Меню

Дмитрий Альтман: «Будем относиться к пациентам как к близким родственникам»

26.03.2014 10:06 23 (11735)


Старейшее медицинское учреждение Южного Урала на пороге перемен. Грядущие изменения повысят доступность и качество медицинской помощи. Акцент планируется сделать на развитие хирургических отделений и реанимации.

В начале марта Челябинскую областную клиническую больницу возглавил заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии Южно-Уральского медуниверситета, председатель Медицинской палаты Челябинской области Дмитрий Альтман. До назначения Дмитрий Александрович почти 20 лет руководил областным клиническим терапевтическим госпиталем ветеранов войн. Какие традиции этого лечебно-профилактического учреждения унаследует главная клиника региона? Ожидается ли объединение госпиталя и ЧОКБ? Каким направлениям планируется уделить первоочередное внимание? Об этом Дмитрий Альтман рассказал журналистам на своей первой пресс-конференции на новом посту.

Этический кодекс врача

— Дмитрий Александрович, как вы оцениваете потенциал Челябинской областной больницы?
— Для любой больницы главное — это материально-техническая база и кадровый потенциал. Нашу клинику всегда поддерживает областная администрация, региональное правительство. Кроме того, за последние годы благодаря модернизации и другим национальным проектам материально-техническая база нашей клиники обновилась. Только в прошлом году больница получила новую медицинскую технику на сумму 428 миллионов рублей. Казалось бы, цифры серьезные. Но надо учитывать нагрузку материальную и техническую. Судите сами: ежедневно в стационаре проходит лечение порядка тысячи пациентов, столько же приезжает в поликлинику, добавьте к этому две тысячи сотрудников. Коэффициент износа очень высокий. К сожалению, вынужден признать: сколько бы средств ни вкладывалось в здравоохранение, их всегда не хватает.

Вторая важная составляющая — кадры. В больнице сложились очень хорошие традиции: наставничество, университетские кафедры, профессура. Меня восхищают яркие молодые и очень талантливые доктора, которые пришли в медицину. С большим удовольствием констатирую: с таким коллективом можно строить планы и воплощать их в жизнь.

Еще один вопрос — сервисное обеспечение. В первую очередь речь идет об условиях пребывания пациентов и персонала. Здесь есть над чем работать.

— Какие вопросы, на ваш взгляд, требуют первоочередного решения?
— Один из приоритетов — маршрутизация пациентов внутри корпусов и внутрибольничная логистика. Речь идет о том, чтобы пациент с минимальными временными и физическими затратами мог добиться результата, ради которого он прибыл в наше учреждение. Этим вопросом мы сейчас начали заниматься.

Конечно, дисциплина, корпоративная культура, взаимоотношения между пациентами и врачами — все должно быть на уровне. Чрезвычайно тонкий момент — профессиональная этика. К сожалению, сегодня в большинстве медицинских учреждений, да и в целом в профессиональном сообществе, этот момент отчасти утрачен. Недопонимание между медицинским сообществом и пациентами не всегда позитивно влияет, в том числе на исход лечения. Я говорю об этом как председатель Медицинской палаты Челябинской области. Наша задача — формировать этический кодекс врача, создавать условия для повышения привлекательности профессии.

В традициях госпиталя

— Вы работали в госпитале ветеранов войн. Какие традиции этого учреждения, на ваш взгляд, может унаследовать Челябинская областная больница?
— Пожалуй, одна из самых главных — чувство коллективизма. В нашей профессии это особенно важно. Когда работаешь в условиях огромной многопрофильной больницы, нельзя обосабливаться в стенах своего отделения. В любую секунду может потребоваться помощь коллег, и врач должен четко знать, какого специалиста необходимо пригласить.

Во-вторых, корпоративная культура. У каждой больницы должно быть свое лицо, узнаваемое и понятное для всех, кто обращается в клинику.

— Госпиталь ветеранов войн имеет статус клиники, доброжелательной к пациентам.
— В госпитале ветеранов войн я всегда говорил сотрудникам: «Давайте будем относиться к нашим пациентам как к самым близким родственникам». Потому что мы работаем с пожилыми. А это особые люди. Это наши родители, это те, кто нас когда-то учил, защищал. Могу сказать, что мои принципы не изменились. В областной больнице я вижу великолепных врачей, настоящих гуманистов. Убежден — наша клиника тоже будет доброжелательной по отношению к пациентам.

А для того чтобы настроить обратную связь, в ближайшее время планируем проводить анкетирование пациентов во всех отделениях стационара и в поликлинике. В госпитале такая работа у нас была отлажена.

— Сегодня активно обсуждается вопрос оптимизации в социальной сфере, в частности укрупнение образовательных, медицинских учреждений. Может ли в перспективе госпиталь войти в состав областной клинической больницы?
— Больницы, которые находятся на территории Медгородка, в той или иной степени связаны общей системой жизнеобеспечения. Кроме того, у пациентов терапевтического госпиталя на сегодняшний день появились дополнительные возможности для получения хирургической помощи в отделениях областной клинической больницы. В случае укрупнения можно оптимизировать административно-управленческий аппарат, что немаловажно в условиях дефицита финансирования отрасли.

Но никаких официальных решений о слиянии двух учреждений нет. Я впервые об этом слышу. Это информация на уровне кухонных слухов.

В ближайшее время начальником госпиталя ветеранов войн будет назначена Татьяна Михайловна Василенко. Это, без сомнения, достойнейший человек и специалист. Татьяна Михайловна более 17 лет проработала в госпитале, была моим первым заместителем. Она пользуется безграничным уважением и любовью как пациентов, так и персонала.

Помощь на максимальном уровне

— Каким направлениям в областной больнице планируете уделить особое внимание?
— На мой взгляд, акцент нужно делать на развитие оперблоков, хирургических отделений и реанимации. Нужны суперсовременные, оснащенные по последнему слову техники операционные, в которых будут работать наши доктора. Кроме того, никто не запрещает нам приглашать специалистов из других городов России и из-за рубежа.

В нашей клинике почти 70 процентов пациентов хирургического профиля. Больным с острым коронарным синдромом, с различными цереброваскулярными расстройствами, с нейрохирургической патологией оказывается высокотехнологичная медицинская помощь. Поэтому хирургия как главная составляющая нашей больницы требует активных финансовых вливаний. Я — перфекционист. Мне всегда хочется, чтобы мы не на словах, а на деле были самими лучшими, поэтому поднимаю планку на максимально высокий уровень.

— Во многие лечебные учреждения региона поступает высокотехнологичное оборудование, однако не везде оно работает. А как обстоят дела в областной больнице?
— Я тоже слышал о таких проблемах. Но в нашей клинике нет простаивающего оборудования. Вся дорогостоящая техника, приобретенная по программе модернизации, национальным проектам и дополнительным ассигнованиям, которые выделяло правительство Челябинской области, работает. В больнице никогда не приобретают оборудование, не имея при этом подготовленного специалиста. Это наше кредо.

— Дмитрий Александрович, вы говорите, что в больнице находятся кафедры медицинского университета. Как строится сотрудничество с вузом. Есть ли совместные проекты?
— Ведущая клиника Челябинской области на протяжении многих лет активно работала с медицинским вузом. К сожалению, в последнее время лучшие традиции такого сотрудничества, на мой взгляд, были несколько утрачены. На прошлой неделе мы встречались с ректором Южно-Уральского медицинского университета, членом-корреспондентом РАМН, профессором Ильей Ильичом Долгушиным. Договорились об активизации совместной деятельности. Симбиоз науки и практики может привести к положительным изменениям, в первую очередь — к повышению качества медицинской помощи жителям Челябинской области. И у нас есть желание сотрудничать в научном плане, проводить совместные конференции, обучающие семинары и форумы для докторов Южного Урала.

Как уйти от очередей

— В поликлинику ЧОКБ ежедневно приезжает около тысячи жителей из городов и районов Челябинской области. Как решаете проблему очередей?
— Приходится оптимизировать административно-управленческий механизм, чтобы люди не толпились на небольших площадях поликлиники. На протяжении последних лет активно внедряются технологии электронной записи. Если поначалу люди практически не пользовались этой технологией, то сейчас мы с удовольствием констатируем: к концу прошлого года 30 процентов пациентов записывалось к врачу через Интернет. В больнице есть кол-центр, многофункциональный телефон, по которому можно записаться на прием. Наша задача, чтобы 97 — 98 процентов пациентов обращались по предварительной записи. Тогда возможности для получения специализированной помощи будут существенно выше. И самое главное — это позволит максимально избавить людей от «вечной» проблемы очередей.

— Планируете расширять спектр платных услуг?
— Примерно десять процентов от общего числа пациентов составляют челябинцы. В основном у нас лечатся жители городов и районов области по направлениям докторов с территорий. При этом каждый желающий может обратиться в областную больницу — в таком случае консультация будет платной. К сожалению, люди иногда не могут получить консультативные и диагностические услуги в поликлинике по месту жительства, поэтому вынуждены обращаться за платной помощью. Скажу честно, я не очень приветствую возмездное оказание услуг, но в рамках действующего законодательства это допустимо.

— Дмитрий Александрович, вы не боитесь, что на новом посту у вас не будет возможности заниматься практикой, консультировать пациентов?
— В свое время, когда меня назначили начальником госпиталя ветеранов войн, такой же вопрос мне задавали коллеги. Тогда я принял решение постараться сохранить себя как доктора. Я очень люблю свою профессию. Поэтому и сейчас буду стараться по возможности, как это делал в госпитале, консультировать больных, находить время, чтобы поговорить с пациентом, кого-то ободрить, кому-то помочь и психологически, и как специалист — профессор кафедры неврологии.

Фото Вячеслава НИКУЛИНА