Меню

Какова ситуация на мясном рынке Южного Урала?

21.03.2014 10:42 22 (11734)


Чего нам хватает для соблюдения продовольственной безопасности и над чем еще предстоит работать? На эти вопросы попытались ответить эксперты на встрече с журналистами. Примечательно, что на дворе стоял международный День без мяса.

Когда кормят Америки

— Каждый россиянин съел в 2013 году мяса больше медицинской нормы, — заявил директор департамента животноводства Минсельхоза РФ Владимир Лабинов на недавнем совещании в Брянске.

Действительно, в прошлом году, по данным Роскомстата, каждый из нас съел 75,5 килограмма мяса при медицинской норме 75 килограммов. Это, конечно, результат хороший. Но, по мнению специалистов, в структуре питания доля говядины снизилась, когда другие виды мясной продукции, наоборот, значительно возросли. А как обстоит с этим у нас, в Челябинской области? Начальник управления регионального минсельхоза Александр Завалищин считает, что рынок мяса на Южном Урале представлен широко.

— Мы и сами производим и завозим достаточно большой объем мяса, — говорит Александр Васильевич. — Объем производства в живом весе у нас достигает 421 тысячи тонн.

Но живых животных в розничную сеть у нас не поставляют. Поэтому вернее говорить об «убойном выходе товаров». Термин понятен каждому. Так вот в прошлом году в области произвели 301 тысячу тонн «убойного» мяса. В целом от общего объема потребления это только 74 процента. Чтобы покрыть такую большую нехватку, область вынуждена привозить мясо из других регионов страны. Кормимся и заграничным продуктом.

— Поставщики по мясу птицы имеют широкую географию, — говорит Алесандр Завалищин, — это США, Бразилия, Дания, Турция, Аргентина, Франция, Польша.

Говядину нам привозят из Бразилии, Уругвая, Мексики, США, Парагвая, Германии, Аргентины, Никарагуа. Есть поставщики и свинины. Везут ее из США, Бразилии, Ирландии, Венгрии, Чили, Франции и даже Канады. Рыба поступает из Норвегии, Китая и Чили.

Вот такая обстановка в смысле продовольственной безопасности. И в свете объявленных санкций против России мы можем увидеть, что взаимовыгодное международное сотрудничество у нас налажено. Кто кого кормит, еще надо посмотреть. Однако хотелось бы эти недостающие мясные 26 процентов производить у себя. Так спокойней.

В среднем из России на Южный Урал в этом году поступило 50 тысяч тонн мяса. Это примерно 12 процентов от всего импорта. Из зарубежья привезли 101,7 тысячи тонн мяса.

Говядины мы произвели в живом весе 51 тысячу тонн, или 31 тысячу тонн в убойном весе. Это против импортных 48 тысяч тонн. В целом же южноуральцы съедают говядины в объеме 80 тысяч тонн. Примерно 61 процент от этой цифры составляет импортная говядина.

Говядину вытесняет курятина

Почему говядины производится мало — вопрос обширный. Предприниматели пока не очень охотно берутся выращивать крупный рогатый скот, запинаясь о множество причин. Но спрос есть. Значит, в скором времени будет и предложение. А пока производители мясной продукции ощущают дефицит.

— На что хотелось бы обратить внимание. Это боль наша — огромный рост цен на мясное сырье за последние два месяца, — говорит генеральный директор ООО «Челябинский мясоперерабатывающий завод «Вюрст» Олег Бацан. — Для того чтобы производить качественный продукт, нам, естественно, нужно мясное сырье. Если цена на него возрастает, то растет и цена продукта. Для производителя в последнее время, крупного и мелкого, сейчас особенно тяжело, потому что цены на импортное сырье взлетели в разы. Необходимо наращивать собственное производство говядины. Думаю, что резкого роста цены на колбасы не будет. Можно положить на полку супермаркета колбасу и за 1000 рублей, но кто ее купит? Рынок диктует свои условия.

— Потребление мяса в России сложилось на уровне 74 килограммов на человека в год, — отмечает заместитель руководителя службы государственной статистики Ольга Лосева. — В неделю наш гражданин съедает 1,5 килограмма мясных продуктов. Рациональные нормы по медицинским стандартам — 70 — 75 килограммов на душу населения.

По мнению чиновницы, в нашем регионе нехватка одних видов мяса компенсируется другими. В основном за счет мяса птицы. В 2013 году самообеспечение области составило 114 процентов. Причина — производство птицы с 2009 года по 2013-й выросло на 70 процентов.

Вот как выглядит структура потребления мяса южноуральцами: птица — 50 процентов, говядина — 30, 20 — остальные виды мяса. Уровень самообеспечения принято высчитывать по формуле «отношение производства к внутреннему употреблению». Недавно эта цифра достигала 82 процентов.

Но есть достижения. Жители нашей области употребляют на четыре килограмма больше, чем в среднем по УрФО. Однако Челябинская область по производству мяса занимает в стране 30-е место.

— Если говорить по рыбе, — говорит Ольга Лосева, — то среднедушевое потребление сегодня составляет 14 килограммов, хотя по медицинским показаниям нужно 18 — 22 килограмма. В среднем по России потребление рыбы растет и составило уже 17 килограммов. По уровню потребления рыбы и морепродуктов Челябинская область занимает 43-е место.

Бюджеты домашних хозяйств обследовали. В среднем на покупку продуктов питания у южноуральцев тратится 3113 рублей. Четвертая часть расходов идет на продукты питания. 30 процентов приходится на покупку мяса и мясопродуктов.

Вегетарианцы все-таки не правы

Едоки бывают разные. Вот кого потянуло на огурчики, кого — на сыроядение. А в принципе можно ли отказываться от мяса?

— Отказ на одну-две недели от употребления продуктов животного происхождения не очень отразится на здоровье, — комментирует врач-диетолог медицинского центра «Лотос» Оксана Мальцева. — Даже в какой-то степени приведет к очищению организма. Но полный отказ от мясных продуктов все-таки нецелесообразен. Мясо и рыба у нас основной источник питательных элементов, белков, жиров. Белки — основной строительный материал в организме, который участвует в формировании мышечной ткани, гормонов, антител, клеток крови. Поэтому отказ от мяса приводит к различным патологическим состояниям. Некоторые говорят, что компенсируют это за счет растительной пищи. Но усвоение белка растительного происхождения идет на уровне 30 процентов, а белка животного происхождения — 70 — 90 процентов. Белки состоят из аминокислот. Есть аминокислоты, которые не синтезируются в организме, а поступают только с продуктами питания. Они называются незаменимыми. При отсутствии хотя бы одной незаменимой аминокислоты могут запускаться патологические процессы, которые ведут к нарушению центральной нервной системы, обменных процессов, образования крови. Как следствие развиваются анемии. Симптомы последствий неправильного питания различны. Наблюдаются ухудшение кожи, выпадение волос, ослабление памяти. Появляется ничем не мотивированная раздражительность.

И конечно, существует категория людей, которым категорически противопоказан отказ от продуктов животного происхождения. Это дети, беременные и кормящие женщины, пожилые и страдающие хроническими заболеваниями люди.

— Должны быть изменения структуры питания, — считает Александр Завалищин. — Нам нужна пропаганда говядины как самого качественного продукта питания и полезного. Поэтому сегодня составляется программа минсельхоза по развитию животноводства.
 

 

 

 

 

 

 

По данным регионального минсельхоза, у нас в области такие показатели по 2013 году. Свинины мы произвели в живом весе 78 тысяч тонн. В убойном весе — 58 тысяч тонн. Импорта поступило тоже 58 тысяч тонн — ровно половина.

И вот еще любопытная цифра: по потреблению на душу населения норма 73 килограмма любого мяса, а фактически вышли на 111 килограммов. Как на самом деле питается каждый, понятное дело, немного другая картина. Но в среднем это выглядит так.

 

По говядине норма — 25 килограммов. Фактически — 22 килограмма.

 

 

 

По структуре потребления говядина составляет 20 процентов, свинина — 28 процентов, 51 процент составляет птица. По России цифры такие же: говядина — 13 процентов, свинина — 26, птица — 60 процентов.

По свинине норма 14 килограммов. Фактически — 32 килограмма.

По птице норма 29 килограммов. Фактически — 57 килограммов.

Птицы произвели 283 тысячи тонн. По убойному весу — 212. И 44 тысячи тонн еще завезли, хотя потребляем в области всего 206 тысяч тонн, что составляет 21 процент от общего потребления.

Теперь о рыбе. В краю озер на стол южноуральцев ее подают крайне мало. Падает производительность. Собственный улов в области в 2010 году составил 6,5 тысячи тонн. Это в пределах лишь 10 процентов от потребности. В прошлом году произвели 4,2 тысячи тонн, что покрыло только шесть процентов нашего аппетита. Так что рыбные проблемы у нас большие.

 

 

— Сегодня мы принимаем рыбопроизводство от минэкологии, — говорит Александр Завалищин. — Будем расшифровывать эту деятельность по каждому предприятию, чтобы обеспечить показатель. В основном рыба у нас завозится из других регионов. Есть поставки из Китая, Норвегии и даже Чили.