Меню

Не зря называют ЖКХ черной дырой российской экономики

04.04.2014 11:37 26 (11738)


Сколько ни вкладывай денег в эту загадочную бездну — все мало, все без толку. Картина из года в год одна и та же: крыши текут, лифты ломаются, дворы утопают в грязи, а воду то и дело отключают, потому что где-то рвутся трубы, ломаются насосы. При этом тарифы на коммунальные услуги бесстыдно продолжают расти. И нам, гражданам, очень трудно понять, почему квартплата никак не может остановиться в каких-то приемлемых параметрах, даже если нам приводят вроде бы экономически обоснованные доводы. Сегодня квитанцию без страха уже в руки не возьмешь, потому что увидишь такое, что запросто может отправиться на тот свет. Моя соседка открыла почтовый ящик, вынула ворох счетов, посмотрела на суммы — и упала: подскочило артериальное давление. Пришлось вызывать скорую. А сколько по стране случается инфарктов, инсультов и прочего от этих «писем счастья», мы не знаем. Наверняка много.

Коммуналка без справедливости

Сегодня челябинцы жалуются на невесть откуда свалившиеся «долги» в квитанциях. Суммы, выставленные в счетах по коммунальным платежам, просто не укладываются головах. Кого ни спросишь, все только и спрашивают: «За что?» Это действительно воспринимается как агрессия, как ничем не спровоцированная атака. От этого стремительно зреет возмущение. Ведь никто не берет на себя труд объяснить и доказать каждому, почему и за что такие цифры, откуда они взялись. Грубо выставили долги гражданам, и хоть трава не расти. Кому выгодно создавать такую неразбериху — понятно. Легче ловить рыбку именно в мутной воде.

Вот, ввели-таки общедомовые приборы учета. Их появление многими воспринимается как очередная уловка. Вот как каждый думал: у меня есть счетчики, я буду платить по ним ровно столько, сколько потребил услуг. И вдруг оказывается — надо оплачивать за коридор, за лестничную площадку. Это можно было бы стерпеть, мы — добросовестные владельцы своего жилья. Но если платить, так сообразуясь со здравым смыслом. Но его не видно, когда требуют заплатить больше, чем платим за собственные помещения. Как тут не впасть в отчаяние? А ЖЭК продолжает «делать нервы»: надо заплатить за недобросовестных тетю и дядю, которые отказываются оплачивать по своим счетам. Дескать, «разбирайтесь с ними сами или платите за них». Как это? Может, ЖЭКу и шнурки погладить? А ведь «гладим». Сколько слов было уже сказано, что свои потери из-за трухлявой инфраструктуры коммунальщики бесстыдно перекладывают на плечи жильцов. Но сам жилец им не интересен. Интересны его «метры». Ведь додумались же взимать средства на общедомовые нужды, исходя из расчета квадратных метров, а не по количеству проживающих. Что, по-моему, является вопиющей несправедливостью. Сегодня мы часто сталкиваемся с упорным нежеланием коммунальщиков элементарно учитывать показания приборов. Им приятней насчитывать «по среднему». Надо ли говорить, что тариф «по среднему» отличается в большую сторону, нежели в среднем реально расходуется обитателями квартир.

Неслучайно же в этом году количество жалоб в госжилинспекцию возросло чуть ли не в десять раз. Повторюсь, крепкая волна недовольства зреет в массах. Ведь когда чиновники посылают каждого разбираться со своим вопросом, значит, они умывают руки, оставляя жильца один на один с мощной управляющей компанией.

Прозрачность вместо тьмы

Самая непонятная и запутанная отрасль во всей коммуналке — теплоснабжение. Оно же и самое дорогое для потребителей. Только в Челябинске мы имеем несколько десятков собственников теплотрасс и источников тепла. А уж кто кому за что должен платить и какой тариф будет правильным — тут сам черт ногу сломит. И так по всей стране. Рынок тепла лихорадит давно. А причина проста: нет прозрачности, что, разумеется, устраивает всяких «интересантов», находящихся в тени.

Недавно на VII ежегодной конференции «Российская энергетика» снова и снова , как мантру, повторяли: сегодняшний рынок тепла — якорь на шее у общества. От него надо избавляться. Ну кого может устраивать постоянный рост платежей на фоне ухудшения качества коммунальных услуг? Кто возьмется опровергнуть, что у нас высокая аварийность и жуткий износ фондов ЖКХ? Никто. Но мы почему-то с этим смирились и продолжаем оплачивать технологическую и коммерческую неэффективность всей отрасли. Впрочем, нет, от прежнего смирения мы переходим в ропот. Кажется, уже нет согласных держать старые кочегарки-котельные, пожирающие топлива больше, нежели количество выдаваемого тепла. Сегодня уже все эксперты в голос вопиют: нужна как воздух новая модель рынка тепла! И Минэнерго уже предлагает решения.

— Применение предложенной Министерством энергетики новой модели рынка тепла как единственного метода регулирования приведет к сбалансированности тарифных решений и, наконец, откроет ворота для частных инвестиций в этот сектор,— отметил Александр Чуваев, исполнительный вице-президент, глава дивизиона «Россия» корпорации Fortum. — При этом произойдет демонополизация рынка, от которой выиграет потребитель.

За счет чего, спросит читатель.

Один из рецептов — распространение метода «альтернативной котельной» при расчете верхней планки цены на тепло.

— Это представляется единственно правильным при установлении справедливой платы за этот ресурс, — сказал Вячеслав Кравченко, заместитель министра федерального Минэнерго.

Берем в руки АК

Тарифы на тепло у нас формируются по затратному принципу и провоцируют сохранять высокие издержки. Это и есть «кощеева игла». Сломать ее — главная задача. Сегодня распространена нехитрая философия в теплоснабжении: чем больше потратил, тем больше плюсую в тарифах на следующий год. Так порождается иждивенчество и раскручивается маховик роста тарифов. Добавьте сюда и то обстоятельство, что тарифное регулирование в регионах сложилось исторически, а не экономически. От этого рынок чрезвычайно лихорадит.

Но вот, слава богу, заговорили о «справедливой цене» на тепло. Тот же министр энергетики Александр Новак в интервью журналу «Эксперт» назвал основную причину кризиса на рынке:

— Отсутствие инвестиций — опасения инвесторов, что их вложения не окупятся. Отрасли нужен долгосрочный тариф, при этом его базовая величина должна быть справедливой. Мы предлагаем формировать цену «альтернативной котельной». Этот принцип ограничивает тариф на производство и передачу теплоэнергии предельной величиной — наименьшей ценой, при которой окупается проект строительства новой котельной, замещающей теплоснабжение от центральных источников. При этом тариф по тепловой генерации не может быть выше тарифа «альтернативной котельной», что станет ограничением для роста. Этот предел должен быть установлен до 2020 — 2022 года.

Чтобы было понятней, представьте, что в маленьких котельных и больших электростанциях произвели тепло. В теплосетях оно должно быть не выше, чем тариф, сформированный по принципу АК — «альтернативной котельной». Тогда тепло дойдет до потребителей по справедливой цене. Зато для всех неэффективных производителей тариф АК окажется губительным. Здесь либо разоряйся, либо модернизируй производство.

Есть данные, что рост платежей за тепло в целом по России не превысит шести процентов. К тому же две трети россиян уже платят по тарифу, значительно превышающему тариф АК. Для них может произойти снижение. Жаль только, что до 2020 года еще так далеко.