Меню

Классный руководитель всегда на связи

27.01.2020 12:26 - автор Сергей Таран
Чего давно ждали, все-таки случилось – на самых верхних этажах власти неожиданно четко сформулировали: воспитание молодого поколения является государственным делом.
Классный руководитель всегда на связи

Классный час в челябинской гимназии № 63

Неслучайно губернатор Челябинской области Алексей Текслер на недавнем совещании с главами муниципальных образований и руководителями органов исполнительной власти заявил:

«Обращаю внимание на институт классных руководителей. Это педагоги, которые должны сопровождать школьника в его индивидуальном образовательном пути. Напомню, президент принял решение выделить дополнительно 5 тысяч рублей каждому классному руководителю. Обращаю внимание коллеги, что ни в коем случае не должны измениться условия оплаты труда – это дополнительные деньги. Тем более у нас появляется возможность осуществлять эту поддержку из средств федерального бюджета».

Официальные цифры: 

В школах города Челябинска – 5,5 тыс. классных руководителей. Средняя заработная плата учителей по итогам 2019 года составила 34 952 руб.

О роли классного классного

– В современной школе классному руководителю отводится довольно важная роль, – говорит председатель Комитета по делам образования Светлана Портье. – В соответствии с должностными обязанностями, классный руководитель – это координатор школьной жизни ребенка, который обеспечивает взаимодействие между всеми участниками образовательных отношений: учителями, родителями, школьниками. На него возлагаются задачи по сплочению детского коллектива и созданию внутри него комфортного микроклимата, организации участия класса в общественной жизни, контроль посещаемости уроков, воспитательная работа и т. д. Вместе с тем именно классный руководитель способен одним из первых почувствовать изменение психологической обстановки в классе и предотвратить развитие проблемной ситуации. У каждого ребенка должен быть как минимум один взрослый, которому он может доверять. Мы надеемся, что роль такого взрослого в стенах школы принадлежит именно классному руководителю. 

Разговор с настоящим педагогом

Фигура классного руководителя в системе образования понятна и близка каждому, кто учился в школе. А чем живет сегодня классный руководитель, каков его образ жизни и смысл работы? Чтобы получить ответы на эти вопросы из первых рук, отправляемся в гимназию № 63.  

Наталья Голубчикова, преподаватель английского языка и классный руководитель 9-го класса непрестанно окружена детьми – и на перемене, и на уроке. Дела с классом – сплошная карусель. Но для беседы с журналистом нашлась минутка.

Мир классного руководителя соткан и спрессован из невероятного множества конкретных дел, что некогда оглянуться, окинуть общим взглядом самого себя, свою личную жизнь. Себя она иронично называет «городским сумасшедшим», коллеги же – возвышенно: педагог от Бога. Для учеников она просто вторая мама. 

– Наталья Николаевна, что такое классное руководство?  

– Для учителя-предметника достаточно умений, знаний, навыков. Но работа классного руководителя настолько обширна, что ее невозможно ограничить стенами школы. Она распространяется во все направления и занимает все время. Учитель всегда со своими учениками, все время думает о них. Это я про такого «городского сумасшедшего», типа меня. Я всегда говорю, что классным руководителем прежде всего надо хотеть быть. 

– Как вы думаете, классный руководитель обязательно должен быть умудрен опытом работы в школе?

– И вчерашний выпускник вуза может быть хорошим классным руководителем. Все зависит от личности. Понимаете, я всегда стараюсь относиться к детям моего класса так, как я хотела бы, чтобы относились к моим родным детям. Классный руководитель – это такое состояние бесконечной заботы. Надо этим жить. Всегда думать наперед: как будет лучше детям? Как сделать, что им было интересно? Без конца думаешь, что применить новенького для ребят. Раздумья эти не покидают тебя: а вот это стоит, а вот это нет. Вот у нас прошел «День без турникетов». Это городское мероприятие по профориентации. Я сама с ребятами с таким удовольствием съездила на одно приборостроительное предприятие. Оказывается, у нас в городе есть производства самого современного уровня. Мы все были в восторге. А ребята сделали видеоролик. И один из мальчишек сказал: «У меня появился повод испытать гордость за наш Челябинск». Ведь здорово!

– Класс – это не только дети, но и их родители, с которыми бывает подчас сложнее, чем с детьми. Согласны?

– С родителями мне повезло. У нас просто коллектив единомышленников. Я им очень признательна. Любое дело они поддерживают. К примеру, пишу сценарий новогодней сказки – они делают декорации, и костюмы, и все-все. Собрались мы куда-то на выезд – родители помогают с организацией. И в классе многое сделано благодаря родителям. Отношение, чувства к детям не подделать. И рождается ответное чувство детей и родителей.

А на днях ученики Натальи Николаевны сдавали пробный экзамен. Классному руководителю всего лишь нужно было поприсутствовать. Но она уже не спит с шести утра. Бежит с утра в школу: хочется проветрить кабинет, приготовить все, что нужно. Убеждена, что в школе должно быть приятно как дома, чтобы дети здесь испытывали радость. 

– Я всегда говорю детям, что бы ни случилось, начинайте с меня. Мы вместе справимся, – говорит Наталья Голубчикова. – Сейчас у меня девятый класс, выпускной. Я предложила родителям сделать для них подарок – поездку в Москву. Это, во-первых, очень интересно, познавательно. Во-вторых, такие вещи остаются надолго в памяти. Кто-то согласился, а у кого-то какие-то семейные обстоятельства. Но в целом меня поддержали. 

Одна из черт работы классного руководителя – самозабвенность.

Классный руководитель погружен в жизнь своих учеников и зимой, и летом, и утром, и вечером Наталья Голубчикова говорит: «Мы все всегда на связи. Само собой, созданы свои группы в соцсетях». Она знает обо всех неприятностях своих учеников. Но приходят к ней не только дети со своими переживаниями – звонят и прибегают родители, чтобы попросить помощи. 

– Наталья Николаевна, вы заметили, ваша жизнь эмоционально перегружена?

– Ученики спокойно жить не дают. Все говорят: «Дети – это пластилин». Но это не так. Дети – это такая целевая аудитория, которую нельзя обмануть. Вот идите на любой спектакль. Если дети шумят – значит не нравится. И тут хоть что делай. Если их задевает что -то, затрагивает, если находишь к ним ниточку – все, это звенящая тишина. Дети чувствуют на уроке, если учитель сам горит темой, переживает, все время в поиске, тогда урок становится продуктивным. 

А мне отрадно, сегодня спросила у ребят, будут ли они участвовать в олимпиаде «Умники России». Они дружно ответили: «Будем». 

Сколько стоит воспитание школьника

Директор челябинской гимназии № 63 Наталья Мананникова:

– Знаете ли вы, что дети очень похожи на своих родителей и на своих классных руководителей. Вот Наталья Николаевна человек организованный, эмоциональный, и дети у нее точно такие же. Конечно, нам бы хотелось, чтобы человек, который работает с детьми, обладал самыми ценными качествами. В своей жизни каждый учитель должен побывать классным руководителем. Но так бывает, что мы даем классное руководство один раз, но на второй – просто не предлагаем, если получаем отрицательный эффект. 

Классный руководитель выполняет очень много функций. Следит за успеваемостью, мотивирует детей на учебу, занимается профориентационной работой, взаимодействует с родителями. Если ребенка в школе нет, первый, кто бьет тревогу – классный руководитель. Если ребенок заболел и его нет длительное время в школе, то мы организуем образовательный процесс на дому. 

Посредником между школой и ребенком становится классный руководитель. Это должен быть универсальный человек с железными нервами. Тебе в 7 часов утра или в 9 вечера звонят, и ты должен немедленно реагировать. Это круглосуточная и круглогодичная работа, которая отнимает все твое время. А если классный руководитель работает спустя рукава, то немедленно дают о себе знать неразрешенные конфликты. Падает дисциплина в классе, учеба. Родители начинают обращаться с жалобами. И родители говорят: «Вам за это платят деньги!»

Давайте подсчитаем? Мы сейчас платим за классное руководство 3000 рублей. 30 человек в классе. Получается 100 рублей на одного ребенка в месяц. А в месяце 30 дней. Итого: оплата на одного ребенка в день стоит 3,3 рубля. Кто из наших родителей за эти деньги возьмется быть классным руководителем? 

Замдиректора по воспитательной работе Татьяна Густова:

– Классный руководитель прежде всего наставник, воспитатель. По сути, это вторая мама, которая имеет опыт за плечами. У него в классе 30 человек, но он должен суметь разобраться с любой проблемой. А дети приходят разные. У одних проблемы в семье, у других не строятся отношения со сверстниками. И здесь педагог, в отличие от предметников, чаще находится с классом. Есть темы, о которых ребенок взрослым не скажет. Сегодня дети гиперактивны. Но если ребенок замкнулся – классный руководитель должен моментально отреагировать. 

Но настоящих классных руководителей, честно скажу, встречаются единицы.

С этим можно согласиться лишь отчасти. Люди, самозабвенно преданные делу, встречаются во всех профессиях, но в учительской среде – чаще всего. 

Фото Дмитрия Куткина

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»