Меню

В челябинской школе создали целую психологическую службу

29.08.2019 18:06 - автор Сергей Таран
Психологи рассказывают, как подготовить ребенка к школьным стрессам.
В челябинской школе создали целую психологическую службу


В Челябинске образовательный центр «Ньютон» готовится к новому учебному году. Во всех подразделениях образовательного учреждения кипит работа – до 1 сентября остались считаные дни. Идут приготовления и в собственной школьной психологической службе. Это пока редкое явление для школ города.

Что это такое? Узнал «Вечерний Челябинск».

Состав психологической службы сразу внушает уважение: три психолога, два социальных педагога, учитель-дефектолог и учитель-логопед. По нормам 500 детей должно приходиться на одного психолога. В образовательном центре «Ньютон» сегодня 2000 школьников. Так что получается довольно весомая нагрузка.

Основная задача службы – создание благоприятного психологического климата для всех участников образовательных отношений. И для родителей в том числе.

Мы беседуем с руководителем социально-психологической службы, участником Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов-психологов, психологом высшей категории Татьяной Гариповой.

image7.jpg

– Татьяна Геннадьевна, начало учебного года – стресс?

– Родители, приводя своего ребенка в школу, тоже испытывают определенную тревогу.

– А дети?

– Однозначно! Мы идем на сопровождение для успешной адаптации и социализации деток. Важно, чтобы у ребят появлялись здесь друзья, чтобы они шли сюда как во второй дом, чтобы им здесь было уютно, чтобы они испытывали здесь положительные эмоции. А приходя домой, делились с родителями тем, что им в нашей школе понравилось.

– Дети привыкли отдыхать. А их привезли в Челябинск с берега моря, от бабушки – и отправили в школу. Им будет трудно?

– Мы называем это адаптационным периодом. Первые две недели, к примеру, оценки детям ставить не будут. Дети привыкают к режиму, к учебе.

– А есть ведь новенькие...

– Это отдельная категория. Наша задача и классных руководителей – влить вновь прибывших в классный коллектив как можно быстрее. Коллектив должен быть единым, чтобы не было изгоев в классе, одиночек. Мы их вычисляем с помощью социометрической диагностики. Но сегодня, слава богу, таких у нас нет. Причем есть такие детки-интроверты. Им нравится посидеть, поразмышлять, не находясь прямо в центре коллектива.

– Ведь учитель тоже должен быть немножко психологом, понимать детей, мотивировать их на учебу. Когда ваша служба включается в процесс? Когда возникает конфликт?

– У школьных психологов есть свой план работы на учебный год, в котором есть оценка адаптации в 1, 5 и 10-х классах. Психологи обязательно ходят в классы и проводят свою «психологическую батарею» диагностик. Сюда входит и диагностика эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей. И по этим результатам приглашают родителей для беседы, связываются с классным руководителем. Начинается индивидуальная работа с ребенком по коррекции и развитию его особенностей.

image6.jpg

– Скажите, Татьяна Геннадьевна, вам ведь и конфликты приходится разрешать?

– Конечно, школьная жизнь без конфликтов невозможна. Учитель – ученик, ученик – учитель могут не сойтись в чем-то. Мы встречаем конфликты и родитель – школа. Стараемся выслушать позиции сторон и решаем конфликт в положительной динамике. У нас есть и комиссия по урегулированию конфликтов. Чаще всего ситуация разъясняется на месте и конфликт не разрастается.

Педагог-психолог, участник всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов-психологов, психолог высшей категории Мария Урычева курирует начальные классы.

image8.jpg

– Мария Сергеевна, что вы пожелаете нашим читателям, которые скоро поведут своих детей в школу?

– Сейчас очень ответственный момент, когда родители поведут ребенка в первый класс и будут вместе с ним проживать нелегкий период. Ребенку надо адаптироваться к режиму, правилам. Когда родитель полностью поддерживает своего ребенка, то все проходит легче. Потому что он может обратиться за советом к своему родителю. При этом родители должны поддерживать и учителя, и ребенка.

image3.jpg
image2.jpg
Это не игрушки, а инструменты психологов

– Как это?

– Видеть в ребенке успехи, поощрять их, хвалить. Находить то, что у ребенка получается, и опираться на этот успех. И через призму положительного он будет исправлять то, что у него не получается. Критиковать, конечно, можно ребенка. Но очень аккуратно, осторожно, чтобы он понимал, что у него спустя какое-то время получится, ему помогут в этом. В школу, в первый класс, он приходит, чтобы научиться учиться. Все должно способствовать, чтобы включилась любознательность школьника, интерес к новому.

image5.jpg

– Какие ошибки чаще всего совершают родители?

– Во-первых, когда начинают сравнивать своего ребенка с другим ребенком. «Вот у Васи это лучше получается, чем у тебя!» И здесь сразу закладывается ситуация неуспеха. «У меня ничего не получится. Родителю этот ребенок больше нравится, чем я!» Это ошибка родителей, они не воспринимают ребенка таким, какой он есть. Отсюда обиды, недопонимание.
  
Во-вторых, когда родитель некорректно отзывается об учителе – том человеке, который большее количество времени находится в школе. Здесь закладываются двойные стандарты. Учитель его учит, вызывает в нем уважение. А дома другое происходит. Ребенок в замешательстве. Авторитет учителя должен поддерживаться и родителями. Бывают конфликтные ситуации, но их надо решать без присутствия ребенка.

image1.jpg

Педагог-психолог Дарья Владимировна Орлова работала в муниципальной службе. Но от карьеры чиновника отказалась, выбрала живое общение с ребятами. Зона ее ответственности – среднее звено учащихся.

– Эта работа мне нравится своим быстрым результатом. Это видно сразу. Приходит к тебе ребенок тревожный, с какими-то проблемами внутренними. Начинаешь работать – и получаешь результат, если у ребенка проходит тревога, выстраиваются отношения в классе.

– Что бы вы посоветовали родителям, у которых дети уже учатся в среднем звене?

– Главный совет-пожелание – не терять доверия у ребенка. Для этого нужно поддерживать теплые отношения в семье. Если подросток попадает в какую-то трудную жизненную ситуацию – в силу возрастных особенностей обратится в первую очередь к своему товарищу-ровеснику, который разделяет его проблемы. Но и родители должны доброжелательно относиться к ребенку, показывать свою готовность прийти на помощь. Всегда разговаривайте с детьми, хотя бы выслушивайте. И вы найдете душевный контакт.


Фото Дмитрия Куткина