Меню

Что выбирает женщина?

07.03.2014 11:26 18 (11730)


Надо быть умной, красивой, материально независимой, кружить голову и самой не свихнуться от этой гонки по вертикали, которая называется жизнь. И чуть ты притормозила — сорвешься туда, откуда выбираться будешь долгие годы, пока не накроет тебя старость.

Если немного утрировать, то вот такие требования предъявляет женщине современная действительность, беспощадно раскидывая всех на «успешных» и «неудачников», словно бы нарочно игнорируя женскую индивидуальность и многовариантность судеб. Успевает ли на это ответить женщина? Что она выбирает, чтобы выжить? Об этом журналисты на недавней встрече расспрашивали экспертов.

Невесты становятся старше

— Сегодня общество накладывает на женщину дополнительные обязанности, — считает доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии ЧелГУ Александр Тараданов. — Мужекратии от силы 10 — 15 тысяч лет. До этого 2,5 миллиона лет был матриархат. И вообще, социализация нашего общества обязана женщине. Последние 20 лет общественные колебания в ту или иную сторону очень сильно раскачали нашу российскую семью. Мы ее сначала разрушили, а затем начали строить заново. И с большим трудом семья поддается восстановлению. Слава богу, недавно возобладала перспективная линия в семейной политике. И президент, выступая на Госсовете, сказал, что нам надо сменить вектор семейной политики в сторону семейного благополучия. Если так будет, мы получим достойный уровень рождаемости и социализации.

— Может ли считаться нормальным, что женщины сегодня предпочитают заниматься бизнесом, нежели строить семью?
— Женщина, как и мужчина, — это тот, кто живет в определенных условиях. И если от нее ждут материнства — она рожает, если от нее ждут карьеры — она делает карьеру. И по большому счету, ни одна женщина, как и любой мужчина, не знает, чего она хочет. Многолетние социологические исследования говорят об этом. Мы спрашивали долгие годы: «Сколько вы хотите детей?» Кто-то не хотел, а получалось пять — восемь детей. А кто-то хотел много — рожал лишь одного.

— Александр Ардалионович, можете привести какую-нибудь статистику рождения детей? В каком возрасте сегодня женщины вступают в брак?
— Детей не больше двух имеет половина женщин от общего числа, четверть — больше двух, четверть — одного ребенка. Зато средний возраст вступления в брак растет и уже составил 26 — 27 лет. Такова цивилизованная норма и тенденция. Этот уровень стабилизировался с 1992 года. В советское время девушки сразу после школы норовили выйти замуж. Дело в том, что высшее образование у нас было технократическим, куда преимущественно брали мужчин. Гуманизация образования подняла возраст вступления в брак.


Возрастной роженицы больше нет

Кандидат медицинских наук, доцент, акушер-гинеколог Олег Сафронов подхватывает эстафету:

— Средний возраст рождения первого ребенка у женщин сегодня смещается в сторону 30 лет. Тенденция продолжается, уже и в 36 лет рожают впервые. Если раньше средний возраст рожающих первого ребенка был до 30, то сейчас не редкость «возрастная роженица». Этот термин был в ходу у акушеров. Теперь мы его не употребляем. Первородящие в возрасте 30 — 32 лет настолько часты, что мы даже перестали употреблять термин.

— Почему так поздно?
— Многие ведь рожают и второго ребенка. Это люди, которые родили первого 17 лет назад, потому что могли быть проблемы и со здоровьем. К сожалению, частота бесплодия в браке — большая проблема для нашего общества. Лечение бесплодия — длительный процесс. Есть группа женщин, которые мыслят рождение ребенка только в браке. А это не всегда получается. Хотя оптимальный возраст для рождения ребенка — до 30 лет, когда еще не накопились хронические заболевания. Половые клетки женщины закладываются единожды, во время внутриутробного развития. И на протяжении всей жизни любые неблагоприятные факторы, действующие на организм женщины, сказываются и на яйцеклетке.

— Возрастная мама — это плохо, — вступает в беседу врач-психотерапевт высшей категории, директор центра «Медэм» Галина Кузнецова. — Потому что есть определенные психологические нагрузки, которые и ребенок будет нести всю жизнь. Если в семье ребенок появляется внепланово, это тоже плохо. Правда, есть и плюс в том, что женщина родила в возрасте. В семьях, где взрослые супруги к ребенку будут относиться ответственно, ребенку должно быть очень комфортно в этом мире. А вот молоденькая мама, которая не готова к материнству, или мама, которая долго не имела детей, — это проблема.

Но прежде всего нужно говорить о гигиене семьи. Это главное.

С какого-то возраста мальчик может быть папой, а девочка — мамой. Со времен Христа что изменилось? У нас теперь повсюду технократия. А эмоции так и остались неизменными: любовь, ревность, злость, гнев. Точек соприкосновения стало больше для гнева. Происходит невротизация общества. Когда-то медики говорили, что каждый второй ребенок у нас рождается с патологией. Сейчас, я думаю, — каждый первый.

Нужна полная семья. Социум кто несет? Папа. Эмоции несет мама.

Здесь поднимался вопрос: а почему это мы так поздно выходим замуж? Мы девочки. И у нас выбивали наших мальчиков с Гражданской войны. И женского населения больше. И мы хотим нормальных мужчин возле себя. Просто нормальных мало.

— Что делать, если нет этой самой гигиены семьи?
— Нужна семейная терапия. Сегодня чаще обращаются к психотерапевту, потому что не сложилась жизнь. У японцев психотерапевт — путеводная звезда. А разве у нас нет неустроенности, одиночества, проблем с ребенком, трудностей? Чтобы гармонизировать семью, много усилий надо. А так — тупик, пожизненная боль.

Нет истины в вине

Заведующий женским отделением Челябинской областной клинической наркологической больницы Михаил Шатырко знает проблему женского пьянства не понаслышке.

— Знаете, в России употребляют алкоголь и в радости, и в горе, — говорит Михаил Александрович. — Заболевают алкоголизмом и в благополучных семьях, и в неблагополучных. Попадают к нам из разных социальных слоев. Что касается среднестатистического пациента, находящегося на первичном приеме, то, как правило, это женщины в возрасте от 35 до 45 лет. Пьющий отец — это плохо. Но пьющая мать — это катастрофа. Для женщины вылечиться в разы сложнее, чем мужчине. Начинается заболевание не тогда, когда женщина попадает к нам. Алкоголизм протекает пять — семь лет, и только по социальным, медицинским показаниям женщина попадет к нам.

Однако, как правило, при грамотной политике ближнего окружения в этой области можно не дожидаться второй, третьей стадии алкоголизма, а обратиться к врачу. Алкоголизм — «старшее» заболевание по сравнению с наркоманией и другими зависимостями. В 2013 году, по статистическим данным, страдающих от алкоголизма у нас было 12,5 тысячи. Каждый пятый пациент — женщина.

— Женщины стали пить больше или меньше?
— Некоторое снижение наблюдается. Алкоголизм считается неизлечимым заболеванием. Но есть стойкая ремиссия, когда человек в течение года не употребляет спиртные напитки. При адекватном поведении микросоциума вполне реально 20 — 30 лет держаться. Это норма.

Искусство быть мамой

Жизнь продолжается, движется по своим особым траекториям. Все это чувствуют, но оценивают по-разному и плюсы, и минусы. Кажется, что нынешняя молодежь стала более опытной, продвинутой в области секса. Но вот специалисты говорят, что абортов меньше не стало и не ушли в прошлое венерические заболевания. Просто статистика не охватывает тех, кто обращается в частные медицинские центры.

— У нас нет полового воспитания, — сетует Олег Сафронов. — Мы уходим от этой проблемы. Никто сегодня не ответил на вопрос, как сориентировать женщин на вынашивание беременности. Большие требуются усилия оторвать женщину от бизнеса.

— Нам нужно поднимать роль отца, дедушки, — считает Вера Соколова, президент НП «Союз женщин-предпринимателей Челябинской области «Союз успеха». — Пусть женщина рожает, имеет семью и будет счастлива. Важно помогать всячески молодой семье. Это должно стать государственной политикой. Я в бизнес ушла потому, что родила четвертого ребенка, потому что должна была обеспечивать семью. Но чем-то приходится жертвовать.

Быть мамой — большое искусство. Но нужна гармония. У меня есть муж, который меня поддерживает, есть семья.

— И все-таки какая женщина считается сегодня успешной?
— На сегодняшний день, к сожалению, в карьере или выйдя замуж за олигарха, — считает Александр Тараданов. — Пока имидж такой. Наблюдаю за своими студентками. Они ориентированы на успех или «околомодельное существование». Это значит — классно выглядеть, на классной тачке кататься, классными мужиками быть окруженной и на глянцевых обложках появляться.

— Тогда откуда у нас может взяться ваш термин «благополучная семья»?
— Скажу то же самое, что и всегда: благополучная семья вырастает из благополучной семьи. То, что народ давно говорит: яблоко от яблони недалеко падает. И многолетние социологические исследования это подтвердили. Отсюда технология и задача — культивировать семейное благополучие, у которого есть три показателя: папа, мама, семейный лад и социальная норма детей. Мы выявляем такую семью. Поддерживаем. Она рождает детей.

Замечу по поводу здоровья. Начинать эту политику надо с депрессивных сельских территорий, с малых городов, где заглохла наша промышленность. Там мы уже экологию улучшили — не используем массу удобрений, закрыли огромное количество заводов. Здесь имеется население, которому делать нечего, но есть возможности для здоровья. Мы находим тех, кто не пьет, — и пусть рожают. Мои родственники родили восемь детей. Вырастим здоровое население, и дешевле, чем в городе. Исследования показали, что 250 тысяч рублей на рождение ребенка не хватает. В Екатеринбурге в этом смысле ребенок стоит полтора миллиона. А где-нибудь в Тьмутараканске — всего 100 тысяч.