Меню

Челябинский Театр драмы рискнул поставить Коляду и пригласить экспериментальный театр

28.02.2014 11:22 16 (11728)

Играем по-крупному.

Театр драмы наконец-таки допустил на свою академическую сцену бунтаря и возмутителя спокойствия Николая Коляду. В начале марта на большой сцене грядет премьера спектакля «Баба Шанель». Первым ступить на эту terra incognita для театра поручили совсем молодому режиссеру из Москвы Семену Филиппову. Для академического театра двойной риск. Кстати, Семен — бывший челябинец, и даже режиссерское образование получал в нашей академии. А еще 15 марта он привезет в Челябинск уже свой театр «Рупор» с тремя постановками. Труппа сугубо экспериментальная, а постановки совсем уж нестандартные. Что ж, риск, как известно, дело благородное, и повод для встречи убедительный.

Вторая «Шанель»

Репетиции на сцене театр идут ежедневно утром и вечером, премьера буквально на носу — 6 марта. На постановку непростой пьесы режиссеру отмерили изумительно короткий срок — один месяц.

— Успеете?

— Азарт и положительный заряд наших заслуженных актрис дают на это надежду, — шутит Семен. — Надеемся, что на премьеру приедет автор, если, конечно, не будет слишком занят ремонтом (не так давно театр Коляды получил, наконец, новое помещение. — Авт.). В любом случае мы работаем с его благословения. Когда он узнал о наших намерениях, то сказал: «Ну, наконец-то есть возможность занять ваших прекрасных артисток».

Пьесу выбирал театр, и эскиз будущего спектакля был представлен в сентябре в рамках лаборатории современной драматургии, правда, несколько запоздало: пьеса обошла чуть не все театральные подмостки страны. Добралась она и до Челябинской драмы.

Пять разномастных старушек празднуют во Дворце глухих юбилей своего ансамбля. Веселое застолье рушится с появлением Розы — новой участницы ансамбля, более молодой, и которой уготована роль солистки. Естественно, доморощенные певицы принимают соперницу в штыки.

Кстати, для режиссера это будет уже вторая «Шанель».

— Первую поставил в тюменском театре «Ангажемент», но это был совершенно другой спектакль, там старух играли молодые актрисы, и мы делали что-то близкое к капустнику и даже стали лауреатами фестиваля «Коляда-place». Здесь будет все по-другому, трагикомедия.

Знай наших!

Буквально сразу за своей премьерой Семен представит челябинской публике свой театр. Не далее как 24 февраля «Рупор» отметил третий день рождения. Основу коллектива составляют выпускники Челябинской академии.

— У нас был уникальный в каком-то роде курс, — рассказывает собеседник. — Нас было 37 человек, представляете? Наверное, это самый большой курс в истории нашего вуза.

И это правда. Обычный курс вполовину меньше — 15 — 18 человек, но даже не это важно — многие с курса работают по специальности.

— В Екатеринбурге у Коляды, в Тольятти, в Красноярске, даже в Питере работают наши ребята, — перечисляет Семен. — Это подтверждение того, что качество обучения в нашей академии не хуже столичного. Спасибо нашему мастеру — Елене Васильевне Калужских: мало кто даже в Москве умеет работать ансамблево и так сплоченно. Кстати, я заметил, что у москвичей это слабое место: у них нет такого единения, общей цели, каждый сам за себя. Знаете, иногда наш театр называют сектой.

Сейчас в коллективе 12 человек, восемь из них — бывшие челябинцы, остальные — ребята из Тюмени, Сургута, Красноярска.

— Москвичей принципиально не берете?

— В какой-то степени да. Им не понять, сколько нужно сил, чтобы завоевать себе место под солнцем, имея на руках диплом провинциального вуза. На каждый спектакль мы идем как на бой, а для них все проще.

Москва слезам не верит

Иметь свой театр если и мечтает каждый режиссер, то создать его может далеко не каждый. Семену это удалось на удивление легко и сразу, может, потому что он изначально к этому стремился.

— Год я отработал на практике в Перми в театре «У Моста» и уже тогда понял, что в условиях репертуарного театра нет возможностей для экспериментов, единственный выход — создать свою труппу.

— Но почему непременно в Москве?

— Здесь проще это сделать. Люди более открытые, лояльнее относятся к экспериментам, не такие консервативные, как в провинции. К тому же Москва всегда заставляет двигаться вперед, не позволяет останавливаться, вынуждает бороться, не опускать руки и не отступать перед трудностями. Москва — это в принципе другая страна, там люди по-другому думают, одеваются и даже ходят. Кстати, поэтому некоторые московские спектакли не всегда понятны провинциалам, и наоборот.

Про трудности Семен не особо рассказывал, да и зачем? Театр есть, он существует, репетирует и даже регулярно показывает репертуарные работы, ездит на фестивали, завоевывает награды. Пару лет назад участвовал в первом фестивале «ТеArT», который проходит в родной академии. Спектакли «Рупора» идут на сцене Московского театра имени Булгакова, в центре творческих инициатив «Фабрика», а еще их можно будет посмотреть 14,15 и16 марта в Челябинске.

Вербатим, реконструкция и литературный театр

Землякам приготовили три спектакля. Первый — «Простое, как мычание» со стихами Маяковского о поэтах Серебряного века. Кстати, именно этот спектакль принес «Рупору» победу на том самом первом фестивале «ТеArT» в ЧГАКИ.

«Жанна д`Арк», не поверите, создан на основе протоколов французского суда, в котором рассматривалось ее дело.

— Я прочитал кучу пьес на эту тему, и везде образ Жанны получался какой-то неполный и во многом зависел от трактовки автора. Тогда мы решили взять за основу самое объективное, что может быть — исторические документы.

Работали над спектаклем долгих полтора года, Филиппов сам сделал инсценировку, а потом ребята занялись реконструкцией исторических костюмов, предметов, даже музыкальных инструментов.

— Мы пытались воссоздать эпоху средневековья, и это было самое сложное. Мы уточняли, в каком костюме была Жанна, что носили стражники, судейские, обыватели в то время, наш художник Анастасия Курбатова делала эскизы и сама изготавливала костюмы. Мы перерыли массу нот и записей, чтобы найти те самые средневековые мотивы, которые могла слышать Жанна. Заказывали инструменты — бузуки, колесную лиру, потом ребята учились на них играть, разучивали мелодии. Кстати, в спектакле звучит только живая музыка.

Наконец, третья постановка совершенно отличается как от поэтической, так и от исторической. «Лаватар» — так называется детская игра, и спектакль рассказывает об аниматорах — неудавшихся актерах, режиссерах, которые вынуждены зарабатывать на хлеб.

— Это некий вербатим, — поясняет Семен. — Мы собирали и записывали вполне реальные истории вполне реальных людей, потом объединили их неким общим сюжетом, получился треш-капустник. С одной стороны — очень веселый, потому что детский праздник иным быть не может, а с другой — очень грустный, потому что рассказывает о нереализованности человека в нашем обществе потребления.

Премьеру сыграли в мае прошлого года, челябинцы станут вторыми после москвичей, кому предстоит увидеть столь необычный жанр. Судя по заявке, должно быть интересно.
 
 
Семен Филиппов, выпускник ЧГАКИ. Свою дипломную работу защитил на сцене театра «У Моста», г. Пермь, спектакль «Бесхребетность» по мотивам пьесы И.Лаузунд. Художественный руководитель московского театра «Рупор», театральный режиссер. Его спектакли неоднократно отмечались известными театральными критиками и режиссерами, а постановка «Простое, как мычание» четырежды становилась призером различных театральных фестивалей.
 
 
Пьеса Николая Коляды «Баба Шанель» была представлена на лаборатории современной драматургии, которая проходила в Челябинском театре драмы в сентябре. Эскиз спектакля понравился и зрителям, и критикам. Театр решил довести работу до конца. Премьера спектакля состоится 6 марта.
 
 
«Жанна д'Арк»
 
 
«Лаватар»
 
 
«Простое, как мычание»

Фото Наиля ФАТТАХОВА и театра «Рупор»

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»