Меню

Северный Урал: там, где бабушка Минисей носит землю

28.02.2014 10:52 16 (11728)


Константинов Камень, гора, высота которой 492 метра над уровнем моря, — это северный пограничный столб Уральских гор. С юга Константинов Камень подпирают две вершины — Минисей и Большой Минисей (Аркопай). Эти горы образуют кряж Минисей.

Летом 1848 года сюда добрался отряд Североуральской экспедиции Русского географического общества. Ее начальник Гофман поднялся на северную вершину, записал в своем дневнике, что с нее открывается поразительный вид и «взор беспрепятственно достигает через непрерывную равнину до моря, отстоящего на 40 или 50 верст».

Гофман же и предложил, чтобы гора была названа Константиновым Камнем — в честь председателя только что учрежденного Русского географического общества, великого князя Константина Николаевича, сына Николая I. Не вызывает сомнения, что великий князь только номинально считался председателем, фактически же обществом руководил вице-председатель, в то время известный путешественник адмирал Литке.

Впрочем, у коренных народов Полярного Урала были свои названия этой горы. Ненцы и пришедшие на эти территории вслед за ними коми-ижемцы назвали вершину Минисей-Пом, что значит «Конец Минисея» (гора расположена на северной оконечности кряжа Минисей).

Было и другое ненецкое название — Туано-Пэ, что означает… «пароход» (дословно — «огненная лодка»). Вероятно, гору было хорошо видно с моря и она служила ориентиром морякам. А возможно, кто-то из местных жителей, видевший, как по Карскому морю ходят пароходы (то есть дело было не раньше как в конце XIX — начале XX века), и обладающий богатым воображением, сравнил форму горы с очертаниями морской «огненной лодки».

Большой интерес вызывает и третье ненецкое название горы Константинов Камень — Утос-Пэ. Александр Матвеев, автор книги «Вершины гор Урала», предполагает, что ороним может быть связан с ненецким словом «нгуто», по диалектам также «нгутус» и «уту», — «нарта без настила для перевозки шестов для чума». Такое название могли дать горе по форме.

* * *

У горы Минисей, или Малый Минисей (525 метров над уровнем моря), характерная острая вершина — трехгранная пирамида, сложенная кварцитовидными песчаниками красного цвета. Вероятно, из-за своего угрюмого и величественного вида Минисей стал священным жертвенным местом у ненцев.

Здесь было главное хранилище ненецких идолов всех обдорских тундр. По-ненецки гора называется Минисей-Нум-Пэ, то есть «Священный Камень Минисей». И для оленеводов тут все священно — и склоны горы, и озеро, расположенное поблизости. Хотя само слово «Минисей» перевести очень трудно. Некоторые исследователи считают, что оно значит «Скала конечных куп» или «Последний Камень».

Финский лингвист Лехтисало производит название «Минисей» от ненецкого глагола «минесь», что значит «нести». То есть ороним Минисей дословно значит «Носитель». И тут Лехтисало указывает, что, по ненецким преданиям, Минисей — один из «носителей» нашей Земли, поддерживающих ее.

Причем этот титан с Полярного Урала — существо женского пола. Лехтисало называет его бабушкой Минисей. Но этим дело не ограничивается.

* * *

Гору Большой Минисей (635 метров над уровнем моря) ненцы называют Арка-Пай, что переводится как «Широкий Утес». В 1909 году исследователь Баклунд в своих записях назвал вершину горой Кузнецовых, по фамилии богачей, финансировавших его экспедицию и даже принявших в ней участие. Впрочем, название это не утвердилось. В одной из специальных работ по оленеводству, написанной в 1930-е годы, Большой Минисей называется Хаптем-Пэ. А этот ороним, как заключает тот же Матвеев, можно сопоставить с ненецким «хабт» — «кастрированный олень», а особенно с употребляемым по отношению к оленю из небольшого стада словом «хабтенг» — «бычишка».

Таким образом, олень-бык (вершина Большой Минисей) везет старуху Минисей (Малый Минисей), а за ними следует нарта с шестами для устройства чума (Константинов Камень). Кстати, Лехтисало записал один фольклорный текст, в котором говорится, что «старуха Минисей запрягла своего бычишку». Так в старину ненцы-оленеводы образно представляли три отдельно стоящие горы на самом севере Уральских гор. Что ж, поэт и в тундре поэт.