Меню

Назад в прошлое. Нужна ли в России смертная казнь?

05.11.2019 11:20 - автор Ирина Яббарова

Челябинские эксперты обсуждают эту тему с точки зрения права, религии и реальной правоприменительной практики. 



Назад в прошлое. Нужна ли в России смертная казнь?


По итогам недавнего опроса, проведенного информационным агентством Regnum, 71 процент респондентов ответили на этот вопрос утвердительно. По их мнению, есть определенная категория преступлений, которая заслуживает высшей меры.

Разговоры о необходимости отмены моратория на смертную казнь, который был введен в 1996 году в России, вспыхнули с новой силой после жестокого убийства 9-летней школьницы в Саратове. Но насколько готова к этому наша судебная система, общество в целом? Насколько велика судебная ошибка при вынесении приговора? Эти и многие другие вопросы лежат не только в правовой плоскости, но и в морально-этической.

Многие россияне убеждены: мораторий никак не сказался на снижении преступности в стране, да и российская правоохранительная система не особо эффективна в борьбе с ней. Так, кстати, считают 24 процента россиян, принявших участие в опросе Regnum, а 41 процент опрошенных убеждены: эффективность правоохранителей в борьбе с преступностью невелика.

Любопытно, что в середине октября аналогичный опрос проводился в паблике Государственной Думы «ВКонтакте». В нем приняло участие более 150 тысяч человек. И более 78 процентов опрошенных ответили утвердительно на вопрос: «нужно ли вернуть смертную казнь для убийц детей и педофилов». И лишь 18,5 процента граждан не считают нужным возвращения высшей меры. При этом поддерживающие смертную казнь свою позицию аргументируют просто: законопослушные налогоплательщики не должны содержать опасных преступников. Что касается пресловутой судебной ошибки, то и ее, по мнению некоторых россиян, вполне можно избежать.

«Думаю, что судебную ошибку можно исключить путем отсрочки исполнения приговора, например на 5–10 лет, для опровержения необоснованного обвинения это вполне приличный срок...», – говорится в одном из комментариев.

Кстати, за отмену моратория высказались и некоторые депутаты Госдумы, среди которых справедливоросс Сергей Миронов, коммунист Ольга Алимова, единоросс Евгений Примаков. Правда, чуть позже Госдума открестилась от опроса. По словам советника спикера нижней палаты федерального парламента Анастасии Кашеваровой, установку проводить среди россиян такой опрос никто не давал, это исключительно инициатива эсэмэмщиков группы в социальной сети.

Как бы там ни было, за отмену моратория на смертную казнь все-таки выступают, в основном это рядовые россияне, а вот те, кому по долгу службы приходится сталкиваться с уголовным правом в своих высказываниях, более аккуратны.

Несовершенство правосудия

По мнению челябинского адвоката Константина Добикова, тема смертной казни на сегодняшний день действительно очень злободневна. При этом надо понимать, как только в обществе поднимается вопрос об ужесточении наказания за то или иное насилие, то автоматически на поверхность всплывают вопросы об ужесточении наказания и за другие виды преступлений, например, за коррупционные. И это неизбежно, поскольку речь идет об уголовных преступлениях, а потому действующее наказание за разные категории преступлений начинают сравнивать. Во многом это причина, по которой власть старается не затрагивать подобные вопросы.

– Лично я – противник смертной казни в нашей стране, – озвучил свою позицию Константин Добиков. – Российская история знает немало примеров, когда по приказу расстреливали невиновных людей, например, по политическим делам в годы советской власти. Казалось бы, общество придумало универсальный инструмент – правосудие, но и оно несовершенно, его ошибки – это жизни невиновных людей, приговоренных к высшей мере наказания. Я убежден в том, что насилием нельзя победить насилие, правило «око за око, зуб за зуб» может породить в обществе только еще большую агрессию. Глубоко уверен, что цивилизованное общество не может себе присвоить право убивать, не может распоряжаться чужой жизнью – это было присуще рабовладельческому строю, но в наши дни это недопустимо. Вообще, считаю, несмотря на то, что в последнее время тема отмены моратория на смертную казнь стала широко муссироваться, наше общество не готово полноценно обсуждать этот вопрос – слишком «разношерстная» страна, нет глубокого понимания этой проблемы, а ее муссирование в СМИ – лишь показатель того, что для средств массовой информации это, что называется, хайповая тема. Как бы там ни было, уверен, что в ближайшем будущем мораторий не будет отменен, да и нельзя этого делать категорически.


Милосердие выше закона

Не разделяют желание многих россиян о возвращении высшей меры в качестве наказания и большинство служителей церкви. 

По мнению руководителя миссионерского отдела Челябинской епархии Константина Путника, введение смертной казни в стране – очень серьезный вопрос, однако это не станет оправданием всех совершенных преступлений. Да и нельзя искать в смертной казни решение проблемы многочисленных убийств и насилия над детьми и женщинами.

– Убийство детей, насилие над ними – это следствие, а не причина, – уверен Константин Путник. – Причину же нужно искать во внутреннем нравственном устройстве нашего общества. К сожалению, за последнее время в обществе произошла девальвация многих нравственных ориентиров. Наше общество несовершенно, а вот жизнь человеческая – ценность абсолютная. С точки зрения церкви, каждый человек – икона божия. Другое дело, что эта икона часто предстает перед нами не во всем своем величии и блеске, а запачканной, грязной. И задача самого человека, а также общества, – эту икону очистить, чтобы человек явился в своем ангельском совершенстве. Это мнение не светского человека, а человека церкви.

По мнению Константина Путника, обсуждение вопроса об отмене моратория на смертную казнь имело бы место быть, если бы российские суды на сто процентов выносили справедливое и объективное решение. Но этого нет ни в наши дни, не стоит ожидать этого и в ближайшем будущем.

– Под раздачу может попасть и невиновный человек, – добавил руководитель миссионерского отдела Челябинской епархии. – Ведь даже в советское время, когда суды были более совершенны и профессиональнее, случались судебные ошибки. Достаточно вспомнить знаменитое дело Чикатило, когда расстреляли невиновных людей. Поэтому я категорический противник отмены моратория на смертную казнь. Этого нельзя делать ни по правовым основаниям, исходя из несовершенства нашей судебной системы, ни по христианским. В свое время Тихон Задонский советовал каждому человеку перед тем, как принять какое-то ответственное решение, представить себе, как бы на его месте поступил Христос, ведь это тот образец, которому должен следовать каждый православный христианин. Вот вы можете себе представить Христа в роли палача? Нет. И никто не может. До тех пор мы являемся человеческим обществом, пока у нас милосердие выше закона, мы – люди. Как только начинает главенствовать только закон, мы превращаемся в животных, в стадо. Мы перестаем прощать, понимать, а самое главное – ждать. Ведь сам Господь говорит: «мне отмщение, и аз воздам», то есть не мсти, дай место гневу Божию. Да, я всецело сопереживаю родственникам искалеченных и погибших детей, но осуждение человека и его казнь – разные понятия. И нельзя призывать казнить другого человека, если ты не готов совершить эту казнь сам. Однако обществу нужно задуматься, почему в наши дни происходят такие страшные преступления, должны возникнуть вопросы, как мы живем. И большая роль здесь отводится средствам массовой информации, которые должны усмирять страсти, но эта задачи ими сейчас игнорируются.


Жизнь – как высшая мера наказания

Начиная с середины 1990-х годов высшей мерой наказания за совершенное преступление стало пожизненное заключение в колониях особого режима. Такой приговор выносится за особо тяжкие составы убийств, насилие, а также за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.

В России всего семь колоний особого режима, в которых заключенные отбывают пожизненное наказание:

  • «Черный дельфин»,

  • «Мордовская зона»,

  • «Торбеевский централ»,

  • «Полярная сова»,

  • «Черный беркут»,

  • «Вологодский пятак»,

  • «Белый лебедь».

Согласно официальным данным, опубликованным на сайте Федеральной службы исполнения наказания, на первое октября текущего года в этих колониях содержалось 2 тысячи 17 человек, которые приговорены к пожизненному заключению. В общей сложности, на начало прошлого месяца в местах не столь отдаленных находилось 533 тысячи 207 человек.

По словам адвоката Константина Добикова, пожизненные приговоры – единичная судебная практика, как правило, выносятся они только за наиболее тяжкие составы преступления. Как рассказали «Вечернему Челябинску» в областном суде, за последние месяцы текущего года в регионе вынесен лишь один приговор, предполагающий высшую меру. В июле этого года 29-летний житель Златоуста Максим Еремин был приговорен Челябинским областным судом к пожизненному заключению за жестокое убийство случайного знакомого.

Фото с сайт pixabay

Тем не менее в мире есть страны, где до сих пор действует смертная казнь, как исключительная мера наказания. Среди них Беларусь, США, ОАЭ, Китай и ряд других. Но стоит ли говорить о необходимости смертной казни в нашей стране с оглядкой на другие государства, или все-таки Россия должна искать свой путь в борьбе с жестокой преступностью? 

Пожалуй, однозначного ответа нет. Да и споры между сторонниками и противниками смертной казни будут продолжаться, ведь природа этого вопроса гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. К сожалению, в нашей стране круговая порука зачастую сильнее справедливости, сухие отчеты важнее реальных дел, семейное неблагополучие давно стало привычным, а непрофессионализм и неторопливость правоохранителей – нормой. И за всем этим скрывается самое страшное – человеческое равнодушие, молчаливое согласие на любое преступление. 

А значит вопрос: Нужна ли смертная казнь? – скорее личный. Нужна ли она конкретно тому, кто сделал вид, что не видит, как наркоман вырывает сумку у старушки; кто прошел мимо голодного ребенка, который своровал в магазине хлеб; не обратил внимание на живодера, издевающегося над бездомным животным... Изменит ли отмена моратория чью-то жизнь, сделает ли кого-то более человечным, научит ли реагировать на беспредел, поможет ли справиться с человеческим безразличием?