Меню

Академик Андрей Важенин: «Сериал «Чернобыль» для меня не просто кино»

14.06.2019 10:20 - автор Наталья Фирсанова
Американо-британский мини-сериал побил рекорды по зрительскому рейтингу, опередив популярнейшую «Игру престолов».
Академик Андрей Важенин: «Сериал «Чернобыль» для меня не просто кино»


Фото Олега Каргаполова

Премьерный показ резонансного сериала «Чернобыль» завершился 3 июня. А жаркие споры не утихают до сих пор.  Телепроект никого не оставил равнодушным. Отзывы разнополюсные – от яркого одобрения до крайнего негатива. Вчера, например, представители партии «Коммунисты России» потребовали от Роскомнадзора запретить сериал.

«Вечерка» поинтересовалась у главного врача Челябинского областного клинического центра онкологии и ядерной медицины, главного радиолога УрФО, академика РАН Андрея Важенина, какое впечатление оставил у него сериал «Чернобыль». Андрей Владимирович охотно поделился мыслями и о фильме, и о мирном атоме:

– На Западе до сих пор не научились снимать советских людей. И академик Валерий Легасов, и зампред Совмина СССР Борис Щербина слишком американизированные. Но в целом сериал замечательный. Тему поднята потрясающая. Фильм хорошо передает фактологию. Настоящие события, настоящие герои – люди, которые жертвовали собой ради конкретного дела. Это вам не выдуманное кино про хоккеистов, баскетболистов.


Все, что увидел на экране, для меня лично очень близко. Я ведь в профессию пришел незадолго до Чернобыльского инцидента. Я начал работать радиологом в 1983 году, а в 1986-м случилась авария на АЭС.

Я очень хорошо помню ночь с 26 на 27 апреля. Дежурил тогда в диспансере. И вдруг по радио в новостях услышал: авария на ЧАЭС, горит крыша.  Информация приходила. Но в силу того, что с этим столкнулись впервые, сразу осознать, понять масштаб катастрофы было сложно.

Как молодой радиолог, коммунист, я подал заявление в военкомат, хотел поехать работать в Чернобыль. Но меня тормознули. Позднее, с 1987 года мне довелось работать в комиссии, которая изучала связь заболеваемости и инвалидности с последствиями аварии на ЧАЭС у ее ликвидаторов. Так что к событиям в Чернобыле я был достаточно близок.  

Что касается атома… Помните мультфильм «Вокруг света за 80 дней»? Там есть такой афоризм: «Привычность мыслей надо гнать – столовый нож оружием может стать». Все, что нас окружает, без чего мы не можем представить свою жизнь, одновременно несет угрозу, опасность: огонь – пожар, вода – наводнение и так далее. Или автомобиль. Жертв автоаварий во много раз больше, чем от атомных катастроф.