Меню

Аркаим: здесь родился Заратустра

21.02.2014 11:40 14 (11726)


«Русские в беде!», «Подлый удар с Запада», «Новая нацидея великороссов: здесь родился Заратустра»… Под этими и подобными им лозунгами южноуральский Аркаим превратился в «прастолицу древнего арийского государства», а брединские степи стали центром Земли, колыбелью всех известных цивилизаций Евразии, как символ русской славы…

В Стране Советов был красивый миф: русские — это «старшие братья», цивилизаторы, носители высокой культуры, которой они щедро делились с другими народами, объединенными ими под одним флагом. Да что там! Начиная с конца 30-х годов, русские изображались мессианским народом, призванным вести все человечество к новой, справедливой цивилизации.

И когда в 1991 году миф лопнул, граждане Российской Федерации были в шоке. 17 процентов россиян (более 25 миллионов) оказались за пределами родины — в странах ближнего зарубежья. Русские сами стали разделенным народом, и тогда возникла необходимость в новой национальной идее.

В то время как одни ратовали за воссоединение хотя бы родственных славянских народов — украинцев и белорусов, а, может быть, еще и казахов, другие углубились к корням истории. И тут-то под светом софитов оказалась недавно открытая на юге Челябинской области Страна городов — два десятка хорошо укрепленных городищ II-III тысячелетия до нашей эры. И никого особо не смутило, что городища в древности были сожжены (возможно, еще самими их жителями) и ныне от них практически ничего не осталось. Только холмики, образующие то круг-лую, то прямоугольную формы. Впрочем, чем меньше фактуры, тем благодатнее почва для фантазий, толкований и перетолкований…

Центральным и самым известным из городищ стал Аркаим. С его названием также связано несколько историй. По правилам археологии его должны были назвать Большекараганский (расположен памятник на берегу степной речки Большая Караганка) или Александровский (рядом с данным поселком). Но больно уж неблагозвучными показались эти названия, и тогда археологи-первооткрыватели раскрыли карту XVIII века и обнаружили на ней сопку Аркаим, расположенную хоть и на существенном расстоянии от древнего городища, но с названием таинственным, притягательным…

Позднее, в 90-х, во время приезда на место раскопок известного астролога Тамары Глоба, кто-то из археологического отряда подсказал ей: «Да это ж арка царя Йима!» За чем же дело стало? Так и повелось — на Южном Урале якобы обнаружили город мифического правителя.

* * *

Тогда же в 90-х потоки околонаучной литературы, как сейчас принято называть, об арийцах-ариях, их славных вождях и походах, а главное — о многотысячелетней истории Руси Ведической, о которой раньше по идеологическим соображениям умалчивали, хлынули на россиян.

Захватывающие фантазии издавались сногсшибательными тиражами, и тексты воспринимались непритязательными читателями как последнее слово науки.

Многие из построений, о которых идет речь, основывались на текстах некоей «Влесовой книги», как принято считать в ученых кругах, созданной в среде русской эмиграции в начале 50-х. В ней говорится о предках-скотоводах, веками кочевавших по широкой евразийской степи, свято хранивших свои духовные традиции и отстаивавших их в борьбе с многочисленными коварными врагами. В конечном итоге в русле этой мифологической концепции образ предков-славян слился с представлением о древних индоевропейцах, а в качестве термина для последних реанимировались дискредитированные нацистами арийцы. Мало этого, на рубеже 80 — 90-х годов рассматриваемый миф обогатился новым сюжетом — представлением о Северной (Полярной) прародине, и со временем в нем все более отчетливо начали звучать расовые мотивы.

* * *

По сути, сами археологи-первооткрыватели виноваты в ажиотаже, который позднее был поднят, раздут вокруг Аркаима. Тогда, в конце 80-х, уникальный памятник необходимо было спасать от затопления.

Чтобы сделать свои аргументы в защиту вновь обнаруженного археологического объекта более убедительными, ученые представили Аркаим одним из древнейших городов страны, центром ранней государственности, храмом-обсерваторией, писали о его «магических кругах» и даже называли его родиной древнего иранского пророка Зороастра (Заратустры). Приезжавшие на Аркаим представители администрации и туристы могли видеть плакат с надписью «Здесь родился Заратустра». Аркаим причисляли к кругу «национальных и духовных святынь», для чего приходилось прибегать к совсем уже сомнительной идее о близком родстве индоариев и славян. Аркаим отмечали как уникальный образец гармоничных взаимоотношений между культурой и окружающей природной средой. Страна городов иной раз безапелляционно наделялась какой-то особой духовностью.

Все это и взяли на вооружение националисты. Они стали размещать здесь «вторую прародину арийцев» (первой считается мифическая Гиперборея, якобы располагавшаяся за Полярным кругом или даже на самом Северном полюсе), впоследствии расселившихся отсюда по просторам Евразии от Карпат до северного Китая. Приверженцы этих представлений рассматривают Южный Урал как источник ведических верований и район едва ли не древнейшей в мире государственности, столицей которой будто бы был священный Аркаим. Некоторые из «исследователей» идут еще дальше и называют эту государственность славянской, русской…

В то же время с середины 90-х в паломничестве на Аркаим стали участвовать и жители Башкортостана. Местные СМИ также начали проявлять интерес к древнему памятнику, соблазняя читателей все теми же псевдонаучными сюжетами о якобы особом климате на Аркаиме, о присутствующей там биоэнергии, о расположенном там «святом месте».

Все это, естественно, не могло обойти стороной и башкирских националистов, которые, подобно русским, начали лихорадочный поиск своих далеких предков. Некоторые из башкир также обращаются к старой доброй «теории»: они либо возводят все свои колена к арийским корням, либо стремятся связать с ними какое-либо из отдельных племен.

Не остаются в стороне и казахи, которые нашли в себе тоже много арийского, и, конечно же, финно-угры. Те готовы оспорить любое постороннее притязание на «прародину», кроме своего собственного.

Парадоксальным образом вроде бы из очага ярой националистической розни Аркаим стал «гнездом» для всех народов Урала. И теперь на туристической площадке заповедника соседствуют сторонники гиперборейской теории, гости из Казахстана и представители, скажем, башкирского племени тамьян, одного из ветвей «арийского древа».

Что ж, такое возможно только у нас на Урале — интернациональное объединение всех языков. И гордый внук славян, и финн, и…



Справочник «Семи чудес Урала»

Летом 1987 года археологи Челябинского госуниверситета проводили обследования археологических памятников в Большекараганской долине, что на юго-западе Челябинской области. Долину предполагалось затопить, чтобы устроить водохранилище для соседних совхозов. Строители торопили, и археологи в спешном порядке составляли карту древних памятников, чтобы никогда больше сюда не возвращаться. Но внимание исследователей привлекли валы, которые, как выяснилось, окружали поселение необычного типа — таких в степной зоне раньше не находили.

Речь шла о круглом (в диаметре около 150 метров) древнем сооружении, которое включало десятки жилых помещений с очагами, погребами, колодцами и металлургическими горнами. Весь этот комплекс, названный Аркаимом, относился ко II тысячелетию до новой эры. Ему недолго пришлось оставаться в одиночестве: вскоре археологи обнаружили не менее двух десятков подобных круглых или прямоугольных городищ, расположенных в Челябинской и Оренбургской областях, а также в Башкортостане и Северном Казахстане. Все они, по предположениям археологов, относятся к XVIII — XVI векам до н. э.