сможем на уровне субъекта максимально их предусмотреть. Как каждый закон не может быть удобным, он будет потом видоизменяться.

За и против

 

— Я не в восторге от нового закона, — призналась заместитель главы города Сургута, главный редактор журнала «Муниципальное право» Наталья Алешкова. — Внесенный проект кажется сумбурным и нелогичным. Зря считают коллеги, что при делении на районы сейчас на них этот закон не распространяется. Мы помним историю про сити-менеджеров. Многие считали, что это их не коснется, что это будет право выбора конкретных территорий. Мы знаем, каким образом потом региональные власти давили на муниципалитеты, для того чтобы они вводили эту систему. То же самое может произойти и с районным делением. Уж очень соблазнительная перспектива, чтобы не население избирало человека, может быть, достаточно случайного, а знать конкретно, кто именно будет возглавлять крупные экономические центры.

Также не вполне понятно Наталье Павловне, почему в пояснительных записках говорится о том, что для реформы не потребуется никаких дополнительных расходов. Потребуется, считает она, содержать людей за счет средств регионального бюджета и для того, чтобы ввести дополнительное районирование, для укрепления структур, созданных для выполнения всего объема полномочий. При этом сегодня большое внимание уделяется сокращению расходов на содержание аппарата. И практически ни у кого не будет возможности выделить дополнительные ставки за счет внутреннего распределения. Это серьезные расходы.

— Непонятно, — продолжила Наталья Алешкова, — как мы приближаем власть к народу, лишая его возможности избирать глав муниципалитетов и представительные органы городских округов. Это не приближение. Это иллюзия в красивой обертке. На самом деле власть сейчас максимально приближена. Сколько бы мы ни предоставляли в наше время способов и форм дополнительного участия в управлении муниципалитетами, население достаточно инертно. Есть много вариантов, когда населению предоставляется право заниматься государственным управлением. Но оно этого не хочет — не интересно. Если бы мы сосредоточились на этом — предоставлять интересные и эффективные способы, — то они бы участвовали.

— Мы смешали два понятия — исполнительная власть и представительная власть, — вступил в полемику Семен Мительман. — Когда мы избираем тех и других, изначально делаем функцию исполнительной власти представительской. По моему глубокому убеждению, исполнительная власть должна назначаться сверху донизу. Представительная власть должна избираться. Это и есть народный контроль, через представителей населения.
 

Сомнения и предложения

 
В разговор вступил директор Института муниципального развития (Екатеринбург) Игорь Выдрин:
 

— Реформа самоуправления неожиданная. В ноябре прошлого года проходил первый съезд муниципальных образований. А в декабре уже заговорили о реформе самых крупных и дееспособных муниципальных образований. Нас приучали к мысли о том, что проблем много, но главным образом они гнездятся на сельском уровне. Там маломощные муниципальные образования, созданные наспех в рамках реформы местного самоуправления 2003 года. В самом послании президента 12 декабря прошлого года на эту тему много сказано. Именно о взаимоотношении с муниципальными районами на селе. Но о крупных городских округах ни слова не сказано. А правильно ли истолковали слова президента?

Кстати, общее количество муниципалитетов за последний год сократилось на 1500. А всего их, по данным на 2007 год, было создано в России 24 тысячи. Сокращение идет за счет упразднения сельских муниципальных образований. Теперь сельские образования остаются неизменными. А вот дееспособное муниципальное звено в виде городских округов сегодня затрагивается.

Нам предлагают решать вопросы в субъектах Федерации. А преобразование городского округа что повлечет за собой?

— Интересная дискуссия, — отметил Николай Сандаков. — Но мы пытаемся отодвинуть решение тех или иных вопросов, связывая это с текучестью законотворческого процесса. Прячемся за предложение «Давайте пообсуждаем!» Но процессы никогда не заканчиваются. Инертность населения? Вопрос отзыва глав и депутатов? Все решаемо. Да, в проекте есть нелогичность отдельных положений, но тем не менее будем двигаться вперед.

Подключилась к разговору и генеральный директор Союза российских городов (Москва) Александра Игнатьева:
 

— Реформа произойдет. Есть воля президента. Но наша законотворческая деятельность имеет свои особенности: сначала напишем, потом пятнадцать раз исправляем. Сегодня к нам очень много материалов поступает из регионов. Большинство муниципальных образований реформу не поддерживает в таком виде, в каком ее предлагают. Наша задача сегодня — делать конкретные предложения. Парламентские слушания должны пройти 15 апреля. И я всех призываю делать конкретные предложения.

Нам нужна сильная, независимая, финансово самостоятельная власть на местах. Создание в городских округах внутригородских образований — все это хорошо. Но реформа должна учитывать единство городского хозяйства, внутреннего устройства. Важно не допустить дезорганизации управления и ухудшения качества коммунальных услуг. Решение о создании городских муниципалитетов должно приниматься населением и закрепляться в его уставе. «Мэров нужно выбирать», — сказал президент.

Как всегда, не было недостатка в «теоретических» высказываниях. Но были и дельные конкретные предложения. Председатель городского совета Орска Леонид Березняк (на фото слева) высказал мысль, что в ходе реформы будет сокращаться количество крупных муниципальных образований, поскольку будут делиться еще на отдельные части.
 

— Я предлагаю внести фильтр, — заявил Леонид Константинович, — по численности не более 500 тысяч, чтобы формировать муниципалитеты в районах. Но и не мельче, иначе получится карликовое образование, не способное выполнять свои полномочия. В проекте приведена система трехступенчатых выборов глав. Выбираются районные депутаты. Они делегируют городских. Городские выбирают главу. Выборы — это случайность, субъективизм, ошибка может утроится. Выборы должны быть прямыми.

По мнению участников совета, дискуссия получилась открытой, острой и продуктивной.

— Мы попытались донести до федеральных органов власти свою позицию, — сказала Александра Игнатьева, — сформулировать, какие проблемы, какие надежды связаны с развитием местного самоуправления. И хорошо, что это идет от самих органов власти, которым приходится работать, что называется, «на земле», нарабатывая опыт в конкретных условиях. И к этому опыту сегодня прислушиваются. Надеюсь, что реформа принесет ожидаемые результаты, и наступит ясность в сфере полномочий и финансов.

Фото Наиля ФАТТАХОВА

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»