Меню

Уральское, россыпное, брусницынское

14.03.2014 12:34 20 (11732)




Льва Иваныча, такого же известного на Урале, как Мамин-Сибиряк и Ельцин, называют Колумбом российского золота.

Однажды при осмотре проб из очередной штольни на Петропавловской фабрике Лев Брусницын обратил внимание, что крупинки золота имеют какой-то необычный цвет. Дело было в начале XIX века, а тогда добывали только так называемое жильное золото, раздробив горную породу в порошок, а затем промывая ее.

Похштейгер (горный мастер) Брусницын также заметил, что на золотых крупинках почему-то нет следов деформации от дробления. И Лев Иванович предположил, что они добыты не из шахты, а из россыпного месторождения.

На Урале, да и вообще в Российской империи таким образом золото еще не добывали. Никто и подумать не мог, что такое возможно! Естественно, что горному мастеру никто не поверил, но он отправился на место слияния рек Березовки и Пышмы и собственноручно намыл там за месяц три фунта (полтора килограмма) чистого золота!

Вот тогда-то, в 1820-е годы, и был дан старт российской золотой лихорадке.

*  *  *

Способ добычи этого металла, предложенный Брусницыным, был в десятки раз дешевле, чем рубка породы в штольнях. Грубо говоря, лоток, лопата — и старатель мог обеспечить себе и своей семье безбедную жизнь. Вскоре золотые россыпи были открыты в ряде других районов Урала.

К слову сказать, Вознесенская горка в центре Екатеринбурга, где сегодня поднялся Храм-на-Крови в честь царственных страстотерпцев, в те времена была вдоль и поперек изрыта старателями.

В конце концов добыча золота шахтным способом вообще прекратилась, а разработка золотых россыпей позволила России выйти на невиданные рубежи: к 1845 году в стране добывалось 47 процентов мирового золота!

Впрочем, не сказать, что за свое открытие, ставшее переломным в отрасли, Лев Иванович был обласкан начальством и властями.

Известно, что он родился в 1784 году, был сыном мастерового. Брусницын обучился грамоте и благодаря своим способностям к 23 годам стал сначала десятником, похштейгером, а затем и «смотрителем по золотому производству» Первопавловской фабрики.

С 1795-го работал на Екатеринбургских золотых приисках промывальщиком, а затем горным мастером. Он прожил скромную и тихую жизнь, умер в 1857 году и похоронен на Ивановском кладбище Екатеринбурга. Могила Льва Ивановича неизвестна.