Меню

*****

«Стратегия 2020» Бориса Дубровского. Мнения депутатов и глав муниципалитетов Челябинской области

28.03.2014 11:13 24 (11736)
Представление «Стратегии 2020» главы Челябинского региона Бориса Дубровского вызвало широкий резонанс. Мы продолжаем знакомить читателей газеты «Вечерний Челябинск» с мнениями депутатов и глав муниципалитетов.

Семен Мительман, заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области, председатель комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению (фракция «Единая Россия»):

- Представленная исполняющим обязанности губернатора Челябинской области Борисом Александровичем Дубровским стратегия социально-экономического развития до 2020 года - документ объемный и по форме, и по содержанию. В нем есть анализ текущей ситуации экономики, социальной сферы Челябинской области, цели, которые мы должны достигнуть в течение ближайших шести лет, индекативные показатели, которые должны показать, насколько эти цели достигнуты.

Основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных доходов и расходов к настоящему моменту исчерпала свои возможности. В этих условиях устойчивость областного бюджета несколько снизилась за счет снижения темпов роста доходной базы с одной стороны и постоянного увеличения социальных обязательств - с другой. В связи с этим на первый план выходит решение задач оптимизации бюджетных расходов, о чем Борис Дубровский говорил, разработки мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности всех участников экономических отношений.

В течение ближайших двух лет в соответствии с посланием президента бюджеты всех уровней должны перейти на программный принцип исполнения. Представленная нам стратегия содержит четкие ориентиры по ресурсному обеспечению среднесрочных программ, оценку рисков в различных прогнозных сценариях, а также рекомендуемый алгоритм действий при их реализации. Очень важно, что данный документ носит ярко выраженный социальный характер. Это объясняется основной целью работы правительства области, Законодательного Собрания, главы региона — повышение уровня жизни жителей нашего региона, обеспечение комфортных условий того социума, в котором они находятся, увеличения продолжительности жизни до 74 лет.

Что касается основных индекативных показателей, то ими являются повышение потребительского спроса, низкий уровень безработицы, повышение уровня доступности рынка жилищного строительства.

Мы увидели, что над документом продуктивно потрудилась большая группа специалистов. Стратегия сегодня - серьезная основа для разработки среднесрочных программ, база для которой — реальное состояние экономики, и определенные стратегией индекативные показатели.

Среднесрочная программа служит ключевым механизмам, с помощью которого будет увязываться стратегическое и бюджетное планирование.

Около 40 замечаний, которые мы внесли в ходе анализа программы стратегии в составе экспертной группы Союза промышленников и предпринимателей, совместно с депутатами комитета по законодательству, были учтены.

Но хотелось бы особо отметить один из вопросов. В предложенном документе отражена демографическая яма: предполагается, что с 2016 по 2019 годы смертность будет превышает рождаемость, а к 2020 году уровень смертности и рождаемости сравняется. Этого допустить нельзя. Поэтому необходима новая программа стимулирования демографической политики Челябинской области. Тем более, что действующая программа заканчивается в 2015 году. В продолжении темы нам надо подумать об оказании помощи многодетным семьям, и не только через увеличение пособий для детей. Дети — это наше будущее, именно им управлять страной через пару десятков лет, и от нас зависит, какой мы эту страну передадим им в управление.

Юрий Карликанов, первый заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области, председатель комитета по строительной политике (фракция «Единая Россия»):

- Главный посыл стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, что человек - основа всего. Конечно, цифры, которые были озвучены исполняющим обязанности губернатора, впечатляют: рост валового регионального продукта до 1 триллиона 700 миллиардов рублей, рост обеспеченности жильем в 30 метров на одного человек, а это практически на пять метров больше, чем в настоящее время.

Мне как человеку, отвечающему за строительную отрасль, понравились посылы, касающиеся прозрачности всех строительных подрядов, которые будут существовать на территории нашей области. Некоторые проблемы в этой сфере у нас есть, а в результате страдает конкурентная среда.

Также отмечу, что в настоящее время в Челябинской области дороги строятся и ремонтируются в рамках закона о дорожном фонде, благодаря чему в эту отрасль направляются значительные денежные средства. Тем не менее, ситуация в этой сфере по-прежнему оставляет желать лучшего. И то, что исполняющий обязанности главы региона отметил, что за содержание дорог должен отвечать тот, кто их строил, посыл, на мой взгляд, правильный.

Вообще надо понимать, что любая территория только тогда имеет полноценные возможности для развития, когда развита коммуникационная доступность: чтобы товары могли свободно перемещаться, а транспортная стоимость доставки была низкая. Сегодня очень много продукции идет «на колесах», а в условиях, когда существуют трудности в железнодорожных перевозках: рост тарифов, нехватка вагонов, другие организационные неурядицы, доставка автомобильным транспортом становится более востребованной. Потому развитие дорог должно быть приоритетным направлением в стратегии.

Но есть ряд моментов в стратегии, которые лично мне пока не совсем понятны. Во-первых, на мой взгляд, рост производительности труда всего в 1,8 раза слишком заниженный показатель для нашего региона, у Челябинской области потенциал гораздо выше. В-вторых, считаю, что нужно создавать такую доходную часть, чтобы производительность труда опережала выплаты по заработной плате. А если мы будем, грубо говоря, проедать все, что зарабатываем, то это уже признак стагнации.

Сейчас необходимо разработать среднесрочную программу социально-экономического развития, затем в ежегодном режиме исполняющий обязанности губернатора будет докладывать об итогах исполнения программы. При необходимости мы будем вносить в нее коррективы, чтобы обеспечить исполнение стратегии.

Александр Журавлев, заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области, председатель комитета по социальной и молодежной политике, культуре и спорту (фракция «Единая Россия»):

- То, что исполняющий обязанности губернатора лично докладывал стратегию социально-экономического развития региона придает большую значимость этому документу. Надо понимать, что стратегия сегодня — это некие рамки, которые созданы с учетом тенденций, сложившихся за предыдущие годы, а также с учетом анализа тех ситуаций, которые могут сложиться в будущем.

Документ широко обсуждался, в него вносились разные предложения. И надо отметить, что в нем нет привычных нам индикативных показателей по каждому году. Это сделано сознательно, поскольку главным инструментом реализации стратегии будет служить программа социально-экономического развития области, в ней и будут прописаны основные индикативные показатели. Правда, скажем, в социальном блоке, ряд показателей все-таки указан, это касается здравоохранения, образования, социальной защиты, физической культуры и спорта.

Что касается предложений, то комитет по социальной и молодежной политике, культуре и спорту в первую очередь обратил внимание на необходимость разработки государственной программы поддержки многодетных семей. Ведь в стратегии есть провал в отношении демографии. Мы должны понимать, что смертность превышает рождаемость, не потому что рождаемость падает, а стимулирующие меры не помогают, а потому что сегодня количество многодетных семей составляет не более шести процентов. Проблему можно будет решить, если нормальная российская семья будет с тремя и более детьми. А для этого нужна государственная программа по поддержки многодетных семей.

В целом же практически все направления, о которых говорил Борис Александрович Дубровский в своем выступлении, это вопрос отношения. Ведь нравственным критерием, своего рода, барометром общества служит отношение к детям, ветеранам. В стратегии это учтено. Еще сюда стоит добавить отношение к инвалидам, поскольку сейчас есть много вопросов по обеспечению жильем, работой граждан с ограниченными возможностями.

Каирбек Сеилов, глава Нагайбакского района:

- Редко приходится слышать не очередной дежурный доклад, а живое, яркое выступление. В выступлении исполняющего обязанности губернатора немного чувствовалась тревога за реализацию задуманного. Но очень важно, что Борис Александрович постоянно подчеркивал - все для человека и ради человека.

Задачи поставлены масштабные — увеличить в 1,8 раза валовый региональный продукт, зарплату, продолжительность жизни до 74 лет. На мой взгляд, цифры реальные и вполне достижимые, резервы для этого в области колоссальные. Конечно, работы будет много. И руководителей всех уровней власти масштабность поставленных задач должна мобилизовывать.

Павел Аверьянов, глава Брединского муниципального района:

- Стратегия социально-экономического развития задает направление движения вперед для региона, является своего рода планом, по которому будут жить граждане.

Но хотелось бы видеть какое место в этом плане занимают сельские территории, нужно, чтобы программа развития села была шире. Думаю, сегодня пришло время обратить внимание на селян, особенно учитывая, что у нас сложилась определенная зависимость от западных продуктов питания.

При этом очень важно обращать внимание в первую очередь на такие отдаленные территории, как Брединский район, где сегодня нет ни промышленности, ни мощного переработческого комплекса, ни аграрной промышленности, например, птицефабрики. А нет по одной простой причины — непростая логистика. Ведь Брединский район расположен на расстоянии 500 километров от Челябинска, и в 300 километрах от Магнитогорска, и ни один реально здравомыслящий бизнес не будет организовывать крупное производство в столь отдаленной территории. Но ведь и у нас живут люди, хотят внимания, социальных гарантий, хотят, чтобы молодежь не уезжала из села. Но для развития нужны реальные программы поддержки государством.

Вячеслав Истомин, глава Копейска:

- Стратегия социально-экономического развития Челябинской области разработана с учетом тех новых веяний, которые в регионе сейчас происходят. И новые тенденции идут, как на мировой арене, так и в российском государстве. Финансовые потоки традиционно сконцентрированы в столицах. Если говорить о России, то это Москва, частично Питер. А на периферии все по остаточному принципу. И если провести аналогию на Челябинскую область, то так сложилось, что все финансовые потоки, инвестиции сосредоточены на Челябинске, Магнитогорске, а небольшие города остаются без внимания. И хочется верить, что все-таки малым городам будет уделяться достаточное внимание. В первую очередь я говорю о небольших городах Челябинской области, которые находятся в 100-300 километрах от областного центра. Хотя, конечно, многое зависит и от позиции местных глав.

Когда Борис Александрович Дубровский с рабочим визитом посещал в Копейск, мы озвучили несколько интересных проектов, в том числе, проект по экологии. И наши идеи были им услышаны. И подобных примеры реализации предложений с мест немало.

Самое главное, чтобы простой человек почувствовал, что власть его слышит, власть с ним разговаривает. Если в результате заявлений руководства области о строительстве детского сада или дороги, эти объекты спустя какое-то время появляются, простые жители с доверием начинают относиться к органам власти, ведь это для граждан - ощутимые вещи. Человеку много не надо: чтобы в квартире было тепло, вода была не по часам, а постоянно, чтобы крыша не текла, а во дворе было уютно. Вот такие локальные вещи и задачи, которые стоят перед нами, мы решали и их нужно решать дальше. Оценку делают жители и для этого нужна обратная связь.

Что касается совместных усилий бизнеса и власти в решении проблем, то я считаю, что на каждый привлеченный рубль главой местной администрации областной бюджет должен отвечать тем же, чтобы была мотивация глав.

Если говорить об увеличение продолжительности жизни, то добиться этого невозможно, если человек не хочет сам заниматься своим здоровьем, поэтому на муниципальных уровнях прежде всего, необходимо вести пропаганду здорового образа жизни, пропаганду спорта, физкультуры. Потому что здравоохранение – это не только больницы, это еще здоровый образ жизни, спортивные объекты, среда обитания, экология в том числе.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other