Меню

В Челябинске состоялся круглый стол на тему «Челябинскую область ждет водный кризис?»

26.03.2014 10:45 23 (11735)


В мире питьевая вода давно в дефиците. По данным ЮНЕСКО, до 76 процентов населения планеты страдают из-за отсутствия нормального водоснабжения. Способен ли мировой водный кризис достигнуть Челябинской области, или мы находимся в благословенной точке на глобусе? Когда-то самым простым считалось напоить человека свежей водой. А так ли обстоит дело сегодня на Южном Урале? На эти и другие вопросы попытались ответить эксперты на круглом столе, посвященном вопросам водоснабжения и водоотведения.

Стакан третьеклассной воды

В Челябинской области реки — главные источники питьевого снабжения. Увы, они же и место стоков, сбросов. Не случайно сегодня под особым вниманием находится 24 водных объекта, а качество воды проверяется в 54 контрольных створах. В том числе на реках Миасс, Ай, Уфалейка, Уй, Урал и других. Почти везде обнаруживаются удручающие следы «хозяйствования» больших и малых предприятий.

По словам представителя мин-экологии Татьяны Максимовой, основными источниками загрязнения являются металлургические предприятия. К примеру, ММК сбрасывает 386 миллионов кубов грязной, отработанной воды, МУП «ПОВВ» — 144,8 миллиона кубов и так далее.

Но больше всех достается реке Миасс. И если до Челябинска она характеризуется как «умеренно загрязненная», то после Челябинска река «грязная» и «очень грязная». В черте города в Миасс сбрасываются бытовые и производственные стоки. Только сточных вод поступает в реку по 41 выпуску — с очистных сооружений и коллекторов. После МУП «ПОВВ» в этой деятельности «Мечел» находится на втором месте.

Но еще до подхода к городу Миасс получает приличную порцию загрязняющих веществ. Есть такая река Сакалга. Она загрязнена тяжелыми металлами и сульфатами вследствие многолетней добычи колчедановых руд на территории Карабаша. Там же работает медеплавильный комбинат и тоже имеет отходы. Сакалга является основным загрязнителем Аргазинского водохранилища, вода из которого поступает в Шершневское водохранилище и соответствует третьему классу, то есть «очень загрязненная».

— У нас действует программа «Чистая вода», но она пока не реализована полностью, — говорит начальник отдела надзора по коммунальной гигиене управления Роспотребнадзора Галина Романова. — Загрязнение воды Миасса происходит. Правда, мы нашли химические элементы только в донных отложениях. Отмечается биологическая потребность в кислороде воды. Это говорит о том, что у нас загрязнены берега. Недостаточно очищены сточные воды, которые сбрасываются канализацией и очистными сооружениями. В целом по Челябинску вода микробиологическим нормативам соответствует, за редкими исключениями, когда случается паводок или цветение.

В Челябинске лучшие очистные

— Главным и единственным источником питьевой воды является Аргазинское водохранилище, — взяла слово начальник санитарной службы МУП «ПОВВ» Валентина Аксенова. — Нам не повезло, что на пути воды из Аргазинского водохранилища в Шершневское находятся несколько объектов биологической очистки и бытовых сточных вод. Все они сбрасываются в реку Миасс. Причем в Полетаево и Кулуево сбрасывают воду с недостаточным комплексом очистки. С каждым годом техногенная нагрузка на наше водохранилище увеличивается. Еще пять лет назад вода в зимний период всегда отвечала всем нормативам источника питьевого водоснабжения. Но в последние два-три года мы отмечаем высокие показатели по бактериологической загрязненности. Три недели назад выявили высокий уровень бактериологического загрязнения Шершневского водохранилища.

По словам Аксеновой, в Челябинске проводят первичное и вторичное хлорирование воды. Опасно ли это? Специалист считает, что опасны хлор-органические соединения. А население получает качественную воду во все периоды года.

— От солей тяжелых металлов мы очищаем со значительным запасом, — заявила Аксенова. — Наши очистные сооружения принимают сточные воды Челябинска. После сброса по многим показателям они чище, чем до сброса. Наша вода является разбавителем. Правда, у нас есть превышения по органическим веществам. Наши очистные сооружения являются одними из лучших в стране.

Замедленная бомба городов области

Копейск

— У нас 85 процентов закрывает централизованное водоснабжение, — говорит глава Копейского городского округа Вячеслав Истомин. — А часть жителей использует скважины, колодцы. Территория города протянулась на более чем 60 километров, где имеется большое количество поселков.

Город снабжается водой из Челябинска по двум «веткам». Но он стремительно развивается, и дефицит воды уже сказывается. Не лучше обстоит дело и с качеством воды, на которое влияет удручающее состояние сетей водоснабжения и водоотведения. Из них около 80 процентов нуждается в срочной замене. Сейчас стараемся ремонтировать сети при любой оказии. Ведь в городе не было ни поквартальных задвижек, ни гидрантов. Раньше, чтобы устранить небольшое повреждение на водоводе, приходилось перекрывать полгорода. Копейск быстро развивается, застраивается. Здесь квартиры на 30 процентов дешевле, чем в Челябинске. Да, важно, что имеется транспортная доступность. Но нам скоро будет не хватать воды. Поэтому необходимо строительство еще одного водовода. Для этого у нас есть собственная программа «Чистая вода» до 2020 года.

Однако в Копейске за последнее время добились определенных успехов.

Население стало понемногу забывать такое понятие, как «сухой четверг». Старая проблема «двоевластия» на водоснабжении постепенно решается.

— По большому счету, неважно, частная или муниципальная форма собственности водоканала, — комментирует Вячеслав Истомин. — Но, опираясь на опыт городов, мы приняли решение о создании МУПа, поскольку уже кончились сроки договоров с частником. Пока мы находимся в состоянии судебной тяжбы. На «воде» должен быть единый оператор, а на субподряде может работать любое предприятие.

Златоуст

— У нас в городе несколько водохранилищ, — рассказывает начальник управления ЖЭК Златоуста Дмитрий Брыкунов, — в том числе большое Тесьминское водохранилище. Но стоял вопрос качества воды в Заводском районе. Сегодня «Златмаш» уже реализовал свою инвестпрограмму: построена насосная станция, введены в эксплуатацию дополнительные отстойники, налажена очистка химическими реагентами. Но остается проблема с открытой системой сброса. Есть проблемы с разделением водоснабжения. Исторически сложилось так, что очистные сооружения были ведомственные, принадлежали металлургическому заводу. Естественно, они не обрабатывали весь объем стоков. Половина очищалась, половина сбрасывалась. На сегодняшний день проведен комплекс работ. Начато строительство самотечного канализационного тоннеля. Разработан проект строительства новых очистных сооружений.

— В городе сети изношены на 80 процентов, — вступает в беседу директор ООО «Златоустовский водоканал» Алексей Крутолапов. — Перепад давления при подаче воды приводит к авариям. Нам срочно требуются регуляторы давления. Нужны новые очистные сооружения. Но более всего нужны тарифы, в которых была бы заложена возможность модернизировать хозяйство.

Кыштым

— На сегодняшний день вода в Кыштыме очень хорошая, — оптимистично заявляет директор МУП «Кыштымводоканал» Василий Фоменко. — Водозабор осуществляется из чистого озера Сугомак. Правда, в паводковый период мы не всегда обеспечиваем нормативную цветность воды. В городе более 150 секторов, где имеются колонки. Особую проблему создают колонки тупиковые, потому что там нет активного водоразбора. Очистка у нас классическая — через контактные осветлители и обеззараживание, как и везде, хлором. Но нам очень бы хотелось уйти от хлора. Сегодня возможен мембранный гидролиз воды. Но установка для наших объемов не по карману — восемь миллионов рублей. Даже в лизинг не потянем. Очистные сооружения у нас эксплуатируются более 30 лет и уже не соответствуют современным требованиям. Требуется капитальный ремонт. Но даже частичная остановка невозможна. Прорабатывали альтернативный вариант. Можно построить новые очистные сооружения для объема в 15 тысяч кубов в сутки. Такой объект, полностью автоматизированный, уже работает в Нижнем Тагиле. Обслуживает его всего один человек. Качество сбрасываемой воды соответствует водоемам рыбохозяйственного назначения.

В Кыштыме, как и во многих городах региона, очень большой износ сетей. Что с этим делать?

— Идей для развития много, — говорит Фоменко. — Но тех средств, которые заложены в тарифе, хватает, по сути, только на латание дыр. Мы своими силами пытаемся проводить автоматизацию канализационных насосных станций, чтобы выровнять нагрузку очистных сооружений.

Жаль, что программа «Чистая вода» потихонечку сворачивается. Своими силами нам не справиться. По сути дела, все водоканалы — бомба замедленного действия. Требуется произвести серьезные капиталовложения в ремонт сети водоснабжения. Она уже рвется. Много аварий. И я считаю — это только начало.

Сатка

— Наше предприятие разработало программу природоохранной деятельности вплоть до 2020 года, — делится опытом начальник отдела защиты окружающей среды Группы «Магнезит»Олег Пономарев. — В ней предусмотрено снижение воздействия на водные объекты. Результат этой программы — ликвидирован один из сбросов. Построили оборотную систему. И теперь вода из шламохранилища никуда не попадает. На самом шламохранилище сегодня установлена система обезвоживания. В результате получается неплохой закладочный материал. Теперь объекты четвертого класса опасности можно закладывать в пространство шахты.

Шахтная вода — проблема. Она имеет повышенный соляной состав.

Сегодня в Сатке проходит тендер по очистке шахтных вод. Выбирают предпринимателя, которому поручат заниматься большим объемом — до 10 миллионов кубов в год. Эту воду планируют использовать для нужд предприятия. Часть отдаем энергосистемам нашего городского предприятия. А после внедрения системы очистки здесь смогут исключить водозабор из реки Большая Сатка.

— На природоохранную программу у нас потребуется более 500 миллионов рублей, — говорит председатель совета директоров ОАО «Комбинат «Магнезит» Леонид Урмашов. — Такие средства найти непросто. Хотелось бы получить поддержку от государства. Мы бы не отказались и от налоговых льгот на имущество, и от снижения ставок пошлин. Это предложение. Если бы нас поддержали депутаты Заксобрания, в минэкологии, то тогда ситуацию получится исправить.

Промышленность хочет увидеть...

— Наше предприятие ориентировано на выполнение природоохранных мероприятий, — присоединяется к разговору заместитель начальника по промышленной безопасности и природоохранной деятельности ОАО «ЧМК» Александр Сосунов. — Все наши инвестиционные проекты сопровождаются экологическими моментами. В том числе и по сокращению водных проблем. Мы строим оборотные циклы, чтобы уменьшить объем сбросов. На эти цели тратится около 50 — 60 миллионов рублей в год . Сегодня привлечены научные организации из Екатеринбурга по выявлению наших проблем, которые мы не видим. Эта работа идет. Результатом будет ряд серьезных мероприятий.

...а прокуратура замечает

По словам помощника челябинского природоохранного прокурора Ольги Мишиной, часто у предприятий области отсутствуют разрешения на водопользование, либо на забор из водных объектов, либо на сброс туда же.

— Органы местного самоуправления уделяют недостаточно внимания очистным сооружениям, — добавляет чиновница. — Плохая ситуация с очистными сооружениями в Коркино. И не только там требуется модернизация. А мы привлекаем к ответственности за недостаточно очищенные воды. Еще проблема — часто меняются организации, осуществляющие водоснабжение и водоотведение. Износ инженерных сетей уже отмечали. Но ведь есть и неучтенные хозяйственные сети. Такая ситуация сложилась на бывшей площадке лакокрасочного завода. Сегодня проводится проверка по поводу незаконного сброса. То же происходит на территориях памятников природы. Например, в Каштакском бору от жилого дома тянется канализационный коллектор, который идет по территории леса. Прокуратура будет реагировать.

* * *

Вот такая получается картина с водой. Не просто дать пить на Южном Урале, а хотелось бы, чтобы по городам и весям имелась возможность наполнить стакан чистой водой.

Фото Вячеслава НИКУЛИНА