Меню

Прогрессивные технологии в здравоохранении региона работают, но иногда дают сбой

21.02.2014 11:05 14 (11726)
Прошло почти три года с тех пор, как в челябинских поликлиниках объявили войну очередям. В медучреждениях заработали многоканальные телефоны, открылись электронные регистратуры, появилась возможность записаться на прием к доктору, не выходя из дома. Помогают ли новинки в борьбе с вечной проблемой? Уменьшились ли вереницы пациентов к окошкам регистратур и кабинетам врачей? Повысилась ли доступность медицинской помощи?

Пациенты уходят в Интернет?

В прошлом году на Южном Урале заработала электронная регистратура. Практически все поликлиники области подключены к единой информационной системе. За пять месяцев жителям выдано более двух миллионов электронных талонов к врачу, число желающих самостоятельно записаться к специалисту увеличивается, оптимистично информирует региональный миздрав. Причем через Интернет можно записаться как к терапевтам и педиатрам, так и к узким специалистам. Казалось бы, сбылась мечта пациентов: забронировал талон в режиме онлайн, без очереди у окна регистратуры, — пришел в назначенное время в поликлинику, где его уже ждет врач.

Однако на деле все складывается не так безмятежно. Сервис работает не всегда и не везде. Сотрудница «Вечерки», например, с нового года пыталась получить талон на прием через портал talon.zdrav74.ru. Но не могла узнать даже расписание врачей, которое, как сообщает минздрав, доступно на предстоящие две недели.

— Каждый раз, когда чиновники рапортуют о достижениях электронной регистратуры, я думаю: а почему бы не воспользоваться услугой? Захожу на портал, нахожу свою поликлинику, и каждый раз система выдает одно и то же сообщение: «В настоящий момент сервис недоступен по техническим причинам. Попробуйте повторить попытку». Я повторяла попытки несколько месяцев, а результат оставался неизменным, — возмущается Галина. — Почему так происходит? Этот вопрос я задавала на сайте областного минздрава, но ответ так и не получила.

Наша коллега состоит на диспансерном учете в поликлинике ОКБ № 2. Это достаточно крупное медицинское учреждение, обслуживающее значительную часть жителей Ленинского района. Но пациенты не могут записаться к врачу через Интернет. Почему поликлиника областной клинической больницы № 2 оказалась отрезана от информационной системы? На прошлой неделе «Вечерка» обратилась в региональный минздрав с просьбой прокомментировать ситуацию. В редакции еще не успели получить официальный ответ, однако сразу после отправленного в адрес ведомства запроса сервис заработал. Открылось расписание приема врачей, появилась возможность записаться на прием. Только предложенный список специалистов оказался слишком узким: терапевт, онколог, акушер-гинеколог. К последнему получить талон не удается.

— А как быть, если нужно записаться к неврологу или кардиологу, взять талон на ЭКГ? — недоумевает Галина. — В регистратуре выдают талон на ЭКГ раз в неделю. Это значит, надо ехать в поликлинику к семи утра или с 7.30 заказывать талон по телефону. Но чтобы дозвониться, надо иметь много свободного времени и терпения слушать длинные (или короткие) гудки в трубке.

Как пояснили в пресс-службе минздрава Челябинской области, заказ талонов на ЭКГ на сайте в разделе «Запись на прием к врачу в электронном виде» не предусмотрена. Талон можно заказать по многоканальному телефону 729-95-10 или при непосредственном обращении в регистратуру поликлиники. Сроки ожидания плановыми больными соответствуют территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 — 2016 гг. Экстренным пациентам после осмотра лечащего врача ЭКГ делается cito (срочно). Участковые врачи-терапевты имеют возможность снимать ЭКГ на дому и в поликлинике на аппаратах «Вид сердце» через единый городской диагностический центр на базе областной клинической больницы № 3.

В порядке живой очереди

Врачи не устают повторять: чем раньше выявить заболевание и начать его лечить, тем лучше прогноз. А когда на прием приходит пациент с запущенной болезнью, разочарованно разводят руками: «Ну что ж вы так долго дома сидели? Почему поздно пришли?»

У нашей читательницы Марии после неудачного визита в женскую консультацию ОКБ № 3 надолго пропало желание обращаться к врачам.

— В начале февраля я решила сходить на обследование к гинекологу, — рассказывает она. — По телефону заранее заказала талон. На прием нужно было прийти в четверг к 16 часам. Я отпросилась с работы и к строго назначенному времени подошла к кабинету врача.

Однако у дверей Марию остановила сердитая толпа женщин. «Живая очередь!» — дружно провозгласили ожидающие приема. «Но у меня талон», — резонно возразила Мария. Оказалось, что многие очередницы держали в руках заветные листки.

— У кого-то был талон на 15 часов, кому-то было назначено и более раннее время. И все они ждали, — говорит Мария. — Тут же в длинной веренице стояли будущие мамы без талонов. Какие к ним могут быть претензии? Все мы прекрасно понимаем: женщине в положении в очереди гораздо тяжелее. Поэтому пришлось искать крайнюю и терпеливо ожидать приема, с тоской размышляя о том, ради чего заранее заказывать талон, отпрашиваться с работы…

Неожиданно из кабинета вышла медсестра и расставила все точки над «и»: четверг — день приема беременных. Отсидев битый час в коридоре женской консультации, наша читательница поняла: до конца рабочего дня в кабинет врача она так и не попадет. Перед тем как уйти из медучреждения, еще раз заглянула в регистратуру: «Почему никто не предупредил о приеме беременных? Для чего выдаете талоны на этот день и создаете очереди?» В ответ сотрудницы равнодушно заметили: «Разбирайтесь с очередями сами».

— Я была уверена, что талоны помогают решить проблему с очередями. Но если в работе регистратуры и врачей нет согласованности, то зачем придумывать талонную систему? — недоумевает Мария. — Хотя я обращаюсь к терапевту поликлиники ОКБ № 3, там система работает без сбоев.

— В ГБУЗ ОКБ № 3 прием осуществляется строго по талонам и времени, указанному в талоне, — прокомментировали ситуацию в региональном министерстве здравоохранения. — Об этом имеется информация, контроль за порядком возложен на участковых акушерок. Для более подробного ответа руководству ГБУЗ ОКБ № 3 необходимо иметь информацию о данной пациентке — фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес проживания.

Диагноз за один день

У челябинцев есть реальная возможность пройти обследование, узнать свой диагноз и получить рекомендации по лечению без очередей и прочей суеты. Как это сделать? Личным опытом поделилась дизайнер Людмила Владимировна:

— У меня давно болела коленка, но времени дойти до своей поликлиники просто не находила, поскольку рабочий день заканчивается в шесть вечера. Дочь настояла на том, чтобы я обратилась к врачу, и предложила поехать в один из медицинских центров города. «Там отличное обслуживание. Не пожалеешь», — убеждала она. В четверг в семь часов вечера (когда регистратура нашей районной поликлиники уже на замке) позвонила в этот центр. К удивлению, на звонок ответили сразу и тут же записали на субботу к травматологу и терапевту на удобное для меня время. Едва перешагнув порог центра, я поняла, что попала в сказку. Условия как в западной клинике. В регистратуре никакой очереди. Сотрудница моментально набрала в компьютере мои данные (даже полис не потребовала!) и выдала талон. Травматолог буквально в считаные минуты сделал снимок на суперсовременном рентген-аппарате и выдал «фотографию». От травматолога — сразу к терапевту. И тут я в очередной раз была приятно удивлена: никакой толпы у кабинета. Врач ждала меня. Без спешки провела полный осмотр, тут же выдала направление на УЗИ. В результате через несколько часов я вернулась домой с установленным диагнозом и подробно расписанной схемой лечения.

Дизайнер искренне восхищалась и новейшим, исправно работающим оборудованием, и внимательным, доброжелательным отношением персонала, и образцовой чистотой.

— И при этом я не заметила там ни одной уборщицы, размахивающей шваброй, что часто можно видеть в городских поликлиниках, — заметила Людмила Владимировна.

Понятно, что за медицинскую услугу пришлось заплатить, но, по словам нашей собеседницы, сумму вполне посильную даже для тех, кто получает невысокую зарплату, — порядка полутора тысяч рублей. Больше того, она убеждена, что, потратив деньги, сэкономила больше — силы, время, нервы, а главное — здоровье. При этом центр принадлежит крупному промышленному предприятию и его сотрудники лечатся бесплатно.

— Я представляю, сколько времени мне пришлось бы провести в стенах своей поликлиники по месту жительства. Получить талон, отстоять очередь к терапевту, ждать приема у узких специалистов. За один день и даже за неделю точно не уложилась бы, — считает Людмила Владимировна. — Хотя врачи в нашей поликлинике работают неплохие, знающие. Но уж очень усталые, измученные непомерными нагрузками. Они бы и рады выслушать больного, но у них поток, лимит времени…
 

Фото Вячеслава НИКУЛИНА.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»