Меню

В кукольном театре состоялась долгожданная премьера «Цыганочки»

19.02.2014 10:44 13 (11725)


Пиковая дама в цыганском шатре.

«Цыганочка» задержалась на пару месяцев. Немудрено. Совладать со стихотворным текстом самого Александра Сергеевича не в каждом драматическом театре рискнут, а спеть «Алеко» Сергея Васильевича — не в каждом оперном.

Пионэры с картами

В театре Вольховского решили поэкспериментировать: смешали Пушкина, Рахманинова, добавили капустного юмора от Борока, сусального золота от «Маски» и вылепили свою «Цыганочку» — драму с музыкой, танцами, а заодно и куклами, ну раз театр уж все равно кукольный. Коктейль предназначен для взрослой публики, маленькой вряд ли он понравится, разве что ведмедик получился потешный. Взрослым же, причем как на мягких креслах, так и на жесткой сцене, потешаться можно было гораздо больше. «Взвейтесь, кострами… мы пионэры», — распевали ромалы в бутафорских париках. Зал похохатывал. Капустный запах витал вплоть до живописного финала, с двумя трупами. С убийствами шутить не стали, поставили, как и полагается, в духе Шекспира или, может, кабуки с его языком поз? В общем, на полном серьезе, да еще попедалировали, чтоб народ от смены ориентации в жанре не растерялся.

Поначалу драматический жанр в мозгу пристрастного зрителя явно диссонировал со сценическим действом, но затем пазлы сошлись. Ну, конечно! Первая красавица, о которой мечтают все парни в таборе, назло всем нашла себе забаву. Она его за муки полюбила, а он — за состраданье к ним. (Почти цитата.) Судя по хоровому рефрену — «три карты», — муки героя связаны исключительно с азартными играми. А что? Тоже, между прочим, Пушкин. Герман, он, как и Алеко, одержимый, со взором горящим. А у девушки любовь, которая зла, — разве не драма?! К тому же эта любовь и погубила героиню самым кровавым образом. И все из-за вредных привычек. Грубая проза жизни. Ну вот, как-то так.

Взялся за гуж...

С цитатами Рахманинова сложнее. В опере, скажу по секрету, петь надо. И желательно хорошо. Конечно, при наличии голосов и отличного завмуза можно оперные арии и речитативы с успехом выучить даже в кукольном театре. И это здорово. Однако жанр обязывает иметь в труппе если не Хворостовского, то хотя бы Чикановского. Послушать «живой вокал под живую музыку» в немузыкальном театре приятно, но недолго. Старинные цыганские песни удались, особенно благодаря Наталье Балдиной. Остальные номера при отсутствии действия на сцене проходили мучительно нудно. С танцами как-то поживее получалось, жаль, зеркало сцены маловато, поэтому некоторые номера актерам пришлось плясать, лежа на полу. Порадовало, что не было банальных потрясаний юбками и плечами, и даже подъюбников, зато были оригинальные панталончики на стройных дамских ножках. Мужской части наверняка запомнилось.

В общем и целом, новое прочтение Пушкина оказалось гораздо более робким, в отличие от «Вильяма нашего Шекспира», которого Борок переписывал аж два раза, и оба не без успеха. Вероятно, в этот раз соавтор побоялся авторского гнева, хотя Пушкин был человеком с юмором и сам любил пошутить. В общем, ни два, ни полтора. В результате таки поссорился Александр Владимирович с автором по мелочовке, «из-за гусака».



«В рамках исторической традиции театра Валерия Вольховского представляем спектакль для взрослого зрителя «Цыганочка» — драму с музыкой, танцами и куклами по мотивам поэмы А.С. Пушкина «Цыганы» и опере С.В. Рахманинова «Алеко». Мы объединили их в своем спектакле, наполнили цыганскими народными песнями и живой музыкой, насытили хореографией и отдали часть ролей, которые обычно исполняют люди, куклам» — так написано в программке спектакля.