Меню

Челябинские филологи обсудили уровень грамотности горожан

21.02.2014 10:07 14 (11726)


Правельно песать и гаварить нилигко.

О том, как обстоит дело с грамотностью челябинцев, говорили специалисты-филологи накануне Дня родного языка. В основном эти слова были невеселыми.

Только 0,14 процента челябинских школьников из числа сдавших ЕГЭ по русскому языку получили сто баллов. Как отмечают филологи, компьютерная речь, которой все больше пользуется молодое поколение, внедряет особый сленг в русский язык. «У школьников и студентов в последние годы все больше преобладает клиповое мышление. Это негативно влияет на образовательный процесс. Детям стало сложно изучать большие объемы информации», – отмечает доктор филологических наук профессор ЮУрГУ Елена Харченко.

Одна из причин падения уровня грамотности — падение уровня массовой культуры непосредственно отражается на культуре речи. Также на ситуацию влияет и то, что в старших классах на русский язык отведен всего один час в неделю. Этого времени недостаточно.

— В некоторых школах учителя буквально вымаливают в управлении образования дополнительные часы. Зато на английский язык у нас отводится три часа в неделю! — возмущается профессор ЧелГУ Елена Голованова.

— Кроме этого, на уровень культуры речи влияет большой поток мигрантов, который в Челябинской области растет с каждым годом. Приезжим детям трудно освоить русский язык, так как у нас нет специальных учебников и квалифицированных учителей, которые могли бы преподавать русский язык как неродной для детей мигрантов. «Дети мигрантов испытывают большие сложности с изучением языка. В свою очередь их русские друзья, одноклассники начинают копировать их произношение, нормы, что приводит к искажению произношения и смысла фраз, — отмечает Елена Харченко.

Выход из ситуации специалисты видят в усилении преподавания родного языка в школах и детских садах. Также необходимо вывести изучение русского языка для детей мигрантов в отдельный предмет. Уже в течение этого года в школах будут создаваться специальные группы детей для изучения русского языка как неродного. В качестве дополнительной меры предлагается проводить конкурсы на лучшее владение родным словом — ораторские соревнования, конкурсы сочинений.