Меню

На опасной тропе туризма сегодня оказался «Экспертный клуб» в Челябинске

08.11.2019 07:30 - автор Сергей Таран

Никто не думал, что тема очередного заседания «Экспертного клуба», сформулированная почти академически, «Туризм как драйвер экономического развития Челябинской области», вызовет столько эмоций.



На опасной тропе туризма сегодня оказался «Экспертный клуб» в Челябинске


Разговор о туризме в «Экспертном клубе» принял «металлургический» накал.

И на стенде галерея чиновников...

Во-первых, некоторые эксперты еще до заседания клуба разразились весьма интересными постами в сетях. 

Приведем предложения Андрея Бодрягина, депутата Совета депутатов Советского муниципального района города Челябинска:

«Мы много сегодня в Челябинске говорим о туристической привлекательности города, но лейтмотив этих размышлений узок – строим либо курорты, где приезжие будут проводить время, нежась в лежаках на солнышке или катаясь на лыжах с горки, либо запускаем глобальные массовые мероприятия, куда туристы якобы вынуждены будут приехать в любом случае.

Мое мнение иное. Привлекательность города для туристов возникает не из рекламы мегасобытий. Город для любого приезжего, не знакомого с местной локацией, становится интересным, когда перед ним открывается цепочка занимательных и необычных мест, которых нет в его собственном городе. Эти места, независимо от размера (и это важная особенность) могут быть любого функционала: архитектурные достопримечательности и зодчество, искусство и культурные ландмарки, модно-концептуальные или, наоборот, традиционные кулинарные заведения, ландшафтные и природные достопримечательности, городские микрособытия и места городских активностей. Важно то, что их должно быть непременно много. Буквально, одно интересное место должно переходить в другое

Не требуя больших бюджетов, но применяя изобретательность и здравый авантюризм, в Челябинске мы можем сделать череду мест и событий, интересных для всех: здесь возникнет Площадь Всех Архитектурных Стилей, рядом с ней Музейная Улица, которая перейдет в Ресторанный Переулок и выйдет на Аллею, где экспонируются все Знаковые Непостроенные Объекты города или Громкие Нереализованные Идеи.

Далее гость города, минуя скверы, карманные парки, уличные инсталляции, сцены, детские городки, фонтанчики, ярмарки, попадает на выставку портретов Проворовавшихся Чиновников или в Интерактивную Галерею Желаемого Будущего Челябинска. И на каждой точке есть возможность сделать фото и выложить его в инсту: чем больше тегов, тем более раскручивается место, тем больше приходит сюда людей, и тем больше мотивации у бизнеса открыть здесь локальные точки обслуживания, повышая тем самым комфортность пребывания гостей города и горожан. И в этом я вижу главный результат развития туризма».

Во-вторых, эксперты на самом заседании говорили о проблемах туризма в Челябинской области, не особенно церемонясь в оценках. И даже яростно спорили с официальными лицами. Модератору Алексею Ширинкину пришлось выступать арбитром. Он и начинал разговор довольно мирно:

– Развитие туризма – гигантская проблема. Это не только сфера культуры, но и сфера экономического развития. 

Дешевая койка

Собственник семейного курорта «Утес» Андрей Герасименко:

– Когда-то небольшими частями мне достался пансионат «Утес». Это, по большому счету, были развалины, которые добанкротили в 2014 году. Тогда мы сделали ребрендинг названия. На тот момент какого-то понимания с властью мы не находили. Как известно, до недавнего времени за туризм отвечало управление культуры. И Челябинск от других миллионников отличается тем, что у нас нет Ассоциации отельеров. Отельная сфера у нас ни городская, ни загородная, не организована и не самоорганизована. Когда мы строили семейный курорт, нашей основной задачей было создание уникального продукта. И пока все, что мы испытываем со стороны государства, – это препоны и помехи. Сегодня у меня в «Утесе» 110 номеров. Этого не хватает в сезон, хотя общая загруженность в Челябинской области не превышает 35–40% по году. Для сравнения, в Москве – 55% – норма. Средняя цена размещения у нас в регионе – 2,5 тысяч рублей за ночь. В Екатеринбурге будет 4,5 тысяч рублей. Просто у нас снижена платежеспособность людей. 

Можно развивать туризм, основываясь на трех ключевых моментах:

1. Уникальные ресурсы. Если они в Челябинске? Челябинск знают как промышленный город. 

2. Уникальная технология. Например, оздоровительный туризм. 

3. Уникальный сервис.

Во всяком случае, нужно сделать маркетинг территории. 

Цена туристского ресурса 

Председатель комитета ЮУТПП по экологии и ресурсосбережению Андрей Минченко:

– Главная проблема – отсутствие системного госуправления туристскими ресурсами как отрасли экономики. Каждый ресурс (озеро, парк) может быть использован по-разному, создавая разную добавленную стоимость. Например, на красивом озере пляж. Можно там поставить забор и сторожа, который собирает по 100 рублей со всех, плюс пивной ларек. В таком формате у нас много «туризма». Какой вклад в экономику региона, если создано одно нелегальное рабочее место? Совсем другое дело, если на этом месте появляется отель. Это может быть эко-формат, без капитальных сооружений, но очень достойного уровня. И сразу увеличивается капитализация туристического ресурса. Но такой системы у нас нет. Те предприниматели, которым удается создать инфраструктуру, делают это скорее вопреки. Этот подход можно изменить. Ничего не мешает. Да, существует огромный клубок проблем, противоречий межведомственного взаимодействия, спорных законодательных моментов и так далее. Но при наличии воли это можно преодолеть. Ценность туристских ресурсов можно повысить. Например, убрать заборы из профнастила и проложить вокруг озера тропу. Тогда курорт становится всесезонным. Берега должны войти в муниципальные парки, а не быть частной собственностью. 

Отправляемся за опытом к соседям

Председатель комитета по туризму ЧОО«Опора России» Дмитрий Довбня:

– Мир очень быстро меняется. Сегодня те форматы, которые еще обсуждаются, уже, по большому счету, устаревают. Во-первых, люди все больше путешествуют сами. Во-вторых, исчезает массовый поточный туризм. Сейчас туризм строится все больше на коммьюнити. Поэтому необходимо перестраиваться. На это нужно делать поправку, создавая инфраструктуру на Южном Урале. А это требует много информационной литературы, QR-кодов, обозначений, табличек, указателей. Но главное, нужно исследование, с грамотным техническим заданием, чтобы ответить на вопрос – чем мы можем быть уникальными? Сегодня можно использовать опыт Башкирии, Свердловской области и Тюмени, которые в развитии туризма ушли дальше нас. 

За 12 лет никаких изменений

Заместитель гендиректора ООО Турбюро «Спутник» Дарья Ерхова:

– Мы пригласили эксперта из Германии 12 лет назад, который проанализировал ресурсы Челябинской области. Выводы его были неутешительны – основной потребитель – жители региона. За эти 12 лет никаких изменений не произошло. Сегодня туризм меняется очень быстро. Меняются тренды, а мы все находимся на стадии обсуждения. Наши «решительные» действия либо запаздывают, либо уже бессмысленны на старте. Инфраструктура Челябинской области к потоку туристов просто не готова. Много конкурентов при этом. Мы говорим о 3000 озер, но в стране знают Карелию. Где самые интересные активные маршруты? Алтай, Кавказ. На внутреннем рынке Челябинская область как самоидентичная не воспринимается. Мы уже пять лет принимаем группы из Москвы по 12–15 человек. Небольшие, но с них мы снимаем информацию, где и что нужно доработать. В среднем турист у нас проводит 3–4 дня – это слабый показатель. При этом у нас есть огромный, разнообразный потенциал. Но! Путевка с перелетом в Мин. Воды в межсезонье стоит столько же, сколько путевка в «Карагайский бор». 

Туризм – это вопрос идентичности

Директор Центра историко-культурного наследия Челябинска Юлия Краснова:

– У нас нет единого коммуникационного пространства. Никто друг о друге ничего не знает. В этом году мы на свой страх и риск провели «Музейный фестиваль». Мы пригласили всех желающих проехать по небольшим музеям, которых у нас много. Музей медицины, музей МВД, музей «Станкомаш», музей Почты, музей Леса и так далее. Для многих это стало открытием на уровне культурного шока. И вот какое дело – мы сами не знаем как себя продать на туристическом рынке. В Екатеринбурге провели огромное исследование, чтобы ответить на вопрос: «Кто мы такие?». Это – вопрос идентичности. 

Модератор: Нам нужны ловцы опыта!


Мы обладаем большими возможностями

Председатель клуба экскурсоводов Челябинска Аркадий Шохин:

– Действительно, мы не знаем, кто мы такие. Мне кажется, что в образовании экскурсионная программа должна быть обязательной. Исторически человек пришел на Урал за ресурсами. Тем же занимаемся и сейчас. Но в Башкирии созданы уже два гео-парка. У нас нет, хотя мы обладаем куда большими возможностями. 

«Аркаим» учится зарабатывать 

Начальник музейного отдела Заповедника «Аркаим» Мария Макурова:

– Будущее туротрасли в нашем регионе, по моему мнению, за промтуризмом. Урал – опорный край державы. Металлургия неслучайна. Здесь нанизывается и геология, и тот же самый «Аркаим», с его историей производства меди и бронзы. Темы заброшенных заводов, добычи металлов, производства в целом и даже темы экологического туризма. Они витают в воздухе. Но попасть на заводы сложно. 

Начальник отдела популяризации культурного наследия заповедника «Аркаим» Антон Бубнов:

– Более 20 тысяч приезжает в «Аркаим». У нас много проблем. Среди них – логистика. Ведь мы находимся на самом краю Челябинской области. Но мы не делаем деньги на наших гостях. Наша основная сфера деятельности – просвещение, но деньги нужны. И мы, кажется, нащупали нужную тропу. Развиваем событийный туризм. Акция «Ночь в музее» привлекает много туристов. Есть уникальный фестиваль исторической реконструкции «Пламя Аркаима». Еще проводим два крупных этнографических фестиваля. Еще будет гастрономический фестиваль. 

Ребята, больше самостоятельности

Директор ОГБУК «Центр развития туризма Челябинской области» Дмитрий Столбов:

– Во-первых, мы всех приглашаем на конференцию по промышленному туризму, которая состоится на следующей неделе. Во-вторых, по поводу «не пускают на заводы», этот вопрос легко решается. Мы этим занимаемся. В-третьих, если о музее в городе не знают, то это проблема самого музея. Малые музеи нам интересны. Приезжают иностранные туристы. Мы им показываем музеи. Но давайте спустимся на землю. Экономическая обстановка в стране не позволяет развивать туризм. На первом месте – вопросы социальной сферы. Мы сегодня некоторые объекты вытягиваем на федеральный уровень. 

Фото Дмитрия Куткина