Меню

Камерный хор вместе с руководителем отметил юбилеи, да еще имя получил

04.04.2014 11:33 26 (11738)


Камерный хор Челябинской филармонии отметил 40-летие. Столь знаменательная дата стала для коллектива как радостной, так и грустной: впервые хор встретил свой день рождения без Валерия Михальченко, основателя коллектива. 13 сентября Валерий Васильевич ушел из жизни, не дождавшись юбилея любимого детища. А спустя полгода камерному хору официально присвоили его имя.

Знакомым фарватером

Собственно, за глаза коллектив все и давно уже называли хором Михальченко. Своей богатой творческой биографией — с зарубежными гастролями в Италию и Францию, многочисленными фестивалями в Ижевске, Тобольске, Нижнем Новгороде, грандиозными проектами по Рахманинову и с Филиппенко, и всем остальным — хор обязан Валерию Васильевичу. И теперь коллектив должен отплатить сторицей своему создателю — сохранить высокий профессионализм и традиции хорового дела. Об этом накануне юбилея мы разговаривали с новым руководителем коллектива Ольгой Селезневой.

— Думаю, что прежде всего мы должны сохранять традиции, заложенные Валерием Васильевичем. В сентябре хотим сделать концерт его памяти. А уже в ближайшее время будем готовить большой проект с коллегами из Перми — это «Перезвоны» Валерия Гаврилина. Нам это предложил Владимир Новик, руководитель пермского коллектива. Дело в том, что «Перезвоны» — целая хоровая симфония, для исполнения которой требуется большой хор, минимум человек 60. У нас коллектив камерный, то же самое в Перми, вот мы и решили объединиться. Один концерт пройдет у нас, другой — у соседей. Репетировать будем дома, каждый по-своему, потом пермяки приедут к нам, здесь будет пара репетиций и концерт, и в Перми также.

— Но ваш последний проект «Госпожа оперетта» сделан как раз в совершенно ином ключе, совсем нетрадиционном.
— Сейчас все время нужно привлекать внимание публики, а для этого необходимо иметь в репертуаре что-то яркое, броское. И у нас уже были подобные программы, например, «Американские спиричуэлс», в которой к тому же звучат песни из репертуара поп-ансамблей ABBA, Beatles, Queen. Валерий Васильевич это понимал и одобрял, кстати, в американскую программу он сам частично отбирал произведения. Да и оперетта, в принципе, появилась с его благословения. В свое время он хотел сделать нечто подобное, но не случилось.

Эксперимент плюс

На самом деле «Госпожа оперетта» — это нечто особенное и для хора, и даже для филармонии. На основе попурри из популярных опереточных мелодий в филармонии умудрились создать свой спектакль.

— Это все рождалось постепенно. Инициатива принадлежит Владимиру Ошерову, художественному руководителю филармонии. Мы даже успели обсудить проект с Валерием Васильевичем и начали работать, подобрали репертуар, а потом подумали, что хорошо бы и солистов филармонии привлечь, так будет интересней. Привлекли. Затем решили, что надо бы придумать какие-то связки между номерами, — Костя Рубинский написал тексты, выстроил сюжет. А еще хорошо бы какое-то движение организовать, оперетта все-таки — пригласили хореографа.

— И что, хор на это согласился?
— Ой, на самом деле было страшно тяжело, — машет рукой Ольга. — 40 лет хор стоял на сцене, надо было его расшевелить. Но втянулись, даже во вкус вошли. Ну а потом уже актеров из Камерного театра и режиссера позвали, чтобы все это объединить.

— Но это же сложно: столько артистов, к тому же из разных коллективов. Как часто удается выступать с проектом?
— Конечно, это проблематично — собрать всех вместе. Я теперь понимаю, почему Валерий Васильевич в свое время рассчитывал только на хор. Как бы то ни было, 20 февраля сыграли премьеру, потом еще три спектакля. Зрителям нравится, значит, наши мучения оправдались.

Ежовые рукавицы в заначке

— А как вам работается с хором без Михальченко? — задаю неудобный вопрос. — Все знают, что Валерий Васильевич бывал крут и держал коллектив в ежовых рукавицах. Кстати, по практике работы с творческими людьми известно, что это и обеспечивает высокие результаты.
— Вряд ли можно его повторить, — вздыхает Селезнева. — Я по характеру совсем другая, хотя, если нужно, могу прикрикнуть.

— Как удалось преодолеть момент разброда и шатания? Наверняка он был, все-таки коллектив лишился своего руководителя…
— На самом деле этот момент колебаний случился несколько раньше. Не секрет, что последние годы Валерий Васильевич болел и редко выходил к хору. Конечно, это отражалось на коллективе, ведь хористы привыкли к тому, что он все контролировал и все решал. Но нам удалось это преодолеть: все-таки мы — один коллектив, занимаемся одним делом, и большинство ребят это понимало.

— Ваша участь одновременно завидная и опасная: встать во главе известного коллектива престижно и ответственно. Полгода вы находитесь в самостоятельном плаванье. Не возникает мысли «а туда ли мы плывем?»
— Сомнения присутствуют постоянно: правильно ли я делаю, что бы сказал Валерий Васильевич… Это еще от привычки зависит. А мы привыкли, что Михальченко решал все и всегда.

— Но вы ведь уже не первый год в коллективе…
— Все равно, он всегда был рядом. Даже когда я делала самостоятельные программы, он советовал, вносил предложения. И мне этого не хватает.

— На что или на кого опираетесь в работе?
— На коллектив в первую очередь, все-таки это главный инструмент и главный носитель всех традиций. И ребята мне всегда помогают.

Служенье муз не терпит суеты

В хор Михальченко Ольга Селезнева попала в 2001-м, практически сразу после окончания Челябинской академии культуры.

— Год проработала на кафедре в институте, и там же Валерий Васильевич вел студенческий хор, я пошла к нему хормейстером в учебный класс. А потом он меня позвал в Камерный хор.

— Трудно было неопытному хормейстеру с прославленным коллективом?
— Мне повезло в том смысле, что на тот момент я уже знала многих хористов, с некоторыми была знакома по церковному хору, другие работали иллюстраторами в институте. Это заметно облегчило мою участь, — объясняет собеседница. — К тому же нас приняли двоих, в пару со мной работал Денис Анциферов, выпускник института музыки. Потом вхождение в работу происходило постепенно. Сначала присутствовали на репетициях, затем начали выходить и разучивать материал с хором, потом уже выступали на каких-то небольших концертах в музыкальных школах, на выездах. Я считаю Валерия Васильевича своим учителем, хотя в академии у меня тоже были хорошие педагоги, но все-таки практика имеет большое значение. Помню, он все время повторял: «Никогда не нужно суетиться, ты не в институте. Последний аккорд должен отзвучать».

— А первое свое публичное выступление с хором помните?
— Одно из первых. Мы исполняли «Маленькую торжественную мессу» Россини. Он зашел за кулисы, пожал руку, сказал: «Молодец! Но я понял: дирижировать ты не умеешь», — смеется Ольга Петровна.— Вообще, хвалил он редко, но всегда за дело, и это дорогого стоило. Значит, действительно ты сделала что-то стоящее. Но никогда не позволял почивать на лаврах. Сегодня похвалит, а завтра мог разнести в пух и прах — надо было постоянно идти вперед, нельзя было расслабляться.

— А не обидно? Работаешь, работаешь — похвалы не дождешься, еще и ругают.
— Он никогда не хотел обидеть. Я это понимала, хотя переживала, расстраивалась. С другой стороны, он умел так вовремя и так точно помочь, подсказать, что никакие обиды уже не вспоминались.

Случай или судьба?

Удивительно, но факт: Селезнева сама недавно 40-летний юбилей справила. Оказалось, что родилась в один год с коллективом.

— Верите в судьбу? Или это все-таки случайность?
— Даже не знаю, — улыбается Ольга. — Помню, когда уже работала в хоре, была в гостях у Валерия Васильевича, мы смотрели фото, и вдруг я обнаружила на одном из снимков себя в зале. Что это — случайность?

Не менее удивительно, что, имея возможность выбора и огромное количество собственных учеников, Михальченко оставил именно эту обаятельную девушку из Кургана.

— Да, мы с ним разговаривали на эту тему. Мне кажется, что он все-таки видел своим преемником мужчину, — откровенно признается Ольга. — Ну вот Денис Анциферов мог бы претендовать, но он с самого начала грезил о Москве и недолго продержался в хоре, уехал работать в столицу. Михальченко искал себе помощников и до меня, и после, но так получилось, что мне пришлось стать его преемницей.

И снова, наверное, судьба.

— Преемница собирается продолжать чтецкие программы мастера?
— Конечно. Есть идея сделать к юбилею Победы нечто подобное, объединить музыку, поэзию, солистов, хор, ансамбль, добавить видеоряд из кинохроники военных лет. Но пока это только идея.

— В конце года грядет большое событие — открытие нового органного зала. Готовитесь?
— Планируем выучить мессу и «Демественную литургию» Гречанинова и исполнить вместе с органом.

— Последний вопрос: что бы вы пожелали любимому коллективу на юбилей?
— Не унывать, прежде всего. И чтобы любовь к хоровому пению не угасла, чтобы глаза горели и было желание творить и создавать что-то новое.



Ольга Селезнева училась в Курганском музыкальном училище, в 1998 году окончила ЧГАКИ. Преподавала в Челябинской академии культуры, пела в хоре Свято-Троицкого храма. С 2001 года хормейстер камерного хора, в 2013-м возглавила коллектив.



На сегодняшний день камерный хор является одним из ведущих коллективов Челябинской филармонии, визитной карточкой Южного Урала. Хор не раз становился победителем республиканских и всесоюзных конкурсов, гастролировал во многих городах России и за рубежом (Италия, Латвия, Франция, Югославия, Венгрия). Коллектив знакомит слушателей Южного Урала с музыкой самого широкого диапазона. Многие сочинения прозвучали в его исполнении впервые или в совершенно новой интерпретации: кантата Георгия Свиридова «Памяти Сергея Есенина» в соединении со стихами Есенина, прочитанными Александром Филиппенко, «Литургия Святого Иоанна Златоуста» Константина Варгина, «Симфония псалмов» Игоря Стравинского и другие.

Фото Наиля ФАТТАХОВА и Надежды ПЕЛЫМСКОЙ