Меню

Анатолий Коломейский — инженер человеческого смеха

26.02.2014 10:50 15 (11727)


Писать смешно неимоверно трудно. Еще труднее написать что-нибудь смешное к определенному сроку. Однако у Анатолия Коломейского это получалось неоднократно — особенно тогда, когда он был автором КВН.

Идите в «Баню»

Начиналось все в институте, который, казалось бы, никакого отношения к литературе не имел, — Челябинском политехническим.

— На самом деле в те времена, когда я учился, именно в политехе были собраны, пожалуй, лучшие творческие силы нашего города, — рассказывает Анатолий Коломейский. — Здесь показывал свои спектакли театр «Манекен», работал один из сильнейших клубов самодеятельной песни... Было в институте и свое литературное объединение, и мощная редакция многотиражной газеты. А еще были газеты стенные, такие, например, как «Баня» имени Владимира Владимировича Маяковского. О том, что эту газету вывесили в фойе главного корпуса ЧПИ, можно было узнать по взрывам хохота, которые были слышны издалека. Сейчас тех людей, которых я про себя все еще называю «банщиками», уже не встретишь в вузовских коридорах: кто-то, увы, ушел из жизни, кто-то живет в Америке, кто-то в Израиле... Но именно под их влиянием я стал писать юмористические миниатюры, а потом и рассказы, и монологи. Печатался я сначала на страницах газеты «Политехнические кадры», а потом стал посылать свои произведения в московские издания. И при этом продолжал учиться, причем на приличном уровне. Так что иногда подписывал свои рассказы так: «Анатолий Коломейский, инженер-электрик».

Школа КВН

Что касается Клуба веселых и находчивых, то создается такое впечатление, что в ЧПИ он был всегда. И его верным автором был именно Коломейский.

— Естественно, человек, который печатается на газетных страницах как юмористический автор, рано или поздно попадает в круг авторов КВН, — продолжает Анатолий Коломейский. — И это — совершенно особая профессия. Во-первых, ты слышишь то, что написал, из уст другого человека, слышишь, как на это реагируют зрители, и понимаешь: вот тут удачно, а вот здесь не очень. Во-вторых, иногда требуется написать что-то очень быстро, потому что завтра выступление, нужны новые шутки. И это тоже серьезный вызов для автора. Первые мои опыты были связаны с городскими командами, а потом я познакомился с Дмитрием Табарчуком — человеком, который создал самую сильную команду в истории челябинского КВН. Сначала они назывались «Земляки», потом «Уездный город». В 2002 году они стали чемпионами Высшей лиги. Я рад, что мне довелось сотрудничать с этой командой и заочно «соревноваться» с авторами шуток из Екатеринбурга, Москвы, Сочи. Наше сотрудничество было так тесно, что ребята, уезжая в Москву, всерьез звали меня с собой. Но я не решился в сорок пять лет резко менять судьбу и начинать с нуля... Хотя, конечно, команде «Уральские пельмени», которая перебралась в столицу всем своим составом, включая авторов, это удалось. Правда, для этого им пришлось стать профессиональным театром. Вообще нынешний КВН очень тесно сросся с телевидением. Потому и юмор там другой, более «клиповый». Быстрое чередование реприз сегодня встретишь гораздо чаще, чем детально проработанные сценки. С другой стороны, появились новые жанры, которые в наше время просто были невозможны по техническим причинам — видеоюмор, сложные музыкальные номера.

Конечно, работать в этой системе сегодня можно только перейдя в профессионалы. Но я не поменял не только город, но и профессию.

Прокормит ли юмор?

Даже тогда, когда юмористические рассказы Анатолия Коломейского выходили во всесоюзных и региональных изданиях «Студенческий меридиан», «Литературная Россия», «Урал», «Литературная газета», «Уральский следопыт», «ЭКО», «Чаян», «Авось» и многих других, он продолжал работать по специальности. Сначала в производственном объединении «Полет», потом — в энергетической компании, где сегодня занимает ответственный пост технического директора.

— Возможно, такому положению дел способствовали невысокие гонорары, которые в советские времена платили даже столичные газеты, — признается Анатолий. — На такие деньги прожить было невозможно. А может быть, причина в том, что по жизни я человек серьезный (хотя бывают и юмористы «по жизни», которые просто лучатся смехом, как главный автор той же команды «Уральские пельмени»). Тем не менее, оставаясь любителем, к творчеству своему я подхожу очень профессионально. Не люблю тех, кто явно халтурит, опускаясь до пошлости. Потому, наверное, мне посчастливилось получить лестные отзывы о том, что пишу, даже от мэтров отечественного литературоведения: например, академик Владимир Новиков упомянул мои пародии в своей фундаментальной книге о литературной пародии. Серьезно я относился и к обязанностям ведущего юмористической рубрики в челябинских газетах, кстати, и в «Вечернем Челябинске». Жаль только, что сегодня и странички юмора в изданиях, и сами юмористические журналы прекращают свое существование.

Вот, например, знаменитый «Фитиль». В свое время выпуски этого сатирического альманаха показывали в кино. Потом он переместился на телевидение, и как раз в это время я начал с ним сотрудничать. Приятно, что все без исключения сюжеты, которые я им предлагал, они принимали в производство. Когда ты видишь, как в твоем сценарии играет какой-нибудь известный актер, например Александр Панкратов-Черный, — это приятно. Но, увы, в новом времени «Фитиль» оказался не нужен... Думаю, это связано с тем, что сатира вообще утратила свои позиции. В прежние времена, когда о многом нельзя было говорить открыто, в ход шли сатирические иносказания — эзопов язык. Сегодня можно говорить обо всем, открыто критиковать то, что не нравится. Причем если не в прессе, то в Интернете, и эта критика распространяется на огромную аудиторию.

«Вам звонит Клара Новикова»

Удалось Анатолию Коломейскому поработать и с известными исполнителями-юмористами.

— Естественно, сначала я не поверил, что мне звонит Клара Новикова, — рассказывает он. — Думал, что это розыгрыш. Но оказалось — правда. Мои рассказы привлекли внимание Клары Борисовны, и она предложила попробовать посотрудничать... Конечно, от таких предложений не отказываются. И все же полноценного сотрудничества не получилось: дело в том, что эстрадные исполнители нуждаются не в отдельных монологах, а в целых программах, которая состоит из нескольких номеров. Естественно, иногда эти номера меняются... Словом, для того чтобы работать с артистом, надо все время находиться рядом с ним. Если артист в Москве, а ты — в Челябинске, то даже высокоскоростной Интернет не поможет.

И все же челябинский автор запросто может достичь международной известности — это доказывают публикации Анатолия Коломейского в таких изданиях, как «Джем-анекдот» (Минск), «Блин» (Киев), «Фонтан» (Одесса).

— Особенно радует меня публикация в Одессе — столице юмора, — признается Анатолий Коломейский. — Общаясь с замечательными уроженцами этого города, такими, например, как Михаил Жванецкий, понимаешь, что их природное чувство юмора предъявляет к иногороднему автору особые требования.

Время мемуаров

Сложно поверить в то, что в нынешнем году Анатолию Коломейскому исполняется шестьдесят лет. В багаже автора — семь книг: «Теория невероятностей», «СТЭМ на вырост», «Мы играем в КВН», «Смешные эстрадные монологи», «Новые студенческие миниатюры», «Новый анекдот, или Ржевский в яблоках» и «Сказка про белого бычка», которая получила Южно-Уральскую литературную премию (с формулировкой «За высокое мастерство поэтической пародии»). Сейчас Анатолий готовит к выходу восьмую, в которую, кроме юмористических рассказов, будут входить и... мемуары.

— Хотелось бы рассказать о тех замечательных людях, с которыми я встретился благодаря своей литературной деятельности, — говорит Анатолий. — Впрочем, пока о содержании книги подробно не расскажу, чтоб не сглазить!

Фото из личного архива Анатолия КОЛОМЕЙСКОГО