«Лебединое озеро»: премьера под знаком Олимпиады
Новое и традиционное
Первое «…озеро» случилось в 1956 году, а вот дольше прочих, почти 30 лет, на сцене продержалась третья версия, 1976 года. И каждый раз это был исключительно классический балет, правда, Бобров в 2003-м попытался внести некую эксклюзивность и сделал трагический финал. Нынче главный балетмейстер Юрий Клевцов все вернул на свои места. Над постановкой корпели почти полтора года.
— Мы оставили некоторые купюры Чайковского, которые обычно не звучат, и ввели пролог, которого также ранее не было. И конечно, это новые декорации и костюмы, — объясняет постановщик.
Именно это в первую очередь и заметил рядовой зритель. Оформление и костюмы, выполненные Дмитрием Чербаджи, да еще с использованием современных визуальных эффектов, действительно, украсили действо. Увидав во второй картине озеро с играющими лунными бликами, публика ахнула в восхищении. Красиво. Костюмы и свиты невест во втором акте тоже впечатлили. Раскрытые купюры вряд ли рядовой зритель заметил, а вот посмотреть на новых солистов хотелось бы, тем более что состав чуть не пятерной. На первой строчке в программке Татьяна Предеина, для нее это уже третья Одетта, да и Одиллия тоже.
— Насколько изменен сценический рисунок, пришлось ли солистам его переучивать?
— Каждый новый спектакль вносит свежие моменты. Конечно, чего-то кардинально нового Предеиной делать не пришлось, но незначительные изменения были. Как правило, артисты сами находят какие-то новые па, — уточняет балетмейстер.
Три аванса на будущее
В общем и целом все нововведения пришлись на долю внешнего антуража. Интрига с солистами также вызывала интерес, тем более что в театре появились молодые танцовщики. Ясуоми Акимото, родом из Японии, но с московской выучкой, вместе с Валерием Целищевым претендовали на партию принца. На выбор — пять Одетт и Одиллий. Говорят, в театре до последнего не могли определиться, кто же станцует премьеру. В традиционной постановке поступили весьма традиционно и политически: на премьере выпустили на сцену проверенную временем пару Предеина — Сафронов, все прошло ровно и спокойно. Даже чересчур спокойно, так что временами клонило в сон на лебедином акте. Первый волшебный эффект от красивой картинки рассеялся, а в продолжение зрителю предложили нудную статику, которую несколько пытались оживить маленькие лебеди. И все же, как говорится, шила в мешке не утаишь. Японец вышел в па-де-труа и сразу привлек внимание легкостью и полетностью прыжков и точным попаданием в ритм и долю, что в нашем театре, увы, становится редкостью. Оркестру периодически приходится зависать на пару-тройку секунд, ожидая, когда танцор докрутит фуэте и выйдет на позу. Захотелось посмотреть Акимото в главной партии. Жаль, что заранее не угадать, какой состав назначен. Неплохой получился шут у Атаманенко, даже невзирая на травму. Наконец, третий плюс, пожалуй, поставим Екатерине Хомкиной, которая вышла с Акимото в па-де-труа и записана в третью очередь на Одетту. Что ж, будем ждать, когда эта очередь подойдет.
26 фуэте или медаль?
И все же великая сила гениальной музыки Чайковского сделала свое дело, ее не испортили цепляющиеся ноги солистки, недокрученные фуэте, квакающие валторны. Премьера прошла как полагается — с цветами и овациями. К тому же она стала особенной: гостями театра были спортсмены, которые совсем недавно вернулись с Олимпиады.
— Это прекрасный повод поздравить наших спортсменов и поблагодарить их, — рассказал журналистам самый культурный министр Алексей Бетехтин. Кстати, это по инициативе его ведомства на премьеру пригласили спортсменов. — Я сам был на Олимпиаде, мы все болели за наших, это происходило очень дружно. На самом деле подобные акции с минспортом уже были, но тут все совпало: возвращение спортсменов, премьера, и мы решили такой хороший случай использовать.
Увы, не все олимпийцы смогли прийти в театр, ждали медалистку Ольгу Фаткулину, но она не смогла, фристайлисты уехали домой — их можно понять, они так много сил потратили. Зато хоккеистка Александра Вафина и кроссвумен Юлия Ливинская получили не только большое удовольствие, для них это стало настоящим открытием.
— Мне очень понравилось, так все красиво, актеры такие молодцы, — делится впечатлениями Александра. — Знаете, я смотрела на них и думала: как же это возможно? Такие прыжки, это все очень сложно.
— Сложнее, чем в спорте?
— Знаете, мы в чем-то похожи, танцоры все подтянутые, тренированные, просто вид деятельности у них более эстетический, скажем, — улыбается Саша.
— Я вообще первый раз в театре, — продолжает тему Юлия. — Больше всего мне понравился Черный лебедь, образ был создан яркий — живой, дерзкий. А эти фуэте — 26 раз! Еще очень здорово, что играет оркестр, сейчас все чаще под фонограмму происходит, все-таки живая музыка лучше. Знаете, я бы хотела и другие спектакли посмотреть, послушать, например, оперу.
Фото Андрея ГОЛУБЕВА