Меню

*****

«Полный артхаус» как повод вспомнить о российском кино

19.02.2014 11:08 13 (11725)
В нашем городе любой фестиваль — это не только праздник, но и всплеск общения людей, которым небезразлично современное искусство. Вот и предварившая открытие второго кинофорума «Полный артхаус» конференция превратилась в разговор о судьбах кинематографа, об ушедших классиках и обманчивом всевластии денег...

Параллельные программы

 
 
Задуманный как знакомство с картинами отечественных режиссеров, которые только начинают шествие по экранам, фестиваль постепенно «оброс» параллельными программами, которые посвящены, например, фильмам, которые прошли в прокате с малым количеством копий.

— Мы не зря назвали эту программу «Вторая премьера», — рассказал художественный руководитель фестиваля киновед Вячеслав Шмыров. — Зачастую появления этих фильмов в современных кинотеатрах зритель мог и не заметить, особенно когда в соседних залах идут разрекламированные блокбастеры... Потому мы и показываем «Долгую счастливую жизнь» Бориса Хлебникова, «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко… И даже «Географ глобус пропил» Александра Велединского, хотя его судьба не так печальна: фильм уже посмотрело немало зрителей.

На волне нового интереса к эпохе «оттепели» (от смерти Сталина до 70-х годов двадцатого века) на фестивале стартовала программа «Оттепель. Апология стиля», которая включает ретроспективу картин Андрея Тарковского, Ларисы Шепитько, Отара Иоселиани, Михаила Калатозова, Сергея Параджанова, Сергея Соловьева и присутствовавшего на открытии фестиваля Андрея Смирнова.

— Представление об «оттепели» как о времени расцвета нашего кинематографа — это миф, — сказал А.Смирнов. — Конечно, при Сталине выпускалось в год всего пять-шесть картин, а в 60-е годы — 150 фильмов. Кино перестало быть «живым монументом» и стало больше походить на обычную человеческую жизнь. И все же только немногие фильмы становились популярными, и это — кино, которое актуально и по сей день. Режиссеры военного и послевоенного поколения, такие как Григорий Чухрай, Михаил Калатозов, Андрей Тарковский получили столько наград на международных кинофестивалях, сколько ни один из современников... Но, к сожалению, большая часть фильмов снималась как будто не для зрителя, а для галочки. И потому отечественный кинематограф продолжал идти по тупиковому пути развития.

Он утонул, а мы еще нет

 
 
Сегодняшнее состояние отечественного кинематографа вызывает у старшего поколения режиссеров невеселые мысли.

— Наше кино — это утопленник, — отметил Андрей Смирнов. — Как его откачать, не знает, наверное, никто. Современный кинопрокат начисто колонизирован, премьеры голливудского кино расписываются на годы вперед. И это в основном картины развлекательные, потому и получается, что люди старше 30 лет ходят в кинотеатры все реже. Залы заполняет в основном молодежь, которая жует попкорн и смотрит то, что ей показывают. Конечно, сегодня у нас больше свободы, и после тридцати лет паузы я впервые снял фильм, которого не коснулись ножницы цензора. Но сегодня главный вопрос — где взять деньги на съемки фильма? Мне выделили средства из бюджета, но наша государственная поддержка очень избирательна. И если будет реализовываться политика нынешнего Министерства культуры, о котором без крепкого словца вспоминать нельзя, нас ждет та еще цензура: на экране нельзя будет пить, курить, произносить бранные слова (даже слово «задница» может оказаться под запретом).

— Однако сегодня государственная поддержка — это не единственный путь финансирования кинопроцесса, — прокомментировал Вячеслав Шмыров. — Большинство фильмов, заявленных в основной программе нашего фестиваля, снято без использования бюджетных средств. Продюсеры и режиссеры этих фильмов добывали деньги сами: либо находили спонсоров, либо зарабатывали в бизнесе (например, рекламном), либо вообще собирали через Интернет. Конечно, при этом они экономили и на декорациях, и на костюмах. Даже многие актеры — друзья авторов картин — снимались у них бесплатно. При всем при том на художественный уровень кинолент это никак не повлияло.

Однако без поддержки муниципалитета проводить фестиваль было бы невозможно, потому организаторы особо отметили управление культуры администрации города Челябинска, которое уже второй год является учредителем фестиваля.

Фото пресс-службы фестиваля.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other