Челябинский генплан: история в четырех документах
Фото с сайта «Наш Челябинск»
Первая концепция
Впервые упорядочить застройку города предложили еще в 1838 году. Проект, выполненный землемером Сидоровым, предусматривал четкую поквартальную планировку застройки.
Особое внимание уделялось развитию Заречного района. Основными композиционными линиями стали улицы Труда (Сибирская) и Цвиллинга (Христорождественская). Главной площадью города была Соборная – ныне площадь Ярославского.
Первый генплан (1936 год)
Это первый документ, разработанный на основе советской градостроительной концепции. Оттого главной улицей стала ведущая до центральной проходной градообразующего предприятия (ЧТЗ) улица Спартака (ныне – проспект Ленина).
Предусматривалось членение города на пять административных районов, развитие общественного транспорта.
Особо ценно решение проектировщиков из Ленинградского отделения института «Гипрогор» сохранить зону отдыха в районе Шершневского бора и устроить городской бульвар на улице Коммуны.
Фото с сайта «Наш Челябинск»
Второй генплан (1947 год)
После войны проектировщикам из того же ленинградского «Гипрогора» пришлось решать проблемы выросшей промышленной мощи Челябинска – ведь на Южный Урал было эвакуировано около 60 предприятий, построены новые производственные помещения.
Потому в городе появляются несколько промышленных зон, в которые «переселялись», в частности, более мелкие предприятия из центра. Вместе с тем сохранялась историческая планировка, развивались жилые районы – Тракторозаводский, Металлургический, Ленинский.
Генплан предусматривал создание Шершневского водохранилища и парка на базе городского бора, а также зон отдыха на берегах озер Смолино и Первого.
Фото с сайта «Наш Челябинск»
Третий генплан (1967 год)
Этот документ разрабатывался уже специалистами института «Челябинскгражданпроект». Еще в 1951 году положения предыдущего генплана были скорректированы – максимальная этажность жилой застройки увеличилась до 5 этажей. Новый документ увеличивал ее до 9–16 этажей.
Кроме того, было запланировано бурное развитие Северо–Запада, где возник мощный жилой массив с новыми транспортными магистралями. Потому было принято решение о строительстве скоростных дорог, соединяющих районы (Меридиан).
Этот же генплан предусматривал начало строительства метрополитена в Челябинске.
Четвертый генплан (2002 год)
По многим причинам технико-экономическое основание нового генплана, выполненное еще в 1987 году, не дождалось принятия нового основного градостроительного документа в 1992-м. Генплан был принят на 10 лет позже, и разрабатывали его снова специалисты института «Челябинскгражданпроект».
В новом генплане еще больше внимания уделялось развитию бывших городских окраин – Северо-Запада, Металлургического района, Ленинского района. Модернизация улично-дорожной сети осуществлялась в основном за счет увеличения полосности, что в дальнейшем привело к сокращению зеленых насаждений.
К сожалению, многие разделы генплана впоследствии подвергались корректировке, что вызывало критику со стороны общественности, указывающей на непоследовательность и бессистемность развития города.
И вот 15 лет спустя разработан и представлен публике новый генеральный план. Его авторами снова стали специалисты из «Гипрогора».
Продолжение следует…