Меню

Дэн Сасмэн: «Я первый раз в России. Мне здесь нравится!»

07.03.2014 12:26 18 (11730)
Пока политики грозят друг другу экономическими санкциями и прочими неприятными «телодвижениями», жизнь продолжается по своим разумным законам. На днях в Челябинск приехал американский режиссер и продюсер документального кино Дэн Сасмэн, чтобы встретиться со студентами и всеми, кто увлечен экологическими проблемами. С собою Сасмэн привез интересное кино.

Чудак из самого сердца Америки

Сначала Дэн Сасмэн побывал в агроинженерной академии, потом в ЮУрГУ. И всюду этого лохматого, небритого парня встречали с большим интересом, а девушки — те вообще от него были без ума. И вовсе не потому, что он американец, вроде как с другой стороны планеты. Мне кажется, 26-летний мистер Сасмэн смог покорить челябинцев своей молодостью, искренностью, какой-то незамутненной верой в улучшение этого мира. А явление чудаковатого идеалиста в наше время воспринимается почти как откровение и ужасно подкупает.

— Я приехал из города Омаха штата Небраска,— говорит Дэн, — это в самом сердце Америки, где поблизости есть известный город Чикаго. Это, конечно, не Лос-Анджелес и не Нью-Йорк, но и здесь можно работать режиссером.

Это он так тонко иронизирует. Трудно представить, чтобы какой-нибудь наш ученик колледжа вдруг озаботился здоровым питанием студентов и поэтому стал снимать документальное кино. Дэн озаботился. Правда, он, уже будучи новоиспеченным бакалавром, собрал небольшую группу единомышленников и отправился по стране снимать натуру для своего теперь уже знаменитого фильма «Растущие города». Позади остались более двух десятков населенных пунктов — от больших городов до «одноэтажной Америки». А в творческом багаже Сасмэна каким-то образом соединились два идейных вектора — независимое кино и проблемы окружающей среды.

— Мы работали над фильмом четыре года, — рассказывает Дэн. — Я бы не поверил, если бы мне об этом сказали с самого начала. Но это так: чтобы сделать хороший фильм, и пяти лет может не хватить. Я доволен проделанной работой, потому что мне удалось встретиться с очень многими людьми. Делать независимое кино — нелегкая работа. Наша команда состояла всего из трех человек. Сами снимали, монтировали. Даже композитор был. Но мало кто участвовал в проекте от начала и до конца. Я занимался всем: писал сценарий, редактировал, привлекал средства. Теперь имею опыт на всех этапах создания фильма.

Честное кино

«Растущие города» — фильм без ужасающей фактуры, без экстравагантных попыток засунуть объектив куда-нибудь в такое место, чтобы вызвать у зрителя удивление. На экране ничего особенного не происходит. Обычные люди в своей повседневной жизни разговаривают, улыбаются, куда-то спешат. Но тем не менее фильм смотрится с интересом.

— Надо рассказать историю, к которой имеют отношение обычные люди, — говорит Сасмэн, верящий, что он придумал новый подход к документалистике. — Надо преподнести историю так, чтобы она затронула сердца и души.

Почему Дэн так кропотливо работал с теми, кто попадал в кадр, режиссер не скрывает:

— Важно расположить людей к себе, сделать так, чтобы они тебе открылись, были с тобой честными. Потому что зрители, которые будут смотреть фильм, сразу поймут, подлинные там чувства и переживания или наигранные. Честность — это главное в документалистике.

Пусть везде все растет

Вот такая идея: пространство вокруг человека, где бы он ни жил, должно быть освоено зелеными насаждениями. Самым разумным подходом здесь выступает популярная на Западе мысль, что урбанистическое земледелие — это выход. И экология улучшается, и практическая польза. Ведь вопрос еды — один из самых острых во всем мире.

— Всегда найдется кусочек земли, чтобы на нем посадить овощи, — уверяет Дэн. — Мы показываем, как можно изменить город. В Омахе 35 миллионов акров земли занято под газоны. А еду выращивают в нескольких парниках.

За время путешествия по штатам Дэн с творческой группой посетили множество ферм в разных городах страны и много узнали о существующих экологических проектах. В том числе о городском фермерстве. Для работы над фильмом отобрали самые лучшие практики. Когда вернулись к себе в Омаху штата Небраска, запустили проект, который назвали «Ферма на грузовике». Купили пикап и в его кузов засыпали почву и засеяли. Стали выращивать помидоры, огурцы, рукколу и прочие овощи. А потом ездили на этом грузовике по школам — учили детей, как можно выращивать здоровые продукты питания.

— Потому что в моем городе дети вообще ничего не знают. Это больше образовательный проект, — уточняет Дэн.

А потом всерьез занялись городским фермерством. Во многих городах на крышах домов выращивают зелень, ягоды, овощи. Творческая группа побывала на разных крышах Нью-Йорка. Но особенную нашли в Бруклине, там на площади всего в полтора акра создали целую ферму.

— Хозяева выращивают много сортов овощей, держат кур, разводят пчел, — говорит Дэн. — Это впечатляет. А в Небраске много свободной земли. Люди там проявляют большую креативность: делают фермы на балконах, пожарных лестницах. Тяжело по экономическим соображениям выращивать экологически чистую еду. Правительство США выделяет субсидии для больших ферм, но гораздо меньше помогает маленьким. В Европе запрещена продукция с ГМО. В США продукты с ГМО не запрещены и даже не маркируются. Людям сложно узнать об этом. Кукуруза, соевые бобы часто генно-модифицированные. А эти продукты используются для приготовления очень многих блюд. Люди не хотят есть такую еду и стараются выбирать органические продукты. Сегодня правительством США разработан специальный лейбл для органических продуктов.

Только возьми камеру

Как технически снимать документальное кино? С чего начать? Откуда взять деньги? Дэн секретов не держит:

— Мы получали гранты от правительства и от различных организаций. В любой стране документалист должен проявлять изобретательность в привлечении средств. Сегодня технически делать видео легко как никогда. Оборудование, техническое оснащение — все имеется в продаже. Можно снять даже на айфон. Но это не значит, что легко делать настоящее кино. Нужно только правильно привлекать средства на музыку, на качественные съемки. Я думаю, в США популярность документальных фильмов не так высока, как художественных. Тем не менее интерес к документалистике растет и понемногу приближается к масштабу голливудских фильмов. Игровой фильм стоит сотни миллионов долларов, а наш фильм — меньше миллиона.

Но я считаю, что документальные фильмы интересны людям потому, что они рассказывают о реальной жизни, а не выдуманной, типа трансформеров и подобного.



Интересный человек

 
 
И Дэн Сасмэн отправился в музей-квартиру имени Оболенского проводить свой мастер-класс по кино. А я поинтересовался мнением о фильме «Растущие города» у эксперта областной Общественной палаты Марии Соболь.

— Мария Яковлевна, поделитесь, как вам такое кино?
— Фильм очень интересный. Недаром в этом месяце он получил награду на экологическом фестивале в США и был представлен на международном фестивале экологического кино в Москве. Там наград не было завоевано, но «Растущие города» стали выбором фестиваля.

— А каким образом Дэн Сасмэн очутился у нас, на Южном Урале?
— Тут своя предыстория. Каждый год в ноябре в Челябинске проходит народный форум «Изменение климата и экология промышленного города». Общественность участвует там. Мы включены в программу, участвуем в работе круглых столов со всеми партнерами. И там же встречаемся с зарубежными делегациями. Мы делимся опытом друг с другом. А недавно приезжала делегация из консульства США. Они-то и предложили Дэна. Нам не могло быть неинтересно, потому министерство радиационной и экологической безопасности впервые организовало областной фестиваль экологического кино. Пусть там участвовало не очень много людей. Но были фильмы, было желание показать и поделиться своими проблемами. И нам показалось, что если мы сделаем такую совместную встречу, то это пополнит и наш запас идей. И вот приехал Дэн. Оказалось, что у нас общие проблемы. И его фильм показал понимание проблем, их решение. Это настоящее беспокойство за здоровье людей, за их здоровое питание.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»