Меню

В Челябинске обсудили роль православной церкви в Великой Победе

26.11.2019 11:05 - автор Наталья Фирсанова
Живая дискуссия на тему «Наследие Победы и наследие измены: Православие по обе стороны фронта» состоялась в Историческом парке «Моя Россия – моя история».
В Челябинске обсудили роль православной церкви в Великой Победе

Мероприятие прошло в рамках областных Рождественских чтений. Тема связана с юбилейной датой – 75-летием Победы в Великой Отечественной войне, которую наша страна будет праздновать в следующем году. Эксперты обсудили деятельность православных иерархов и верующих в военные годы. Эти страницы истории по большей части остаются малоизученными и дискуссионными.

Участники встречи напомнили, в каком положении находилась Церковь в Советской России накануне войны.

– Отношения Церкви и государства выстраивались трагически. Священнослужители подвергались преследованиям, храмы закрывали, – отметил доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского госуниверситета, протодиакон Владимир Василик. 



В то же время, по словам экспертов, перед войной власти несколько смягчили политику по отношению к церкви. Это, в частности, было связано с присоединением западных территорий к Украине и Белоруссии, а позднее Прибалтики. Церковная жизнь там не прерывалась, действовали тысячи храмов, работали духовные учебные заведения.

Однако и на остальной территории СССР, несмотря на репрессии и страх, большинство жителей страны считали себя верующими, утверждает настоятель храма Святой Троицы в Москве, протоиерей Алексей Уминский, ссылаясь на данные переписи населения 30-х годов.

В первый же день объявления войны Русская православная церковь обозначила свою позицию: 22 июня 1941 года появляется послание Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Сергия (Страгородского).

– Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству, – зачитал отрывок из документа, к слову, опубликованного только в 1943 году, протодиакон Владимир Василик.

Позиция митрополита Сергия была основана на истинном патриотизме, на глубоких переживаниях за судьбу своей родины и Церкви, в этом участники дискуссии были единодушны. Многие священнослужители, в том числе освобожденные из заключения, пошли на фронт и служили достойно. На пожертвования верующих в 1944 году была сформирована танковая колонна «Дмитрий Донской».

На оккупированной территории были священники, которые помогали партизанам. Как пример патриотизма участники привели историю протоиерея Федора Пузанова из Псковской области. Он помогал партизанскому отряду, организовал продуктовый обоз в блокадный Ленинград и через линию фронта переправил его в город.

Один из ярчайших образцов служения Родине являет архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). В 1941 году священнослужитель отбывал уже третью ссылку в Красноярском крае. Но когда началась война, он, будучи хорошим хирургом, предложил свою помощь. Его прошение удовлетворили, он был назначен главным хирургом, оперировал в эвакогоспитале и стал консультантом по организации госпиталей в Красноярском крае.

Но были и те, кто оказался по другую сторону фронта. По мнению протоиерея Алексея Уминского, вероятно, что многие из них воевали против большевиков, хотели возродить православную Русь.

– Кто они? Предатели? Этот вопрос, я думаю, еще долго будет открытым, – полагает отец Алексей.

Своему оппоненту жестко возражает отец Владимир.

– На оккупированных территориях немцы уничтожили 7,5 миллиона человек, сжигались целые деревни, в немецком плену погибло 2,5 миллиона человек – в пять раз больше, чем военнопленных немцев в нашей стране, – аргументирует протодиакон Владимир Василик.

– Кто хотя бы раз в жизни видел, как падает человек, сраженный насмерть автоматной очередью, никогда, ни при каких обстоятельствах, не будет воспевать войну, – резюмирует модератор дискуссии, протоиерей Игорь Шестаков. 

– Я против героизации войны. Это всегда страшная трагедия, связанная с человеческим грехом, – соглашается протоиерей Алексей Уминский.

Представление о войне как о величайшей трагедии поддерживает доктор исторических наук, профессор ЮУрГУ Игорь Сибиряков.

– Война всегда связана с тяжелым нравственным выбором. И это выбор между плохим и очень плохим. Поэтому я бы был очень осторожен в обобщениях. Необходимо рассматривать конкретные ситуации, конкретные исторические обстоятельства, конкретных людей. Мы видим, что модели поведения у всех были разные. Для кого-то лучшим казался сталинский режим, кто-то помнит трагическую историю своей семьи со времен гражданской войны. Здесь невозможно деление на черное и белое. Оттенки, полутона, множество нюансов – все должно анализироваться индивидуально, – считает Игорь Сибиряков.

Профессиональный историк отмечает, что роль православной церкви в Великой Отечественной войне не раз становилась предметом исследований, тем не менее остается еще много «белых пятен». Причина – недостаток информации, фактов, документов. Все это осложняет работу исследователя.

– В последние годы мы видим, что даже те немногие источники, которые были доступны в 90-е годы, постепенно начинают исчезать из доступного информационного пространства. Для большинства исследователей по-прежнему закрыты архивы Министерства обороны. Я думаю, это связано с тем, что информация, которая в них хранится, может вызвать в обществе неоднозначную реакцию, – рассуждает ученый. 

Подводя итог встречи, протоиерей Игорь Шестаков, отметил:

– У нас были священники, которые сражались на фронтах Великой Отечественной, их воспоминания наполнены болью и скорбью. Сегодня очень часто приходится сталкиваться с мифотворчеством в истории Великой Отечественной войны. Поэтому очень важно восстановить историческую правду.

Фото Дмитрия Куткина



 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»