Меню

CHELоВЕК ТЕАТРА: фестиваль с CHELоВЕческим лицом

07.03.2014 12:48 18 (11730)


Заметки из-за кулис.

Ровно на неделю Челябинск стал, пожалуй, самым театральным городом страны. Сюда съехались, может быть, не самые столичные, но самые интересные и интересующиеся труппы. И уж точно самые думающие актеры и режиссеры — поисковики смыслов в жизни и профессии. Вечерние показы и полуночные бдения, споры и рассуждения, «голые» эмоции и точная наука — здесь все имело место. Благодаря фестивалю «CHELоВЕК ТЕАТРА».

Переиграть звезды

Артисты — люди суеверные, закон второй, провальной премьеры всем известен. И звезды, казалось, к этому склонялись: фестиваль проходил во время Олимпиады, когда народ просто прилип к экранам телевизоров, считая медали, долгожданный и долго уговариваемый Стуруа так и не приехал по причине репетиций в Буэнос-Айресе, не было на фестивале профессора из ГИТИСа Нины Шалимовой, послушать которую некоторые коллективы едут специально. Да еще и несчастье — один из критиков экспертного совета Александра Лаврова скоропостижно скончалась. Все это не добавило оптимизма организаторам фестиваля… но и не убавило. Они переиграли звезды — фестиваль не просто состоялся, а состоялся успешно: на всех фестивальных показах в залах яблоку негде было упасть. А показов проходило по два-три в день. Особо ярые приверженцы из числа зрителей умудрялись успевать на все, благо для этого все предусмотрели — запустили автобус, который возил публику от одного театра к другому.

Ближе к полуночи показы завершались, и, пока зрители видели цветные сны, участники бурно спорили на актерском клубе, чтобы с утреца получить полный расклад от экспертного совета: критики разбирали спектакли буквально по косточкам, невзирая на авторитеты. На них не обижались, а спрашивали, что произошло и что можно исправить.

В финале удивлялись и радовались все: гости, критики, сами организаторы и даже глава города, до которого также дошли слухи, что фестиваль живет и делает это достаточно шумно.

— Когда два года назад мы начинали фестиваль, честно говоря, не предполагали, что он получит такой резонанс и соберет такое количество участников, — признался Станислав Мошаров. — В стране немало серьезных авторитетных театральных мероприятий. Однако нашему фестивалю удалось занять свободную нишу. В этом году на второй фестиваль свои работы привезли почти вдвое больше коллективов. А зрительский интерес вообще зашкаливает.

Фейерверк после бомбы

Удивительное дело: первый аккорд, как правило, задает тональность всей последующей полифонии. «CHELоВЕК ТЕАТРА» не изменил названия, не изменил своим принципам изучать актера и наблюдать процесс, но при этом он был другим, нежели первый. Похоже, даже сами организаторы не рассчитывали на подобный эффект. Получилось неожиданно, но не менее интересно.

— В прошлом году фестиваль прошел под знаком Достоевского, было представлено сразу несколько спектаклей. Это очень мощный автор, и фестиваль произвел колоссальное впечатление, которое длилось очень долго, — рассуждает театральный критик из Белоруссии, постоянный эксперт «Человека» Татьяна Котович. — Нынешний форум похож на фейерверк: очень разные работы, различные режиссерские подходы, драматургия — от серьезных произведений — Чехов, Цветаева — до не самой сильной. Но при этом мы видели замечательные спектакли, а это говорит об уровне профессии, ремесла. Ну и самое главное: несмотря на всю разность, все работы объединяла одна тема — одинокого человека в расколотом мире.

Эта нота особо пронзительно прозвучала в спектакле молдавского театра «С улицы Роз». «Левушка» — простая история простого мальчишки, у которого две бабушки, русская и еврейка, а родители заняты своими делами. Три ширмы и два стула, потрясающе смешной текст, разыгранный с еврейской хуцпой и малороссийской вспыльчивостью. И две потрясающие актрисы, Людмила Колохина и Мария Мадан, больше ничего и не надо — зрители смеются до колик. И где-то так позабыто щемит в нижней половине грудины, и губы почему-то соленые.

Непростая простота

Второй «CHELоВЕК» явно стал ближе к простому зрителю. Провести шесть часов подряд в тесной связке с «Бесами» Достоевского, как это было в прошлом году, смогут выдержать далеко не все. Посмеяться над тем, как государственный цензор вместе с автором на пару разыгрывает комедию «Джульетта и Гамлет» или как два престарелых джентльмена, мистер Халперн и мистер Джонсон, пытаются устроить дуэль из-за ушедшей в мир иной Флоранс — это пожалуйста! А потом понять, что драматурга, который написал ту гениальную комедию, убьют на войне, а два старика, которые любили одну и ту же женщину, остались доживать свои дни в опустевшем мире. Впрочем, эстеты от искусства не остались без пищи для размышлений — «Мария Каллас» от знаменитого режиссера Стуруа и «Игрушечный пистолет» из почти неизвестного театра «Пилес» из Литвы. И еще одна новая и свежая нотка зазвучала на втором фестивале — молодежная. Молодые ребята из Казани и Уфы с горящими глазами влились в ряды старших коллег и развеяли уныние по поводу подрастающей смены, по крайней мере у пристрастного зрителя, ограниченного рамками малой родины.

— Даже спорные работы, например «Дядя Ваня» липецкого театра, оказались не случайно на фестивале. Это тоже размышление на тему, что есть наша жизнь, — считает Татьяна Котович. — Этот фестиваль не преследует цели показывать исключительно выдающиеся, золотомасочные спектакли. Феномен его в том, что он собирает работы, которые заставляют размышлять и спорить. Организаторам удалось создать ту атмосферу, в которой возникает желание слушать и слышать разные мнения. Здесь важен не только результат, но и процесс, который происходит в театральном искусстве, а процесс этот неровный, с ухабами, но это и дорого.

Братья по крови

Словом, на фестивале было показано столько ярких, интересных, запоминающихся работ, сколько во всех челябинских театрах вряд ли наберется. В то же время этот форум не только для публики, но и для самих «человеков театра».

— На фестивале собрались люди «одной группы крови», это важно, в результате чего фестиваль с таким говорящим названием получился действительно с «человеческим лицом». Хочу отметить важный момент: у всех коллективов была возможность пребывать на фестивале столько, сколько пожелают, театры могли не только себя показать, но и других посмотреть, а еще обменяться мнениями. Это редкость в условиях всеобщей оптимизации, — сказал на закрытии эксперт «Золотой маски» Александр Вислов.

— Фестиваль особенный. Редчайший случай, когда уровень сердечности совпадает с художественным уровнем и прекрасной организацией, — восклицает вице-президент Международного форума монотеатра при МИТ ЮНЕСКО Нина Мазур.

— Не меняйтесь! Не надо, — заклинал режиссер из Литвы Альвидас Визгирда. — Я был во многих странах, мне есть с чем сравнивать.

— Мы будем скучать, — признался руководитель молдавской труппы Юрий Хармелин.

Под звук фанфар принято раздавать призы. И они были, но необычные, как, впрочем, и полагается не совсем обычному мероприятию. Награждали… критиков за добрые слова и за правду, за неравнодушие. Мазур — «За всеобъемлющую эстетику», Котович — «За четвертое измерение в театре», Вислова — «За язык логики и образов», Варнаса — «За звуко-зрительную полифонию».

Расставались со слезами на глазах, но с надеждой на новую встречу, которая непременно состоится через год. Так пообещал глава города Станислав Мошаров.
 
 
«Левушка» (Молдавия)
 
 
«Где-то и около» (Башкирия)
 
 
«Игрушечный пистолет» (Литва)
 
 
«Mr. Halpern & Mr.Johnson» (Санкт-Петербург)
 
 
На встрече с главой города



Фестиваль «CHELоВЕК ТЕАТРА» проходит в Челябинске второй год. Второй раз его организует Новый художественный театр, и второй год поддерживает глава города. В форуме приняли участие театральные труппы из России, Грузии, Молдавии, Литвы, Казахстана. За неделю публика, участники и экспертный совет посмотрели 14 спектаклей и провели 12 часов в обсуждениях и спорах об увиденном.



«Здесь собрались хорошие люди, нормальные и совершенно адекватные! Это редкость. А посмотреть разные подходы, разные манеры, стили — это просто бесценно». Т.Котович, театральный критик (Беларусь).
 
Фото из архива театров и Елены ПРОКОПЬЕВОЙ.